Роль воспитения при работе с одарёнными детьми

роль семьи, школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_ego_rol_v_zhizni_shkoly_roditeley_i_detey.rar27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

Воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

Воспитание- это искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самопознание,  самоизменение,  самостроительство, самосовершенствование.

Воспитание - это чувство, голос души и сердца.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг ребенка  должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Самое важное - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Моя задача  как  классного руководителя –  создавать  условия, чтобы ребенок проявил себя, быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении,  обратить внимание на мельчайшие  особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Все  дети от природы обладают какими-либо  творческими способностями и талантами. Если же способности ребенка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей либо загасили их догматическими методами воспитания и обучения. Поэтому необходимо создавать соответствующую образовательную среду, чтобы у каждого ребенка появилась возможность наиболее полно проявить себя.

Работа по созданию подобных условий – задача, требующая совместных усилий многих людей, в том числе родителей, педагогов, психологов. Ребенок, в отличие от взрослого, несформировавшаяся личность, будущее его еще не определено. Поэтому крайне необходимо направлять и  поддерживать ребенка необходимыми знаниями, дать возможность проявить свои способности, помочь ему поверить в себя и в свои силы.

Исходя из вышесказанного, цель воспитательной системы «Вселенная – жизнь» можно определить следующим образом: создание условий для формирования  социально-активной личности, гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, духовным богатством, творческой индивидуальностью, способной к саморазвитию, самообразованию; оказание детям помощи в адаптации не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях, которые возникают в детском коллективе, в повседневной жизни и могут способствовать развитию у ребенка положительного отношения к учебе,  к самому себе и окружающим людям; стремящейся к  здоровому образу  жизни.

Воспитательные задачи:

  1. создавать максимально благоприятные условия для самовыражения ребенка в различных сферах деятельности;
  2. способствовать развитию познавательной активности учащихся для интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения;
  3. создавать условия для формирования интеллектуального, нравственного, психического, физического потенциала личности ребенка;
  4. содействовать проявлению и развитию творческих способностей;
  5. стимулировать творческую, учебную и поисковую деятельность детей;
  6. формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
  7. воспитывать гражданское самосознание, развивать чувство долга и ответственности;
  8. воспитывать взаимоуважение, умение жить в коллективе, считаться с его мнением, не теряя своей индивидуальности.

Ключевые понятия.

Личность, самопознание, самореализация, самоопределение, творчество, выбор, интеллект, культура, нравственность, активность

Этапы реализации

1.  8 - 9 класс  (2008 – 2010 учебные годы) –  «Проба пера» (выявление и оказание помощи в развитии специальных интеллектуальных и творческих способностей);

2. 10 - 11 класс (2010 – 2012 учебные годы) -   «Через тернии к звездам» (создание условий для самоопределения и жизненного выбора учащихся).

Ожидаемые результаты

1.Создание условий для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с целью развития их способностей.

2.Изменение во взаимодействии участников образовательного процесса (укрепление сотрудничества между учащимися, их родителями, педагогами и специалистами психолого-педагогической службы).

3.Подготовка учащихся к жизни в современном обществе (развитие активной жизненной позиции, самостоятельности, креативности, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе имеющихся знаний и умений, развитие опыта толерантного социального взаимодействия).

4.Формирование у учащихся  позитивной перспективы в жизни, способности к целеполаганию, умения составить предварительный профессиональный план, наметить пути самовоспитания.

Системообразующая деятельность.

1.Учеба, интеллект

- Внедрение личностно-ориентированного подхода  для выявления специальных способностей детей.

- Актуализация предметно - учебной деятельности как основного вида деятельности учащихся (работа по пропаганде участия в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях).

- Привлечение к участию в научно-практических конференциях,  способствующих развитию научно-исследовательских навыков, способов поисковой деятельности.

- Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы.

- Вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

- Сотрудничество с психолого-педагогической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.

- Накопление данных и анализ интеллектуальных, творческих и спортивных достижений учащихся.

- Поощрение и стимулирование учащихся за интеллектуальные достижения.

- Популяризация дополнительного образования.

2. Семья

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, содействие контакту учителей-предметников с родителями учащихся.

- Сотрудничество с психолого-педагогической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями, повышение психологической компетентности родителей.

- Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и  традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.

- Привлечение родителей к участию в жизни их детей, организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

- Организация работы с родительским активом.

3. Я – гражданин, гражданин и общество.

- Формирование способностей руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости, законности.

- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование гражданского самосознания, интереса к истории России, своего края.

- Проведение мероприятий по профориентации.

- Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики, консультация специалистов.

- Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения.

4.Здоровье

- Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения, медицинскими учреждениями города с целью изучения физического здоровья учащихся класса.

- Пропаганда здорового образа жизни, проведение профилактических бесед.

- Организация мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

- Поощрение детей, занимающихся в спортивных секциях.

5.  «Ярмарка талантов».

- Помощь учителю-предметнику в работе по развитию познавательных интересов учащихся.

- Содействие индивидуальному подходу к учащимся в процессе обучения (помощь слабоуспевающим, поддержка сильных учащихся)

- Работа в сотрудничестве с педагогами по подготовке учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

6. «Досуг».

- Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий.

- Предоставление учащимся возможности самостоятельного планирования внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение.  

- Организация участия во внеурочной деятельности (участие в общешкольных мероприятиях, постановка спектаклей, организация классных вечеров, познавательные поездки).

- Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни класса, демонстрация достижений учащихся.

- Стимулирование инициативы и активности учащихся.

 План реализации воспитательной системы «Вселенная – жизнь»

Этапы

Содержание деятельности

Вид деятельности классного руководителя и формы внеклассной работы

1. «Проба пера»  8-9 класс

Выявление уровня интеллектуального и творческого развития.

Подбор диагностических методик, фронтальная диагностика, обновление банка данных способностей учащихся

Организация участия в  интеллектуальных конкурсах, городских предметных олимпиадах.

Конкурсы  «Кенгуру», «Русский медвежонок», предметные олимпиады

Развитие исследовательской деятельности учащихся, организация

Школьные, городские и областные  научно-практические конференции.

Организация досуга учащихся.

Общешкольные мероприятия, классные вечера, КВН, посещение музея, библиотеки, познавательные поездки

Вовлечение детей в дополнительное образование.

спортивные секции, предметные кружки и др.

Организация мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Дни здоровья, походы, спортивные мероприятия

Работа с педагогами

Беседы, консультации.

Работа с родителями

Родительские собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета.

Работа с психологом и социальным педагогом школы

Групповые и индивидуальные консультации психолога, классные часы, анализ результатов психодиагностик.

Работа с администрацией школы

Составление отчетов, групповые и индивидуальные консультации.

Накопление данных и анализ интеллектуальных, творческих и спортивных достижений учащихся.

Портфолио учащихся

Организация мероприятий по профориентации

Классные часы, экскурсии,  встречи со специалистами.

2. «Через тернии к звездам» 10-11 класс

Выявление уровня интеллектуального и творческого развития.

Подбор диагностических методик, фронтальная диагностика, обновление банка данных способностей учащихся

Оказание помощи в социально- психологической адаптации во вновь созданном классе, подготовка к выпуску

Классные часы, внеклассные мероприятия, групповые и индивидуальные консультации психолога, учителей –предметников, администрации, беседы с родителями

Организация участия в  интеллектуальных конкурсах, городских предметных олимпиадах.

Конкурсы  «Кенгуру», «Русский медвежонок», предметные олимпиады

Развитие исследовательской деятельности учащихся, организация

Школьные, городские и областные  научно-практические конференции.

Организация досуга учащихся.

Общешкольные мероприятия,

классные вечера, Новогодний бал, вечер встречи выпускников, посещение театра, музеев, познавательные поездки

Вовлечение детей в дополнительное образование.

спортивные секции, предметные спецкурсы и др.

Организация мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Дни здоровья, походы, спортивные мероприятия, беседы, классные часы

Работа с педагогами

Беседы, консультации.

Работа с родителями

Родительские собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета.

Работа с психологом и социальным педагогом  школы

Групповые и индивидуальные консультации психолога, классные часы, анализ результатов психодиагностик, посещение учащимися спецкурса по психологии «Основы психологических знаний, психология личности»

Накопление данных и анализ интеллектуальных, творческих и спортивных достижений учащихся.

 Портфолио учащихся

Организация мероприятий по профориентации

Классные часы, экскурсии,  встречи со специалистами.

Правила, законы, принципы жизни:

  1. познай самого себя, и ты познаешь весь мир
  2. не проси показать тебе дорогу, найди её сам

Законы класса

1. Закон Правды.

      Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.

2. Закон Добра.

     Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон Заботы.

      Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

4. Закон Любви.

      Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.

5. Закон Милосердия.

      Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай  о них.

6. Закон Памяти.

    Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и  своей истории.

7. Закон Уважения.

     Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

8. Закон уважения Старости.

     Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.

9. Закон Свободы.

     Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.

10. Закон Смелости.

     Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.

11. Закон Чести.

     Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни  о  своей духовной силе, долге, достоинстве.


 

Комментарии

Считаю, что семья может школе активно помогать.
Анкудинова Татьяна Леонтьевна

Давно работаю по этой проблеме. Есть информация, которая пригодится в моей деятельности.

Статья очень интересная и полезная.Я считаю, что и одарённых детей тоже надо воспитывать не только в школе, этим должна заниматься семья

Воспитание играет большую роль и с одаренными (или как мы их называем, способными, детьми). И без совместной работы с родителями эдесь не обойтись.
Ем Елена Викторовна

Конечно же необходима помощь родителей в воспитании их же детей, которых мы воспитываем.
Платонова Дамира Данияловна

Ребенка надо любить... "Золотое правило" Похвали своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее - не бойся и не скупись, даже если собственное настроение никуда... ( Кстати, это и средство его улучшить!) Твое доброе слово, твое объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудь!..

детей давно воспитывают не родители, а улица, интернет и телевидение, а потом уже педагоги.. конечно они имеют немаловажную роль.. Когда ребенка любишь, он тебе ответит - но по-своему, даже любящий, может не показать этого, а скрыть.. но в душе он может быть другим

Для меня нет "не талантливых" детей, каждый талантлив по-своему и на проводимых мероприятиях любой ребенок раскрывает именно свой талант. Стремлюсь к тому, чтобы и дети увидели друг в друге его "зернышко", и ребенок рос относительно своего таланта. А помочь раскрыть грани таланта ребенка может и детский сад, и семья, и сверстники. Ваша работа интересна, спасибо.

Для меня нет "не талантливых" детей, каждый талантлив по-своему и на проводимых мероприятиях любой ребенок раскрывает именно свой талант. Стремлюсь к тому, чтобы и дети увидели друг в друге его "зернышко", и ребенок рос относительно своего таланта. А помочь раскрыть грани таланта ребенка может и детский сад, и семья, и сверстники. Ваша работа интересна, спасибо.

Спасибо за полезную информацию!