Реформа или реформаторство?

Ирина Викторовна Володина

"Слово «реформа» опять стало эвфемизмом слова «уничтожение». Вы наверняка регулярно слышите: «В России идет реформа образования». На самом деле это ложь. Те конкретные люди, что стоят с умными лицами и рассуждают о «преобразованиях», на самом деле не могут не понимать, что именно они делают. Они не реформируют, а целенаправленно уничтожают образовательную систему.
Зачем они это делают? – Причина банальна. Скажите, еще знающие историю: почему царское правительство так скупо давало права на образование – и это в условиях дефицита грамотных людей? Почему Победоносцев ратовал за циркуляр о «кухаркиных детях» и церковно-приходские школы? Образованный человек – это человек мыслящий. А мыслящий человек в определенных условиях не может не оказаться в рядах социального протеста. Если, конечно, он честен.
Происходящее вызывает стыд. Не за них, а за нас с вами. Почти все студенты, преподаватели и учителя – молчат. Осторожные, робкие – а часто напрашивается «трусливые» – протесты «профессионального сообщества» не в силах вынудить «реформаторов» даже притормозить, последним больше мешает собственная несогласованность действий. А студенты заставляют историка забыть о том, что именно молодежь в свое время шла в народ, защищала свою и чужую свободу и готова была жертвовать собой. Нынешний студент удивляется: за что же боролись его сверстники в XIX и начале XX века, если не за стипендии?
Из нас делают быдло. Власть страхует себя от будущего неминуемого протеста, выращивая поколения, чья свобода состоит лишь в выборе между ящиком, наркотой и унижением инородцев; поколения, напрочь лишенные чувства социальной ответственности. Свободы слова в стране уже нет – если не считать малотиражные издания вроде нашего и пока еще неконтролируемый интернет. Система образования, опасная своим потенциалом думающих – следующая цель.
Мы не обманываем себя – «реформу» сейчас не остановить. Можно попытаться, играя на противоречиях внутри реформаторской стаи, сохранить хоть что-то, но задача «Скепсиса» не в этом. Мы оставляем вешки на руинах, обозначая места будущих раскопок – для свидетельства обвинения и для последующего восстановления.
Это восстановление требуется начать уже сегодня. Именно поэтому в «Скепсисе» появилась новая рубрика «Археология знания», представляющая ту интеллектуальную традицию, которую официоз стремится удержать в маргинальном состоянии. Именно поэтому мы печатаем не только публицистику, но и сложные научные тексты – отсюда странный на первый взгляд подбор материалов: то зубодробительная научная статья, то аналитическая публицистика, то фельетон. Эта странность легко объяснима. Те, кого мы надеемся увидеть своей аудиторией – они, сомневаясь в нормальности окружающего мира и задумываясь об альтернативах, стремятся разобраться и в сложных научных и философских вопросах, и в истинной сути образовательной реформы. Какие-то тексты могут показаться некоторым из вас либо слишком сложными (или даже нечитабельными), либо слишком простыми. Что ж – на пути скепсиса мы все прошли разное расстояние, но этот путь у нас общий.
«Свобода состоит в том, чтобы ходить в библиотеку». Этот университет пока еще не прибран к рукам «реформаторами» и доступен несмотря ни на что – в том числе в интернете. Поэтому у нас есть шанс не стать быдлом и уберечь от подобной судьбы не только себя. Но за этот шанс нужно бороться".
Редакция «Скепсиса»
 
Написано, как говорится, в точку. Свободный человек был неугоден всегда, но сегодня он воспринимается чуть ли не врагом всего "прогрессивного". Неудивительно, что в школах (а это начальный этап становления личности: именно там учатся думать и спорить, доказывать и протестовать) удобен и почитаем учитель покладистый, исполняющий распоряжения свыше и вслух (хотя бы вслух) не высказывающий собственного мнения. Неудивительно, что в школах ученик с собственным мнением, собственной позицией превращается просто в хулигана, которого надо перевоспитать! Перевоспитать по образу и подобию... Вот только чьему?
Мы давно забыли, что только через протест, через подчас эпатажные выходки молодая личность учится быть услышанной и учится слышать другого. Слово "образование" на сегодняшний день определяется понятием "стандарт", мы оцениваем человека не по его качествам, не по работе, которую совершает его душа ежедневно, а по стандарту, спущенному сверху - молодец, если выучил материал учебника и научился решать стандартным методом задачи, а вот будешь ли пользоваться этим, умеешь ли применить знания в жизни и какими качествами обладаешь при этом - кому оно надо!...  А ведь когда-то  смысл слова "образование" был почти божественным: образование - обретение человеком собственного образа, это приближение человека посредством знний к заветному идеалу познания мира! И к этому стремились, именно для этого нужен был учитель (не педагог!).  Мне кажется, есть закономерность в том,что у Царскосельского лицея такие замечательные результаты, такие интересные и нужные миру выпускники оказались, а у нас...
Какова цель, таков и результат... Можно ругать министерства и правительство сколько угодно долго, но виноваты в том, что происходит с детьми, с образованием, а значит, и миром, только мы сами, учителя и родители, которые боятся вырастить свободную думающую гармоничную личность, ведь с ней так неудобно, она всегда чего-то хочет...