Развитие творческих способностей учащихся на уроках

Третьякова Татьяна Геннадьевна

 

Технология личностно-коммуникативного обучения как условие

формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру

 

Третьякова Татьяна Геннадьевна,

учитель географии МОУ «Гимназия № 43» г. Омска

 

Где только возможно,

учение должно стать переживанием.

А. Эйнштейн

 

Как утверждает известный педагог-дидакт И.Я. Лернер, «…не должно быть обучения, которое, в конечном счете, не достигало бы усвоения содержания на творческом уровне и не сопровождалось бы постоянным эмоциональным воздействием…» Накопление опыта творческой деятельности тесно связано с решением главной задачи школы – развитие личности учащегося.

Успешное усвоение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к миру осуществляется в технологии личностного-коммуникативного образования. Существенной в этой технологии считается идея уникальности личности школьника. Личность ученика выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организуемого обучения в школе. Важным также является положение, высказанное В.А. Лекторским о том, что «лишь включаясь во все многообразные кол­лективные формы деятельности, индивид приобретает форму субъектности».

Основные черты технологии:

  • vУникальность личности школьника;
  • vОбращение к общечеловеческим ценностям;
  • vВхождение учителя и ученика в личностно-ориентированную ситуацию;
  • vПостроение ценностных отношений на условии диалога, гармонии, сотворчества и признании суверенности человека и природы.

Технология личностно-коммуникативного образования учитывает две взаимосвязанных составляющих — обучение и учение.

Личностно-коммуникативная технология исходит из осо­бенностей ценностных отношений, построенных на условиях диалога, гармонии, сотворчества, при которых признается не­зависимость, суверенность не только другого человека, но и природы. Диалогичность человеческого мироотношения осно­вана на отношении к другому (человеку, природе), как само­ценному.

Проблема методов обучения всегда была актуальной для методики преподавания учебных предметов в школе. В соответствии с гуманистическим подходом к географическому образованию приоритетной целью становится развитие личности. Важнейшим элементом культуры человека является система ценностей. «Ценности… производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» (С.Л. Рубинштейн). Ценности изменяются во времени и пространстве, вследствие этого одна и та же информация будет иметь разное значение для разных людей. В течение жизни у людей возможна переоценка ценностей, обусловленная социальным опытом. Взяв за основу классификацию ценностей Спрангера, я провела работу по выявлению ценностей у учащихся 6,8 и 10 классов. Учащимся было предложено проранжировать десять ценностей. Результаты показали, что 46% шестиклассников считают важным знания, 28% - дружба и отношения между людьми, 16% - красота. Для учащихся 8-х классов более ценным является дружба (34%), здоровье (32%), природа (18%), деньги (12%). Учащиеся 10-х классов распределили ценности следующим образом: природа (49%), знания (32%), здоровье (14%).

В современное содержание географического образования, отражающего опыт социальной культуры общества, включаются четыре элемента: географические знания, опыт осуществления способов действия, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. По мнению И.Л. Лернера, «опыт эмоционально-ценностного отношения представляет собой следствие потребностей, являющихся побудителем деятельности. Он регулирует избирательное отношение к объектам деятельности, определяет соответствие деятельности и объектов потребностям, производит оценку вероятности удовлетворения потребностей, создает импульс к деятельности и сказывается на ее темпе, качестве и уровне». Чем шире круг потребностей у школьников по отношению к окружающей среде, тем обширнее их система ценностей. На основе эмоций ценности усваиваются. Метод ценностно-ориентационного отношения к миру, связанный с эмоциональной сферой личности,  порождается учебной или реальной личностно-ориентированной ситуацией, ставящей ученика в определенную позицию, заставляющую высказывать свое отношение к изучаемому.

 

        ЦЕННОСТИ

                                                             предметные                      субъектные

 

В предметные ценности включают окружающую человека среду различного ранга (от ближайшего окружения до планеты в целом). Субъектные ценности, прежде всего, выражаются в виде  традиций, правил, обычаев.

Ценности объединяются в три типа: общечеловеческие (к которым относятся жизнь во всех ее проявлениях, человек и его жизнь как высшая ценность, природа и гармония в ней, Родина и любовь к ней, обычаи и традиции, наука); общественные (социальные) ценности, связанные с многогранной деятельностью человека. Они неотделимы от культуры цивилизации. Личностные, присвоенные и формируемые у каждого человека при согласовании общественного и индивидуального опыта.

С учетом принципа целостности, на базе знаний, умений, опыта творческой деятельности и в соответствии с интересами и эмоциями школьников можно выделить этапы эмоционально-ценностного отношения к миру.

1. Первоначально необходимо вызвать определенные чувства переживания. Это может быть вызвано экскурсиями в природу, использованием фрагментов художественных и музыкальных произведений, постановкой проблемных вопросов.

2. Понимание и осмысление знаний, способов действия, соотнесение новых понятий с системой ранее усвоенного. Это достигается с помощью эмоциональной насыщенности материала, постановки и решения ценностных задач.

3. Оценочный. Оценивание совпадает с осмыслением и обобщением знаний в процессе усвоения содержания географического образования.

4. Включает необходимость выбора ценностей, как имеющих личностный смысл.

5. Присвоение субъектом ценности, при котором она становится его личностным смыслом.

Проявление эмоциональных оценок во многом – результат всего исторического развития цивилизации, так как не только объекты, явления природы, но и их оценка обязательно передаются другому поколению, входя в фонд культуры и определяя развитие цивилизации.

Учитель должен четко представлять, какой учебный материал может вызвать переживание, эмоциональное отношение. Прежде всего, это материал, относящийся к человеку: природа, население и его хозяйственная деятельность. В целях эмоционального обучения учителю надо обработать учебный материал, дополнить его ценностным оценкам. Эмоционально относятся учащиеся ко многим событиям в России и в мире.

Эффективное и проверенное средство эмоционального обучения – яркий, образный рассказ учителя. Эмоциональность  рассказа может быть усилена использованием личных впечатлений, хрестоматийного материала, афоризмов, стихотворных отрывков. Эмоциональное отношение вызывают самостоятельные работы, проблемные задачи, проведение викторин, игровых уроков, уроков-соревнований, уроков-исследований.

Начинали мы работу с проведения интегративных уроков география – литература, география – литература – история – изобразительное искусство – музыка.

Наряду с данными приемами на своих уроках я широко применяю метод формирования  эмоционально-ценностного отношения через рисунки, стихи собственного сочинения, рассказы. Работа эта ведётся на протяжении всех лет обучения в средней и старшей школе. В 5 классе,  на уроках природоведения, учащиеся выполняют различные работы: сочинение «Путешествие капельки», «Напиши письмо человеку», экологические листовки, экологические рисунки и плакаты.

В 6 классе  идет продолжение этой работы, но здесь ребята выполняют экологические плакаты и защищают их. Такое мини-соревнование между классами повышает интерес к предмету, развивает творческие способности учащихся, через интеграцию географии, музыки и изобразительного искусства идет развитие личности, формируется эмоционально-ценностное отношение к миру. Каждый год тема защиты меняется: «Город и мы», «Защита воды», «Сохраним живую природу» и т.п.

В 7 классе большое внимание уделяется изучению материков, их исследований учеными разных стран. Особой эмоциональностью отличаются различные факты, иллюстрирующие условия жизни и деятельности людей. Примером могут служить рассказ учителя или сообщения, подготовленные учащимися, об отважных путешественниках, истории их жизни и особенностях экспедиции (Роберт Скотт, Давид Ливингстон и др.).

В 8-9  классе при изучении  «Географии России» на первом уроке я провожу работу, где прошу ребят написать ассоциации к словам Земля, Россия, Омск, дом. Ребята пишут по 3-4 ассоциации и приятно, что в последние годы эти ассоциации имеют позитивный характер (хотя не так давно, например, со словом Россия у многих ассоциировались водка, война в Чечне, Ельцин, разруха и т.п.). Очень многие учащиеся выделяют такие ассоциации: Земля – место, где мы живем; мой дом; наша планета; Россия – наша страна, любимая страна; Омск – зеленый город, мои друзья, любимый город. При изучении районов России ребята рисуют своеобразные гербы каждого природного района. У каждого свое видение районов.

В 9 классе ребята выполняют работу «Моё представление о мире». Насколько разное у девятиклассников представление о мире. Для кого-то  - это планета, для другого – уголок природы или города, а для кого-то – его дом. А один мальчик представил себе мир как содружество разных стран, спортсменов, освоение космоса и т.п.

В 10-11 классе при изучении природных ресурсов я предлагаю ребятам составить свою формулу для запоминания первой десятки стран по запасам разных видов минеральных ресурсов. Учащиеся предлагают разные варианты, а некоторые пытаются выразить это в стихах.

При изучении региональной характеристики мира, при изучении Зарубежной Европы, где программой отводится очень мало часов, а хочется, чтобы ребята узнали о большем числе стран региона,  я распределяю страны Европы между учащимися. Они должны нарисовать образ страны, отразив то, что, по их мнению, является самым примечательным для данной страны.

Таким образом, задача повышения эмоциональности обучения вполне решаема. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к изучаемому является одним из направлений развития личности учащихся, опирается на усвоение системы знаний, приемов умственной деятельности, связано с формированием взглядов и убеждений.