БЛИЦ-ТРЕНИНГ

Цымбулов Валерий Ильич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл BLICTRENING.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

БЛИЦТРЕНИНГ

 На уроках изобразительного искусства часто приходится сталкиваться с проблемами

 отсутствия внимания, наблюдательности и зрительной памяти у школьников, а это, как правило, всегда приводит к тому, что учебные задания выполняются ими весьма невыразительно или, что ещё хуже, вообще не выполняются и в таком случае можно считать, что урок, мягко говоря, просто не удался, ибо поставленные задачи оказались не решёнными.

 Бывает так, что хотя вся структура и методика урока бывает продумана до мелочей, однако, если по каким то причинам ученики работают явно невнимательно, отвлекаются, разговаривают, добиться результативности бывает крайне трудно и в таких случаях зачастую приходится искать что-то новое, неожиданное, и вместе с тем достаточно интересное, что могло бы привлечь внимание детей.

 Мнение, что можно добиваться хороших результатов если ученики сидят на уроке тихо,к сожалению несостоятельно.

 Характерная деталь: уроки математики, русского языка и некоторые другие проходят если не « в мёртвой тишине», то во всяком случае близко к этому.

 Казалось бы,такая дисциплина учащихся должна во многом способствовать прекрасному усвоению учебного материала, однако на практике приходится наблюдать, что это далеко не так: вроде бы и дети слушают внимательно и сидят чинно и спокойно, но, присмотревшись, видишь, что часть детей просто на какое-то время как бы «ушла в себя», то-есть практически «спят с открытыми глазами» и только окрик учителя или какой то другой внешний раздражитель заставляет таких учеников снова « вернуться на урок». Можно предположить, что именно эти « потери» в образовании и заставили увеличить количество учебных часов на преподавание русского языка и математики в надежде на то, что если не удастся ученикам сознательно освоить эти дисциплины, то уж кое что просто запомнить вполне возможно за счёт лишних учебных часов, тем более, что почти всегда эти предметы ставятся в числе первых, то-есть тогда, когда дети ещё не устали.

 Понятно, что уроки изобразительного искусства лишены подобной «благодати», вот почему

 каждое учебное занятие облекается в драматургию, позволяющую в какой то степени решать поставленные учебные задачи, хотя, безусловно, здесь довольно часто встречаются такие проблемы, как плохое внимание, низкое, примитивное качество выполняемых работ, особенно тематических заданий, и даже нежелание рисовать, как правило из- за банальной лени.

 А если ещё учесть, что чаще всего уроки изобразительного искусства ставятся в расписании последними, наивно полагая, что это не уроки, а просто развлечение для детей, то становится ясно, что в такой ситуации добиться высокого качества в преподавании изобразительного искусства бывает далеко не так просто.

 Безусловно, главным в преподавании изобразительного искусства в конечном счёте является не только качество преподавания, сколько качественный результат, выполнение программных целей и задач в том объёме, который позволяет установить уровень художественного развития личности на определённом этапе. Неоднократно доводилось видеть, как учителя мастерски проводят уроки, используя многочисленный арсенал разнообразных методических приёмов, но в итоге только небольшая часть детей справляется с поставленной задачей и всё по тем же причинам: из-за неустойчивого внимания школьников, слабой усидчивости, быстро наступающей усталости,

 плохой памяти, наблюдательности и т. д.

 Чтобы хоть как то избежать подобных «эксцессов» в своей работе, в начале каждого урока я занимаюсь «разогревом» учащихся, предлагая им короткие тренировочные упражнения несколько относительно связанные с тематикой предстоящего урока. Эти упражнения можно варьировать, повторять, учитывая особенности развития детей, но в любом случае польза таких упражнений очевидна.

 Любые из заданий так или иначе направлены на развитие внимания, наблюдательности и зрительной памяти. Все они группируются по следующим особенностям: нахождение различий в «одинаковых» фигурах или предметах, определение изменений в расположении вещей или фигур,

нахождение «пропавших вещей»,нахождение ошибок в расположении света и тени, пропорции, колорит, и т. д.

 Здесь я представляю несколько заданий, которые можно видоизменять, придумывая каждый раз новые, увлекательные сюжеты, связанные напрямую или косвенно с темой предстоящего урока и

сгруппированные по принципу убывающей сложности:

Четвёртый класс, третья четверть

 У трёх одинаковых предметов, собственные и падающие тени изображены по-разному, без учёта направления источника света. Надо найти ошибку, если источник света находится слева от предмета.

 Надо устранить ошибки в четырёх нарисованных домах.

 Среди нескольких изображённых фигур человека только две (или один, или три), изображены правильно. Найти эти фигуры.

 В течение одной минуты демонстрируются пять предметов с одинаковой расцветкой,надо найти тот,который отличается по колориту.

 Пять человек становятся в определённых позах. Зрители должны на несколько секунд закрыть глаза, а за это время позы слегка меняются. Надо исправить положение позирующих.

 Демонстрируется 7-9 разных предметов. На несколько секунд предметы закрываются перед глазами зрителей, один из предметов убирается. Надо установить, какой именно предмет исчез.

 Изображена обувь с подробностями — шнурки, подошва, каблуки, а также ноги людей в одинаковой обуви и только в одном рисунке, там где ноги, обувь изображена верно.

 Найти различия (или ошибки) в изображении пяти одинаковых портретов.

Количество подобных заданий может быть беспредельным, но в любом случае они всегда должны быть разными, неповторимыми и увлекательными. Поэтому такие задания желательно проводить в форме блиц-конкурсов, деля класс на команды или на зрителей и «знатоков».

 Хочется отметить, что подобная работа лишь в малой степени способствует развитию

 наблюдательности и внимания. В конечном итоге основная роль конечно отводится самому уроку на котором обязаны решаться поставленные цели и задачи; но в то же время могу заметить, что такие кратковременные конкурсы в начале каждого урока прежде всего активизируют внимание и наблюдательность учащихся, что даёт впоследствии возможность каждому ученику творчески, осмысленно выполнять учебную работу.

 На каждое задание отводится почти всегда не более 5 минут,при этом необходимо учесть, что в памяти детей правильные решения оседают не сразу, поэтому некоторые задания можно использовать вторично, слегка меняя их характер.

 Безусловно, существует много всевозможных приёмов с помощью которых удаётся активизировать учебный процесс, но всё же эта проблема сегодня остаётся и, к сожалению, становится с каждым разом всё более актуальной, потому что здесь очень многое связано с воспитанием детей в семье. Замечено, что там, где родители уделяют своим детям достаточно внимания, там дети обладают устойчивой памятью, хорошей наблюдательностью и активным творческим мышлением;  но, как говорится это тема другого разговора.


 

Комментарии

Костюченко Вера Валентиновна

Ещё раз, ВАЛЕРИЙ ИЛЬИЧ, Вы подтвердили, что изобразительный процесс - это, прежде всего,мыслительный процесс, аналитический и самое главное - духовный! Такие задания всегда хотелось ввести в работу, но не получалось,они ведь требуют большой специальной подготовки!