Главные вкладки


    Педагогическое эссе: рекомендации коллегам

    Чернухин Олег Алексеевич

    Источник: Как писать эссе? / Гуманитарная кафедра СУНЦ НГУ – 2009. (http://gkaf.narod.ru/philos/essay/essay.html)


    Эссе (фр. essai - "опыт", "набросок") - публицистический жанр, представляющий собой размышление над какой-либо нетривиальной проблемой; свободный, но аргументированный интеллектуальный поиск. Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Здесь Вы – единственный творец. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях. 
    Написание эссе расширяет Ваше видение мира и самого себя. Хорошие эссе преодолевают необоснованные шаблоны и стереотипы, которые многим из нас присущи. Поскольку эссе есть попытка самостоятельно и углубленно разобраться в той или иной серьезной проблеме, ничто так не противопоказано этому жанру, как поверхностность. 

    Работу над эссе целесообразно разделить на несколько этапов: 

    1. Выбор темы и определение проблемы.
    Обратите внимание на точную формулировку темы эссе. Тема – своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, человек оказывается в том творческом пространстве, которое темой очерчено. Обдумывая ту или иную тему, постарайтесь увидеть и сформулировать одну или несколько проблем. Обнаружение проблемы и её решение составляет основное содержание эссе. 

    2. Подбор материала.
    Как только тема становится ясной и сформулирована проблема эссе, необходимо потратить время на сбор материала – книги, статьи, Интернет-ресурсы, и его анализ. Полезно в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, афоризмы, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, "дать себе волю" записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: "Писательство не в голове, а в кончиках пальцев". 

    3. Работа над черновиком.
    Работу необходимо начинать с черновика. Некоторые порой не знают, что такое черновик, и пишут его как "беловой" (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков - одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют боязнь самостоятельного высказывания. Как быть? Листы черновика лучше оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль и пр. Эти совете хороши, если пишете на бумаге. Конечно, компьютер в плане написания черновика очень облегчает жизнь. 

    4. Написание эссе.
    Настает время написать окончательный вариант текста. Здесь обратим внимание на несколько моментов: 

    Психологические типы. Людей, пишущих эссе, можно условно разделить на две группы. Представители первой группы могут писать регулярно и понемногу, и выдавать раз за разом качественный текст, причем выдерживая его в одном стиле изложения. Представители второй группы долго носят все в себе, текст как бы созревает. Они довольно часто заводят с окружающими разговоры на разные темы, для окружающих не вполне ясные (на самом деле это обсуждается эссе). А потом садятся, и все эссе выливается (на бумагу) на экран компьютера за день. И это нормально. 

    Логика. В эссе, как и во всяком произведении, должна прослеживаться внутренняя логика. Она определяется, с одной стороны, авторским подходом к обсуждаемому вопросу, с другой – самим этим вопросом. Кроме того, следует избегать необоснованных переходов от одной идеи к другой, мысль должна развиваться последовательно. 

    Структура текста. Вступление образуется в результате критического осмысления некоего тезиса-гипотезы. Это может быть понравившийся афоризм или группа афоризмов, чье-то или ваше собственное суждение, оценка какого-либо факта. Во вступлении фокусируется внимание на проблематике эссе, ставятся ключевые вопросы. Не лишним будет указание на актуальность (значимость для современного общества) проблемы эссе. 

    Основное содержание эссе представляет собой анализ первоначального тезиса-гипотезы, который невозможен без поиска возражений, формулирования противоположных точек зрения, нахождения парадоксальных решений, поиска примеров из публицистики, художественной литературы, из опыта собственной жизни. Здесь мало согласиться или не согласиться с чьим-нибудь мнением. Постарайтесь увидеть недостаточность этого мнения, продолжите, дополните его. В согласии или возражении принципиально важно поискать и найти второй аргумент. Потом еще, и еще. Нужна последовательность аргументов. Каждая мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, жизненные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. 

    Заключение. Эссе завершается кратким заключением. Заключение должно содержать ответ на вопрос: "Что можно сказать о проблеме, поставленной в начале эссе?". Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): 
    - вступление 
    - тезис 
    - аргументы 
    - тезис 
    - аргументы 
    - тезис 
    - аргументы 
    - заключение 

    Стиль изложения. Стремитесь к изящному изложению своих мыслей. Не чурайтесь афористичности. При этом старайтесь выражаться ясно и точно, фразы и формулировки эссе должны быть отшлифованы отточены. Стоит ли напоминать, что эссе, как и всякая работа, предполагает хорошее оформление – имеется в виду простота, внятность и аккуратность. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить. 

    5. Проверка.
    Важно не затягивать написание эссе до последнего дня. Эссе должно, так сказать, слегка остыть, Вы по горячим следам просто не увидите своих собственных огрехов. Это нормально, так всегда бывает. Закончив эссе, сохраните файл до завтра или хотя бы отложите итоговое чтение своей работы на 2-3 часа. Напечатали эссе на бумаге. Читаем с карандашом в руке. Что это у нас? Правильно, номеров страниц нет. А это? Тавтология… Все еще можно поправить. 

    Оптимальный объем эссе – 4-6 страниц А4. 


    P.S. Помните, что в эссе оценивается не столько ваше отношение к исследуемой проблеме, сколько умение его аргументировать. А главное - самостоятельность и оригинальность мышления.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    pedagogicheskoe_esse.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СВЕЖЕСТЬ РАДОСТИ ОТКРЫТИЙ

    (педагогическое эссе)

    Источник: Чернухин О. А. Свежесть радости открытий. / Вселенная учитель. Эссе. - Москва, 2010. - С. 289-292.

    У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрал эту профессию, а она, долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?».

    В период раннего детства самое главное чудо – каждодневное открытие мира вокруг себя. Потом это чудо, как известно, стушевывается, почти забывается взрослым человеком. Но оно было – это чудо открытия. Было, как я убежден, у каждого человека. Учителю надо об этом всегда помнить.

     

    В своем детстве все летние каникулы я обычно проводил в деревне у моей бабушки. Бабушка жила в деревне Палкино, расположенной в Краснозерском районе Новосибирской области. Вокруг степь да колки (местное название – околки) – небольшие лесные участки, да еще ляги – мелкие пересыхающие водоемы. И везде кипит жизнь. Я любил гулять по окрестностям. Любил смотреть на солончаки – когда соль блестит на солнце, то солончаковая степь кажется безбрежным морем. На лягах наблюдал за утками. А в воде кишмя кишела какая-то мелкая незнакомая, но ужасно интересная живность! Чудом казался щитень – с виду, ну просто как трилобит из книжки про вымерших животных! Совершенно непонятен для меня был головастик – ни рыба, ни моллюск, ни насекомое, что это за чудо природы?!

     

    От дома мог уходить далеко-далеко (как мне тогда казалось…), но никогда не боялся заблудиться, всегда интуитивно чувствовал, куда и как следует возвращаться. После таких прогулок приносил с собой различных букашек, вываливал их в банку и наблюдал, наблюдал, наблюдал… В то время я совершенно точно знал, что буду ученым-биологом!

     

    В школе нравилась конечно биология. Учебники, полученные в библиотеке, пролистывал еще летом. Дома всегда был целый зоопарк. В обычной городской квартире жили: белые крысы, ушастый ежик, само собой рыбки в аквариумах, канарейка и 12 попугаев (родители почему-то больше не разрешали). И все это одновременно… И не только это... Да, буду биологом…

     

    Когда закончил школу, поступил в педагогический институт. Естественно на отделение биологии (и химии). В институте появилась возможность участвовать в экспедициях. До сих пор помню тему своей дипломной работы – «Коадаптивная эволюция насекомых опылителей и цветковых растений на примере представителей рода Bombus (шмели) и Nepeta Sibirica (котовник сибирский)». Этот «фундаментальный» труд был результатом двух лет экспедиций и трех зим камеральной обработки.

     

    Такой экспедиционный опыт для будущего учителя-естественника просто незаменим. Навыки экспедиционной работы, приобретенные в студенчестве, помогли мне, будучи учителем, самому организовывать исследования с детьми.

     

    Ученым не стал – после окончания института пошел в школу работать учителем биологии. В работе учителя есть своя романтика. Все то, что когда-то в детстве было интересно открывать для себя, оказалось не менее интересно изучать вместе с учениками на уроках.

     

    Настоящий переворот в душе и пересмотр педагогической и жизненной позиции произошел в 2003 году. В силу различных обстоятельств, стал работать в школе «надомного обучения». Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (школа надомного обучения) Центрального района города Новосибирска – это школа для детей, имеющих показания клинико-экспертной комиссии на индивидуальное обучение на дому. Особые дети, особые образовательные потребности… Образовательные потребности особые, а вот жизненные интересы такие же, как и у «обычных» детей, те же мечты и желания. Меньше уверенности в себе, меньше возможностей для самореализации, но не настолько, чтобы учитель не смог им помочь…

     

    Самое яркое воспоминание из первого года работы в школе «Перспектива» - как мы с детьми участвовали в городском межшкольном экологическом фестивале. Нашлось всего шесть желающих, которых заинтересовало участие в этом конкурсе. Проходил фестиваль в марте-апреле 2004 года. Конкурсантам надо было провести занятие для младших школьников, поучаствовать в экологическом КВНе и сделать видеоролик с социальной рекламой экологического содержания. После уроков мы стали подолгу задерживаться в школе. Иногда собираться домой начинали только в девятом часу вечера. Появились проблемы с отметками по другим предметам – занимаясь со мной, ребята не всегда успевали готовить уроки. Стали беспокоиться родители – а чем это их дети так поздно занимаются? На «разведку» отправили председателя родительского комитета Людмилу Анатольевну Зельцер. Людмила Анатольевна посидела с нами на репетиции, посмотрела, как мы во время перерыва питаемся «дошираками» и воскликнула: «Да вы же голодные!». В результате родительский комитет стал выдавать деньги для таких «перекусов», но репетиции попросили заканчивать пораньше.

     

    Интересно было уже всем – чем закончится наша затея? Закончилась победой – команда «ЭКИ» получила диплом лауреата «МЭФ – 2004». Когда мы приехали с фестиваля, то вся школа собралась посмотреть на наш диплом. Потом несколько учеников признались, что не стали участвовать из-за боязни «опозориться». После той первой победы у меня всегда были желающие участвовать в инициативах, которые я мог предложить.  

     

    Каждому человеку очень важно, хотя бы раз в жизни, пережить чувство успешности.

     

    А для себя я открыл, актуальный для школы «надомного обучения», принцип работы – дозированность нагрузки. И в работе с «обычными» детьми увеличение нагрузки не приводит ни к чему хорошему, а если повышать интенсивность обучения детям с проблемами в здоровье это может привести к каким-то «сбоям», например, к обострению заболевания. В моем случае – стали хуже учиться по другим предметам, а это тоже неправильно. В дальнейшем всегда старался этот принцип учитывать.

     

    Одним из значимых результатов работы (значимых, прежде всего, для детей) считаю то, что фамилии моих учеников были неоднократно включены в издания «Золотой фонд Новосибирска» (2005, 2007, 2008). Эти издания ежегодно учреждаются мэрией города Новосибирска и содержат информацию о наиболее успешных школьниках по итогам участия в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

     

    Успех учителя – это успешность его учеников.

     

    Из тех моих первых шести энтузиастов две девочки – Катя Фролова и Наташа Соколовская сейчас учатся в педагогическом университете. Наташа еще и работает здесь же в школе «Перспектива» - преподает английский язык для нынешних учеников. Иногда встречаемся на переменах, беседуем как коллеги, вспоминаем о том фестивале.

     

    Сейчас думаю, как мне повезло. Свежесть радости открытий – вот что такое для меня и моих учеников школа.

     

    Быть учителем – это мой Путь! Я еще не прошел этот путь до конца. Я только остановился, чтобы оглянуться назад. Почему-то захотелось вспомнить все то, о чем Вы сейчас читаете.

     

    Моя история – это обычная история об обычной работе учителя. О том, что мы делаем каждодневно, о том, почему мы это делаем, и почему, не смотря на все трудности, остаемся верными своей профессии.


    Комментарии

    Чернухин Олег Алексеевич

    Уважаемые посетители блога! К данной теме считаю необходимым разместить свой предваряющий комментарий. Материал не мой, тем не менее я его здесь разместил, поскольку свой блог хочу наполнять материалами по проблематике обобщения опыта. Сссылка на первоисточник приведена. Материал, судя по всему, написан еще в докомпьютерную эпоху, тем не менее рекомендации остаются актуальными и по сей день. Буду рад, если кому-то пригодяться! Кроме того, в качестве иллюстрации привожу собственное эссе. С уважением, ОА
    Паначёва Ирина Евгеньевна

    Спасибо, Олег Алексеевич, материал ценный.
    Рязанцева Ирина Валериевна

    Уважаемый, Олег Алексеевич, огромное спасибо за представленный материал. Во все времена школьники испытывают трудности в написании творческих письменных работ. Неумение писать сочинения - проблема современной школы.Обязательно воспользуюсь в своей работе.