Авторское эссе "Я - учитель"

Заседко Светлана Анатольевна

Эссе «Я – учитель»

 

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

                             Лев Николаевич Толстой

 

2014 год в моём календаре стал юбилейным - 25 лет педагогической деятельности.

Я – учитель! Для меня это, прежде всего, образ жизни и, наверное, призвание. Это не только профессия, но и предмет гордости. Четверть века моей жизни связаны с одной школой, с одним учительским коллективом. Перешагнув в 1989 году порог школы, я - прилежная выпускница музыкально-педагогического факультета Адыгейского государственного педагогического института, стала частью большой школьной страны – «Средняя общеобразовательная школа  № 5» станицы Тбилисской.

Каждый человек приходит в этот мир для того, чтобы получить определенный опыт. Одним из многочисленных инструментов для получения этого опыта является  профессия. Профессия  «Учитель» - удивительная! Она  дарит возможность нескончаемых открытий: появляются новые взгляды на привычные вещи, раскрываются способности и таланты, о которых и предположить не могли раньше.    Учитель, как великий волшебник и артист, может делать трудные вещи лёгкими. Он всегда молод душой и шагает в ногу со временем, постоянно совершенствуется сам и развивает способности своих учеников.

«Каждый человек по-своему талантлив. Пусть кто-то прекрасно играет на скрипке, но ещё гениальнее слушали вы!..» В этом я постоянно убеждаю своих учеников, потому что я – учитель музыки, не пения, нет. Счастье петь дано, увы, не каждому. Мой удел гораздо серьёзней и ответственней – заложить в душе растущего человека основы музыкальной культуры. И ради этого я ежедневно иду в школу, иду, размышляю, вспоминаю слова Антуана де Сэнт Экзюпери. Мне близки и понятны его мысли о том, что все причастные к воспитанию детей должны ощущать себя садовниками.

Для того чтобы выросли прекрасные розы, о них неустанно заботятся. Если такой же трепетной заботой будет окружён маленький человек, то он оправдает самые смелые надежды, и в нём не будет убит Моцарт.

Я стараюсь быть хорошим садовником, я в ответе за то, чтобы из хаоса беспорядочных звуков и бессмысленных мелодий растущий человек взял нужную ноту, выбрал верную мелодию, которая стала бы музыкой большой души.

С первого урока мои питомцы входят в храм Искусства, основу, фундамент которого составляет неразрывная связь музыки, живописи и поэзии.

Как прекрасны полотна художника, но сила их воздействия многократно увеличивается, если вы слышите духовную музыку, бессмертную музыку Баха, Глинки, Чайковского…

         На своих уроках я стремлюсь, чтобы они были уроками жизни, ибо музыка – это сама жизнь. И взгляды детей на музыку неотделимы от их взглядов на жизнь вообще. Вырастить, сформировать эти взгляды – моя главная задача. Мне бесконечно радостно осознавать, что я имею возможность делиться с детьми не только знаниями музыкальными и искусствоведческими, но и духовно-нравственным опытом в рамках предмета «Основы православной культуры». Детская душа видит и чувствует порой больше и глубже, чем огромный мир взрослых. Видит всё: любовь и ненависть, искренность и подделку. Поэтому учитель в первую очередь должен быть Человеком. Человеком, способным не только передавать знания, но и преподносить их так, чтобы каждое слово стало значимым. Учитель – нравственно богатый человек, способный вложить в сердца детей основы морали, патриотизма, гуманности, воспитать  личность, способную любить и прощать, умеющую отличать добро от зла, поступающую по чести и совести. Учитель должен научить всем жизненным ценностям и умению радоваться жизни. Слово «радуйся» встречается в Евангелии 365 раз, - это значит, что каждый день Господь посылает нам повод для радости. «Всегда радуйтесь! От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости – что угодно можно совершить», - учил Преподобный  Серафим Саровский. Эти слова предельно просто отражают  суть моей педагогической философии.

Направляет в профессии и ведёт к намеченным целям моя верная спутница – Любовь к детям. Ради них, ради встречи с ними я ежедневно иду в школу. Иду, чтобы выращивать «розы» в нашем школьном саду, оберегать их от сквозняков и бороться, чтобы в каждом ребёнке не был убит Моцарт.

Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Идти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.

Мне близки слова В.А. Сухомлинского «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний». Поэтому ищу, пробую, экспериментирую. Приветствую модернизацию образования, внедрение современных технологий. Но при этом я искренне верю, что никогда учитель не превратится в машину для передачи знаний и информации! Потому что у учителя есть то, чего нет в машине - душа!

Храм моей души… Через его окна мои ребята увидят мир, познают великие законы гармонии и красоты. Они достигнут высот Паоло и Франчески! Они обязательно оправдают все мои надежды!