Опыт использования свадебной символики в художественно-эстетическом и нравственном воспитании современных детей как важный вклад в реализацию программы «Толерантность».

Ерюшина Елена Юрьевна

Опыт использования свадебной символики в художественно-эстетическом и нравственном воспитании современных детей как важный вклад в реализацию программы «Толерантность».

Интерес к русскому народному творчеству в наши дни неизмеримо возрастает. Сегодня много говорят о духовном возрождении России. Одной из действенных форм реализации этого направления является изучение народного художественного творчества в современной школе. Знакомство многонациональной  детской аудитории с русским  народным творчеством  является важным вкладом в реализацию программы «Толерантность».

Система воспитания, сформировавшаяся в рамках национальных традиций, в значительной степени,  определяет духовно – нравственный облик народа и его менталитет – образ морали и нравственного поведения. Академик Д. Лихачев писал: « Мы не выживем физически, если погибнем духовно», «…нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую». [3, 154]

 Приобщение детей к народным традициям помогает воспитывать здоровую, гармоничную личность, создавать условия, побуждающие ребенка к нравственному поведению. Для  того, чтобы владеть нравственной нормой, необходимо получить данные знания о ней. Знакомство с народными праздниками, обрядами, ритуалами, сказками, песнями, играми  дают представления ребенку о добре и зле, о моральных нормах, подводят ребенка к нравственным суждениям поступков, событий, явлений. В педагогической деятельности, при организации факультативных занятий необходимо сосредоточить внимание на свадебном обряде и символике северорусской свадьбы, которая всегда оказывала и продолжает оказывать влияние на формирование нравственных позиций школьника.

Свадьба является одной из самых важных обрядовых форм в жизни человека. Во все времена она была и есть — кульминация жизненного пути каждого человека. Велика роль свадебной обрядности в нравственном и психологическом состоянии общества любых общественных формаций. В современном мире сохранилось отношение к свадебному обряду как к важному событию в жизни человека. Несомненно, изменились формы поведения молодежи и нравственная оценка основных и кодов и символов традиционной свадьбы, но психологическая составляющая сохранилась и в наши дни.[1] Многие из них сохраняются как внешняя атрибутика современного свадебного обряда (свадебные игры и свадебные костюмы). Сила воздействия самого факта исполнения этого обряда на современных молодых людей велика, что проявляется не только на их социальном статусе, но и оказывает большое влияние на их психологическое, нравственное состояние. Для детей — подростков, у которых в этом возрасте только начинают закладываться основные нравственные ориентиры, происходит формирование своего отношения к свадебному обряду, к пониманию его сущности, к знакомству  с основной символикой традиционной свадьбы, несущей большую нравственно-воспитательную и эмоциональную нагрузку. Исследователи современной семьи отмечают низкий уровень информированности молодежи о проблемах семьи и семейных отношений, слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к семейному образу жизни. (5, Морозова Е.А.Сорокина Т.Ю. из мат. Покровских чтений 2009г).

Изучение особенностей символики русской свадьбы, тема этнической самоидентичности и самоиндетификации, необходимость ее раскрытия в школьном возрасте создает основу формирования морально – нравственных качеств и духовных ценностей учащихся. Символическая значимость становится определяющей характеристикой  традиционных поэтических формул, напевов, элементов одежды. Все это восходит к закономерностям традиционной системы мышления.  Организация фольклорных мероприятий, проведение занятий по изучению традиций и старинных обрядов способствует формированию духовных ценностных ориентиров и морально – нравственных качеств подрастающего поколения. В современной системе образования необходимо уделять особо важное  внимание воспитанию духовных и семейных ценностей, формированию нравственно - эстетических качеств подрастающего поколения, поскольку институт традиционной семьи претерпевает трансформацию,   и современная семья находится в глубоком кризисе.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. В наши дни, когда мы все чаще можем встретить безнравственность, жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания, становится все более и более актуальной. Педагог, имеющий прямое влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме особое внимание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие гармонично развитой и цельной личности ребенка, который помогает сформировать у учащихся чувство патриотизма, трепетное отношение к Родине, к обществу, к коллективу, к людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. Социально необходимые требования общества педагог должен  превращать во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Моральные принципы  подразумевают в поведении людей, такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Непосредственное влияние на формирование и становление нравственных ценностей школьника лежит на учителе. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности. Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, через занятия музыкально – поэтическим и художественным творчеством происходит духовное развитие ребенка, приобщение его к высоким идеалам, к самообразованию, к  радости в достижении целей и в воспитании эмоционально - волевой сферы ребенка. Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте зависит как он будет строить свои отношения с окружающими в дальнейшим, успешность его будущей жизни. В нравственном воспитании детей – подростков, важно не только сформировать моральное сознание и нравственные чувства, но самое главное, заинтересовать ребенка и ввести его в увлекательный мир народного художественного творчества, национальный мир русской культуры. Нравственно - эстетическая направленность этих занятий по народному художественному творчеству даст возможность школьнику принять участие в различных видах деятельности; развить творческие способности, сформировать моральные принципы и нравственно – эстетические качества подрастающего поколения.

Может возникнуть вопрос, что с детьми средней школы рано говорить о свадебной обрядности. Учитывая собственный педагогический опыт, а также наблюдения психологов, отмечающих более раннее развитие современных детей, в том числе,  не без участия влияния СМИ, считаем, что уже в детском возрасте должны закладываться нравственные представления о семейных ценностях, об ответственности перед самым важным шагом в жизни каждого человека. В традиционном обществе эти представления формировались с детства. Принимая непосредственное участие в проведение различных обрядов, в том числе и свадебного, ребенок впитывал в себя морально – этические ценности, овладевал нравственной нормой поведения.

Организация учебно – воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя  совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов, в определении целей, содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей. Интеграцию можно рассматривать как психолого – коррекционный принцип, направленный на развитие и содержательное наполнение эмоционально – чувственной и интеллектуальной сферы ребенка. Проведение интегрированных уроков по русскому народному музыкально – художественному творчеству способствует пробуждению у учащихся эмоциональной отзывчивости, воспитывает культуру чувств, нравственно обогащают личность ребенка, учит воспринимать окружающий мир во всем его богатстве, обогащает внутренний мир учащихся. Так, велико значение методики музыкального воспитания, обусловленное важной ролью музыкального искусства в нравственном воспитании подрастающего поколения. Изучение, развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики ребенка, ее проявления и развития, без понимания, что такое музыкальных  способностей и человеческая деятельность. Проведение интегрированных уроков, концертов народной музыки, приобщает детей к русскому народному творчеству,  имеет большое значение для повышения интереса учащихся к проблеме изучения традиционных русских обрядов и способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Развитие смежных наук имеет большое значение для методики музыкального воспитания, так как увеличивает возможность интегрировать их научные данные. Интегрированный урок предполагает комплексный подход, связь предмета музыки с другими предметами: литературой, изобразительным искусством, историей. Это необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания учащихся, для формирование духовной культуры и морально – нравственных ценностей. Важно возрождать в педагогической работе традиции народного песенного и музыкального искусства. Необходимо возрождать традиции исполнительства русских народных свадебных обрядовых песен: «…русский народ – народ – певец, песнотворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен, которые в радости,  в труде, в горе, и в радости. Пение, и в особенности хоровое,- один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране. Традиции хорового пения уходят далеко в глубь русской  истории». Сохранить традиции певческой традиции русского народа без учителя практически невозможно. Так, напрмер, интегрированном урок на тему «Русский народный свадебный костюм в русском искусстве» дает возможность познакомить детей с традиционными особенностями старинного свадебного обряда, на примере разучивания и исполнения народных свадебных песен, с помощью которых осуществляется знакомство с известными художественными, музыкальными и поэтическими произведениями, посвященными теме старинных свадебных обрядов.

Комплексный подход к организации фольклорных мероприятий, специфика интегрированного урока представляет собой рассмотрение содержания музыкального искусства во взаимодействии с другими школьными учебными дисциплинами. Задача этого жанра урока вывести народное творчество за пределы его предметной сферы, потому и цель такого урока шире предметной. Использование в ходе интегрированных уроков различных видов искусства способствует разностороннему гармоническому развитию личности. В.М.Бехтерев, исследуя психологические подходы к музыкальному образованию, отмечал: «… чрезвычайно важно известным образом направлять развитие ребенка. Музыкальное воспитание должно играть в воспитании не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка, начиная с раннего возраста, уже способна возбуждать эстетическую эмоцию». В.М.Бехтерев рассматривал вопросы музыкального образования в тесной связи с нравственным развитием человека: «…я убежден, что о детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а  следовательно,  нравственное развитие человеческой личности».

 

В современной школе необходимо возрождать духовную музыкальную культуру России, разучивать с детьми духовные рождественские и пасхальные песнопения, уделять время знакомству с календарно -  обрядовыми праздниками и с традиционными старинными обрядами нашей страны. Необходимо возрождать традиции народного, песенно-музыкального искусства в педагогической практике  и воспитывать в детях интерес, уважение и любовь к музыкальным традициям нашей страны. Дисциплины связаны с предметами искусства,  в системе современного образования, к сожалению, имеют второстепенное значение, но на самом деле именно они оказывают мощное воспитательное воздействие на гармоническое развитие личности и на формирование духовных ценностей подрастающего поколения. В своей практике я убедилась в плодотворности воспитания детей средствами фольклора. Русская свадьба, как минувших веков, так и в нынешнем ее состоянии является комплексной формой культуры, в ней исторически подвижно соотнесены между собой три различные составляющие: народные обычаи, церковные обряды и гражданские акты. Это свадебная обрядовая культура русского народа. Она всецело пронизана художественным началом и с исключительным своеобразием запечатлена в текстах свадебного фольклора. Свадьба со всем неисчерпаемым изобилием текстов фольклора, относящихся к ней,  прежде всего это -  ­обряд сотворения и скрепления брака, обряд перехода и воспевания величия рода, утверждения  в чреде поколений фундаментальной ценности родовых и семейных уз. О русской свадьбе, свадебных действах, обрядах, об их художественном драматургическом совершенстве написано немало. В традиционной свадьбе нашего современника поражает все: глубина символического иносказания, красота плачей, песен, танцев, постоянное варьирование текстов, естественность их разыгрывания. Свадьба,  вплоть до нашего времени сохранила во многих местностях характерную символику, обрядовую и игровую сущность старинного свадебного обряда. А.С.Каргин пишет,  что «  …каждое обращение к богатствам русской свадьбы – это пробуждение интереса общественности и специалистов к традициям своей культуры, напоминание о необходимости бережливого отношения к ним, их познание и возвращение в  культуру современной России» [2, 8].

 Писатель Д.М.Балашов также отмечал, что сопровождающие русскую свадьбу обряды «являются могущественным средством национального воспитания сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен, а следовательно, он объединяет всех живущих членов народа друг с другом), а также средством связи живущих с предками (обряд совершается так же, как его совершали деды  и прадеды, следовательно, он объединяет народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую вглубь времен». [1, 5]

Хочется верить, что в будущем,  актуальность применения методов фольклорной  арт-терапии будет все больше возрастать, а педагоги и психологи будут все более широко использовать в работе с детьми, приемы костюмотерапии и  цветовой терапии,  на основе знакомства со старинными обычаями и традициями русского народа, которые составляют достояние духовной культуры русского народа. Воспитание культурной личности начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины». [4, 161]

Русский народный свадебный обряд (и народный костюм), безусловно, всегда являлся важными  средством воспитания семейных традиций  и духовных ценностей русского народа. В далёкие времена костюм  был одним из элементов народного воспитания. В народной культуре воспитывало всё: традиции, праздники, народная философия, мировоззрение, фольклор, аккуратность, чистота и красота положительно влияли на ребёнка. Изучение символики русского праздничного костюма помогает углубить знания о старинных традициях и обрядовых особенностях русской свадьбы. Его изучение имеет глубокий морально – нравственный, патриотический смысл, помогает осуществить преемственность  и передачу социального опыта последующим поколениям. Русский народный  свадебный костюм является источником творчества, показателем художественных, эстетических, этических взглядов и мировоззрения на протяжении многих веков существования Руси – России. Служит доказательством творческих способностей и возможностей русских людей.  Русский народный костюм и в частности свадебный,  представляет собой систему разнообразных видов одежды, объединенных единым составом элементов, хотя и не обязательно возникающих одновременно. Многообразие комплексов одежды объясняется большим географическим пространством, которое занимает Россия, особенностями ландшафта, климата, отражает местные особенности различных областей России.

В результате реализации, разработанной мною  программы по изучению символики северорусской свадьбы, удалось познакомить детей с особенностями символики свадебного обряда русского Севера, так как этот регион расположен к нам ближе всего,  и мы проживаем в северо-западном регионе России.  На факультативных занятиях  удалось изучить  особенности старинного  русского свадебного обряда,  постепенно углубить и расширить  знания детей о декоре и областных особенностях русского народного свадебного костюма. Именно на основе этих знаний была разработана программа факультативных занятий по изучению областных особенностей свадебного народного костюма. В соответствии с  программой  были успешно проведены коллективные занятия с детьми,  по изучению символики свадебного обряда и по изготовлению элементов народного праздничного  костюма. Организация вместе с родителями праздничных фольклорных  мероприятий, с помощью игровых приемов,   помогла  познакомить детей с особенностями  и последовательностью обрядовых действий в русском свадебном обряде. Проведение данных мероприятий способствует воспитанию художественного, музыкального и эстетического вкуса детей, расширению их кругозора, повышению уровня их эрудиции, развитию их творческих, коммуникативных способностей, а также формированию эмоционально – волевых качеств учащихся, коммуникативной культуры,  духовных ценностей и морально - нравственно качеств подрастающего поколения (список литературы диплома).

Список литературы

  1. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыков Н.И. Русская свадьба. Свадебный обряд на верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). М., Современник, 1985. — 392 с.
  2. Каргин А.С. Русская свадьба. В 2-х ч. Т. 2. — М., 2001. – 504 с.
  3. Лихачев Д.С.  «Русская культура».– М.: «Искусство», 2000. — 440 с.
  4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения — М: Педагогика, 1980, т.2. — ­ 384 c.
  5. Морозов Морозова Е.А. Сорокина Т.Ю. Традиционная семья и ее взаимосвязь с брачно-семейными установками и личностными качествами молодежи // из материалов Покровских чтений URL: http://www.nravstvennost.info (дата обращения: 2008-2009 г.).


[1] категория «символ» — обобщенно концентрированное воплощение общезначимого, глубинного по своей природе «содержания – смысла – образа»