Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках математики

Кацевич Надежда Игоревна

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому».Сказал венгерский, швейцарский и американский математик прошлого века Джордж Пойа, эти слова легли в основу моей педагогической деятельности как учителя математики.

По мнению немецкого педагога Адольфа Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому я организовываю учебную деятельность так, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки. На укорах и во внеурочное время я прививаю учащимся вкус к исследованию и вооружаю их методами научно – исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги и все присутствующие в этом разделе.

Учитель, наставник… Сколько существовало и будет существовать человечество, столько и будет жить вечное понятие «учитель».

«Хороший учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком»,- считал Василий Сухомлинский. Именно эти слова замечательного педагога являются для меня руководством в работе с детьми.

 «Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». Сказал венгерский, швейцарский и американский математик прошлого века Джордж Пойа, эти слова легли в основу моей педагогической деятельности как учителя математики.

Представляю вашему вниманию свой  педагогический опыт работы. Основное направление моей работы - исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках математики.

Идея моего опыта заключается в развитии креативных способностей учащихся, формировании  универсальных учебных действий, которые  означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта через проектно – творческую и исследовательскую деятельность и элементы математической культуры с использованием информационных технологий.

По мнению немецкого педагога Адольфа Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

Я считаю, что любое знание – предметно. Оно отражает те или иные свойства, связи, взаимодействия объекта, избирательно открываемые исследовательской деятельностью. Именно в исследовательской деятельности происходит усвоение предметного содержания знаний в тех характеристиках, в которых они выступают ориентировочной основой усваиваемых умений.

Обратите внимание на эти кривые линии, похожие на волны жизни. В математике зеленая линия – это косинусоида, синяя – синусоида. А давайте представим отношение «учитель – ученик» через кривые линии. Пусть зеленая линия – я, синяя –  мои ученики.

Да, я пришла к детям, уже имея знания и опыт, а дети всё начинают с нуля. И это правильно, что мы идем навстречу друг другу  и встречаемся через определенные промежутки.

 Наша первая точка пересечения – момент знакомства на уроках математики в начальной школе. Ловлю их пытливые взгляды, в которых читается живой вопрос «Кто Вы? Зачем пришли?» И вот тогда между нами появляется первая невидимая нить, связывающая нас в одно целое. Ведь я пришла узнать их, принять их такими, какие они есть, и понять, что могу для них сделать, когда они придут ко мне, шагнув на вторую школьную ступень, чтобы им со мной было легко, комфортно, интересно.

Вторая точка пересечения наших линий - первый урок математики в пятом классе. И теперь на каждом уроке мы вместе будем наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать, оценивать, сотрудничая, находить верное решение.

 Посмотрите внимательно на графики, ведь кривые одинаковые, только смещены на координатной плоскости. А как бы  мне хотелось в школьной жизни, чтобы они совпадали, несмотря на интервалы между ними. В этом я вижу смысл своей работы, развивая интерес к математике и желание постигать неизвестное. Систематическая работа с детьми на уроках и на внеурочных занятиях приносит и ученикам, и мне огромное удовлетворение. Все наши усилия направлены на создание благоприятных условий для осуществления образовательного процесса, повышения  моей профессиональной культуры  и уровня обученности школьников, их подготовки для жизненной успешности.

Говоря об использовании исследовательского метода в обучении математике, я выделяю одну из важных проблем — развитие математических способностей учащихся, которые проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно дети усваивают математический материал, и легче всего обнаруживаются в ходе решения задач.

Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт. Для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удастся воспитать ученика, любящего математику или хотя бы такого, который с интересом учит математику.

Мои ученики… Какие же они разные!.. И какие разные у них глаза: думающие, веселые, сияющие… А еще напряженные, равнодушные… Как помочь таким ребятам?

Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому я организовываю учебную деятельность так, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки. На укорах и во внеурочное время я прививаю учащимся вкус к исследованию и вооружаю их методами научно – исследовательской работы.

Работая в данном направлении, постепенно подвожу ребят к пониманию, а затем к созданию и разработке исследовательских работ и проектов:

  1. в 5 – 6 классах предлагаю учащимся небольшие информационные проекты, в которых они рассказывают о геометрических телах, их свойствах. Моим ученикам очень нравится искать информацию по заданной теме, и они стремятся как можно интереснее рассказать своим одноклассникам о том, что они узнали самостоятельно;
  2. в 7 – 8 классах выполняются  исполнительские проекты. Ребята работают над проектом  при непосредствен ном руководстве, последова тельно осуществляя мои рекомендации о порядке действий;
  3. учащимися 9 – 11 классов оформляются исследовательские проекты с использованием методов современной науки: эксперимент, моделирование социологический опрос. В ка ком-то смысле, это игра «в исследование» с це лью приобщения учащихся к исследовательской деятельности, выявлению способностей к ней и интереса.

Инициатива и предложения учащихся всегда приветствуются и поддерживаются мною.

Учащиеся 8х классов  самостоятельно подготовили  и провели  праздничные уроки по математике для начальной школы.

Мои ученики принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, проектах, предметных математических чемпионатах и олимпиадах.

Среди них призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010 по математике в 11 классе, победители и призеры муниципального конкурса «Лучший предметный проект» 2008 – 2009гг. По результатам Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» 2011 года Капустин Александр ученик 6 класса был направлен Центром Развития Одаренности для отдыха и обучения в профильный летний лагерь «Дерзание», где занял II место.

Самый значимый результат моей педагогической работы по применению проектно – исследовательской деятельности на данном этапе – выпускник 2011г Зарецкий Игорь является студентом Московского технологического государственного университета гражданской авиации факультета прикладной математики и ВТ по специальности информационная безопасность телекоммуникационных сетей.

В течение  последних трех лет сохраняется достаточно стабильный процент обученности моих детей по предмету и увеличивается процент качества обученности.

Для предоставления учащимся  возможности освоить инновационные образовательные программы, я  постоянно   работаю над своим развитием  и  совершенствованием. В профессии учителя невозможно остановиться, необходимо постоянно расти над собой. Учитель в современном мире - тот же ученик. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому.

На протяжении последних трех лет ежегодно посещаю Марафон учебных предметов в Москве организованный ИД «1 сентября».

В 2011 году приняла участие:

  1. в работе Всероссийского дистанционного научно – практического семинара «Формирование УУД средствами системы Л.В. Занкова»
  2. в работе Всероссийской научно – практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Л.В. Занкова «Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы» 21.04.2011г. г. Москва
  3. участвовала в программе «Зритель» Третьего Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов развивающего обучения «От призвания к признанию» 14.12.2011г.
  4. на VI всероссийских XIII областных занковских чтения «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова» - ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» 01.04.11г. мною проведен мастер класс по теме «Расчет стоимости ремонта в квартире»
  5. выложены на сайте ИД «1 сентября» и напечатаны в сборниках тезисов мои работы: урок – игра «На привале», математический бой для учащихся 6 классов и мастер – класс 2011года
  6. в рамках региональной педагогической мастерской «Формирование информационной культуры школьника средствами системно – деятельностного подхода в условиях введения ФГОС» на базе МОУ СОШ №4 г.Щекино 24.03.11г. мною был проведен мастер – класс по теме «Развитие и применение УУД в работе с информацией на уроках математики»
  7. мастер-класс для учителей математики Щекинского района с приглашением методистов  ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» 20.12.11г.
  8. в районом профессиональном конкурсе «Ярмарка методических идей» с 2007 по 2011год занимала призовые места в различных номинациях.

Исследование - это всегда поиск, приводящий к выявлению зависимостей и отношений, и в этом процессе помогают не только различные приемы и методы, но и интуиция, и догадка. В организации исследовательской и проектной деятельности учащихся я следую высказыванию Д.Пойа, «… в решении любой задачи присутствует крупица открытия».

Благодарю вас за внимание!


 

Комментарии

Павлова Ирина Вячеславовна

Надежда Игоревна!Все ваши идеи ведения проектно-исследовательской деятельности очень интересны. Обязятельно возьму себе на вооружение все, что увидела! Желаю дальнейших творческих успехов!