Тренинговое занятие "Роль отца в воспитании ребёнка"

Тренинговое занятие

 Тема: «Роль отца в воспитании ребенка»

  Цель: выявить отношение родителей к заявленной теме: актуальность, осознание наличия проблемы.

Задачи:

- знакомство участников тренинговой группы;

- расширение информации о собственной личности, осознание своих потребностей, анализ и оценка собственного поведения;

- анализ значимости и обсуждение выявленных проблем отцовства в воспитании ребёнка.

 

Входная рефлексия:

- с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

- чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

 

Упражнение № 1. Приветствие: «Ладошки»

Процедура проведения: Все родители делятся на две команды – мам и пап. Каждый родитель получает двухцветные «ладошки» из картона.

Психолог: «В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать как можно большее число людей с помощью этих ладошек. Красный цвет – делюсь хорошим настроением, доброй энергией, синий – я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки.

Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек: красный – да, синий – нет».

 

Упражнение № 2. Разминка: «Общение детей и родителей в лицах»

Процедура проведения: Психолог: «Отвечая на вопрос, обсудив ответ в группе, нарисуйте на пиктограмму, которая подходит для вашего ответа, и приклейте на общий лист».

 

Варианты пиктограмм:

          

 

 

 

  • С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?
  • С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
  • Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

Обсуждение:

  • Каких пиктограмм больше?
  • Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов?
  • Есть ли разница в ответе на второй и третий вопрос?

 

Упражнение № 3. «Поговорим об отцах»

Процедура проведения: Психолог: «Мы поговорим сегодня об отцах, о тех, кого с гордостью можем назвать воспитателями детских душ. Аплодисменты всем отцам пришедшим сегодня на занятие, героям сегодняшнего дня!».

Отрывок из статьи Ричи Уоррен «Одинокий мужчина»:

«Вы только вспомните, сколько раз мужчины спасали мир от краха, компании – от банкротства по долгу своей службы. Неужели вы, в самом деле, думаете, что они не способны на подобные подвиги ради собственного семейства? Только посмотрите, какое количество отцов каждые выходные, отказывая себе в заслуженном отдыхе на диване, ходят с детьми на футбол, в кафе-мороженое, зоопарк, музей. И по утрам провожают детей в школу, между прочим, не только мамы. Каждый мужчина, если ему не мешать с самого начала и дать привыкнуть, способен сделать все для семьи и детей. Конечно, не сразу, не так умело, как это делают женщины и матери, но со временем ничуть не хуже. И вряд ли кто-то имеет право мешать им, заботиться о собственных детях. В них чувство отцовства тоже заложено природой. Только мало кто об этом помнит и говорит».

Психолог: «Отцовское влияние – это огромная и благородная сила в воспитании детей. Беда сегодняшнего общества, что эта сила часто не ощущается.

В середине 50-х годов в США вышла книга под характерным названием «Отцы – тоже родители». Самим названием автор несмело, намеками, сообщил, что не надо, мол, совсем сбрасывать со счетов мужчину в воспитательном процессе. Прошло 50 лет, а проблема осталась. Когда говорят о влиянии семьи на ребенка, то обычно имеют в виду влияние матери. В школе, на родительские собрания приходят в основном женщины – матери и бабушки, больничные листы в поликлинике выдают также чаще матерям – такова укоренившаяся практика.

Различия в мужской и женской воспитательной стратегиях, безусловно, существуют. Знаменитый психолог и философ Эрик Фромм выделяет два типа любви: отцовский и          материнский. Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги.     Материнской любви чужда объективность: ребенка любят за то, что он есть. По мнению Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в материнской, и в отцовской любви, любой крен в одну сторону ведет к искажению мироощущения и нарушению поведения. Фромм считал, что западное общество становится все более «безотцовским». Сетование феминисток на инфантильность современных мужчин во многом не лишены оснований. Поколение  современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Отсутствие отца, даже при его формальном наличии, - огромная беда. Отец, не способный свести концы с концами, не может дать ребенку положительного примера, у него нет матеиальных оснований для подлинного авторитета. Однако отец, слишком занятый зарабатыванием денег, вообще забывает о     существовании семьи и детей. Это, конечно, крайности, но к этим крайностям тяготеет поведение современных отцов. Матери не могут заменить отца, им не по силам эта роль».

 

Упражнение № 4. «10 правил плохих отцов»

Процедура проведения: Психолог: «А сейчас я хочу попросить вас составить  правила «плохих пап» сначала индивидуально на листочке, затем составить общий свод и зачитать».

Примеры: «Никогда не играй со своим ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях, интересах», «Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж.

Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? Чтобы никогда не следовать им».

Можно перед занятием попросить составить детей советы папам, а потом, в группах, проанализировать их.

                         Советы детей папам

  • Получай  больше денег.
  • Побольше давай денег.
  • Не сердись на мои письма.
  • Не будь таким строгим.
  • Работай меньше.
  • Пожалуйста, обращай на меня хоть чуточку побольше внимания.
  • Будь добрым.
  • Не заставляй меня выучивать уроки.
  • Не соглашайся работать по выходным.
  • Помогай маме во всем и люби ее очень сильно.
  • Никогда не проверяй дневник.
  • Меньше смотри телевизор.
  • Будь осторожен за рулем.
  • Отпускай меня играть в футбол.
  • Я люблю животных и поэтому мне очень жалко рыбу.
  • Я не хочу ее ловить.          
  • Будь чаще дома и езди реже в поездки.

Обсуждение:

- Какие эмоции вызывают у вас советы?

- Как хочется их прокомментировать?

- Что вы заметили, анализируя советы?

«Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявление искренней заботы об отце».


 

Упражнение № 5 «Анализ кинестетического рисунка семьи»

Процедура проведения: Перед занятием нужно провести эту методику с детьми:

Психолог: «Давайте посмотрим рисунки детей и ответим себе на несколько вопросов:

- Есть ли отец на рисунке?

- Чем чаще занят отец в рисунках детей?

- Каково место отца на рисунках?  Размеры, прорисовка деталей?

- Какие детали вас тревожат, когда вы смотрите на рисунок? Очень часто голова отца повернута назад, то есть, показан затылок, отец нарисован за перегородкой или в отдалении, резкая штриховка – это тревожность ребенка.

- Часто ли видно на рисунках у детей, что отец занят совместной с ним деятельностью или игрой?».

Можно представить анализ опроса детей, которым перед занятием можно задать 5 вопросов об отцах и тому, что они делают дома и как общаются с ребенком.

 

Упражнение № 6 «Когда отца нет»

Процедура проведения: Женской и мужской группе можно задать вопрос о том был ли у них отец и как они воспринимали его отсутствие.

 

Упражнение № 7 «Мозговой штурм»

Процедура проведения: Психолог: «Александр Сергеевич Грибоедов почти 200 лет назад писал:

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

Актуальны ли они в наши дни?».

Присутствующих родителям предлагается в течение 7 минут составить таблицу:

1- я группа - «Роль отца в воспитании сына»;

2-я группа - «Роль отца в воспитании дочери».

Таблицы обсуждаются в группах, затем результаты мозгового штурма представляются всем.

Психолог: «Мальчику необходимо мужское влияние, воспитание мужских качеств, таких, как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, умение брать на себя ответственность, способность к труду, и множество других качеств, присущих настоящему мужчине.

Для воспитания девочек, для формирования гармоничного женского характера, им, как и  мальчикам, необходима совместная деятельность с отцом. С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: « Принцесса, красавица»; это воспитывает гармоничность, само принятие, уверенность в себе, женское достоинство. Отец присутствует во всей будущей жизни женщины: интуитивно она выбирает себе партнера такого же, как отец; папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.

  Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их разрешения».

 

Упражнение № 8. Завершение: «Полянка»

Процедура проведения: Родители рисуют ромашки, лепестки  по количеству присутвующих с пожеланиями к участникам.

 

Выходная рефлексия:

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в       группе?

        - Какие конкретные приемы вы будете использовать?

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие

 Тема: «Роль отца в воспитании ребенка»

        Цель: выявить отношение родителей к заявленной теме: актуальность, осознание наличия проблемы.

Задачи:

- знакомство участников тренинговой группы;

- расширение информации о собственной личности, осознание своих потребностей, анализ и оценка собственного поведения;

- анализ значимости и обсуждение выявленных проблем отцовства в воспитании ребёнка.

Входная рефлексия:

- с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

- чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

Упражнение № 1. Приветствие: «Ладошки»

Процедура проведения: Все родители делятся на две команды – мам и пап. Каждый родитель получает двухцветные «ладошки» из картона.

Психолог: «В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать как можно большее число людей с помощью этих ладошек. Красный цвет – делюсь хорошим настроением, доброй энергией, синий – я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки.

Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек: красный – да, синий – нет».

Упражнение № 2. Разминка: «Общение детей и родителей в лицах»

Процедура проведения: Психолог: «Отвечая на вопрос, обсудив ответ в группе, нарисуйте на пиктограмму, которая подходит для вашего ответа, и приклейте на общий лист».

Варианты пиктограмм:

                

С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?

С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

Обсуждение:

Каких пиктограмм больше?

Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов?

Есть ли разница в ответе на второй и третий вопрос?

Упражнение № 3. «Поговорим об отцах»

Процедура проведения: Психолог: «Мы поговорим сегодня об отцах, о тех, кого с гордостью можем назвать воспитателями детских душ. Аплодисменты всем отцам пришедшим сегодня на занятие, героям сегодняшнего дня!».

Отрывок из статьи Ричи Уоррен «Одинокий мужчина»:

«Вы только вспомните, сколько раз мужчины спасали мир от краха, компании – от банкротства по долгу своей службы. Неужели вы, в самом деле, думаете, что они не способны на подобные подвиги ради собственного семейства? Только посмотрите, какое количество отцов каждые выходные, отказывая себе в заслуженном отдыхе на диване, ходят с детьми на футбол, в кафе-мороженое, зоопарк, музей. И по утрам провожают детей в школу, между прочим, не только мамы. Каждый мужчина, если ему не мешать с самого начала и дать привыкнуть, способен сделать все для семьи и детей. Конечно, не сразу, не так умело, как это делают женщины и матери, но со временем ничуть не хуже. И вряд ли кто-то имеет право мешать им, заботиться о собственных детях. В них чувство отцовства тоже заложено природой. Только мало кто об этом помнит и говорит».

Психолог: «Отцовское влияние – это огромная и благородная сила в воспитании детей. Беда сегодняшнего общества, что эта сила часто не ощущается.

В середине 50-х годов в США вышла книга под характерным названием «Отцы – тоже родители». Самим названием автор несмело, намеками, сообщил, что не надо, мол, совсем сбрасывать со счетов мужчину в воспитательном процессе. Прошло 50 лет, а проблема осталась. Когда говорят о влиянии семьи на ребенка, то обычно имеют в виду влияние матери. В школе, на родительские собрания приходят в основном женщины – матери и бабушки, больничные листы в поликлинике выдают также чаще матерям – такова укоренившаяся практика.

Различия в мужской и женской воспитательной стратегиях, безусловно, существуют. Знаменитый психолог и философ         Эрик Фромм выделяет два типа любви: отцовский и         материнский. Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги.         Материнской любви чужда объективность: ребенка любят за то, что он есть. По мнению Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в материнской, и в отцовской любви, любой крен в одну сторону ведет к искажению мироощущения и нарушению поведения. Фромм считал, что западное общество становится все более «безотцовским». Сетование феминисток на инфантильность современных мужчин во многом не лишены оснований. Поколение  современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Отсутствие отца, даже при его формальном наличии, - огромная беда. Отец, не способный свести концы с концами, не может дать ребенку положительного примера, у него нет матеиальных оснований для подлинного авторитета. Однако отец, слишком занятый зарабатыванием денег, вообще забывает о         существовании семьи и детей. Это, конечно, крайности, но к этим крайностям тяготеет поведение современных отцов. Матери не могут заменить отца, им не по силам эта роль».

Упражнение № 4. «10 правил плохих отцов»

Процедура проведения: Психолог: «А сейчас я хочу попросить вас составить  правила «плохих пап» сначала индивидуально на листочке, затем составить общий свод и зачитать».

Примеры: «Никогда не играй со своим ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях, интересах», «Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж.

Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? Чтобы никогда не следовать им».

Можно перед занятием попросить составить детей советы папам, а потом, в группах, проанализировать их.

                        Советы детей папам

Получай  больше денег.

Побольше давай денег.

Не сердись на мои письма.

Не будь таким строгим.

Работай меньше.

Пожалуйста, обращай на меня хоть чуточку побольше внимания.

Будь добрым.

Не заставляй меня выучивать уроки.

Не соглашайся работать по выходным.

Помогай маме во всем и люби ее очень сильно.

Никогда не проверяй дневник.

Меньше смотри телевизор.

Будь осторожен за рулем.

Отпускай меня играть в футбол.

Я люблю животных и поэтому мне очень жалко рыбу.

Я не хочу ее ловить.        

Будь чаще дома и езди реже в поездки.

Обсуждение:

- Какие эмоции вызывают у вас советы?

- Как хочется их прокомментировать?

- Что вы заметили, анализируя советы?

«Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявление искренней заботы об отце».


Упражнение № 5 «Анализ кинестетического рисунка семьи»

Процедура проведения: Перед занятием нужно провести эту методику с детьми:

Психолог: «Давайте посмотрим рисунки детей и ответим себе на несколько вопросов:

- Есть ли отец на рисунке?

- Чем чаще занят отец в рисунках детей?

- Каково место отца на рисунках?  Размеры, прорисовка деталей?

- Какие детали вас тревожат, когда вы смотрите на рисунок? Очень часто голова отца повернута назад, то есть, показан затылок, отец нарисован за перегородкой или в отдалении, резкая штриховка – это тревожность ребенка.

- Часто ли видно на рисунках у детей, что отец занят совместной с ним деятельностью или игрой?».

Можно представить анализ опроса детей, которым перед занятием можно задать 5 вопросов об отцах и тому, что они делают дома и как общаются с ребенком.

Упражнение № 6 «Когда отца нет»

Процедура проведения: Женской и мужской группе можно задать вопрос о том был ли у них отец и как они воспринимали его отсутствие.

 

Упражнение № 7 «Мозговой штурм»

Процедура проведения: Психолог: «Александр Сергеевич Грибоедов почти 200 лет назад писал:

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

Актуальны ли они в наши дни?».

Присутствующих родителям предлагается в течение 7 минут составить таблицу:

1- я группа - «Роль отца в воспитании сына»;

2-я группа - «Роль отца в воспитании дочери».

Таблицы обсуждаются в группах, затем результаты мозгового штурма представляются всем.

Психолог: «Мальчику необходимо мужское влияние, воспитание мужских качеств, таких, как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, умение брать на себя ответственность, способность к труду, и множество других качеств, присущих настоящему мужчине.

Для воспитания девочек, для формирования гармоничного женского характера, им, как и  мальчикам, необходима совместная деятельность с отцом. С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: « Принцесса, красавица»; это воспитывает гармоничность, само принятие, уверенность в себе, женское достоинство. Отец присутствует во всей будущей жизни женщины: интуитивно она выбирает себе партнера такого же, как отец; папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.

        Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их разрешения».

Упражнение № 8. Завершение: «Полянка»

Процедура проведения: Родители рисуют ромашки, лепестки  по количеству присутвующих с пожеланиями к участникам.

Выходная рефлексия:

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в         группе?

        - Какие конкретные приемы вы будете использовать?


 

Комментарии

Валентина Алексеевна Латышева

Большое спасибо за Ваш труд! Пригодится для работы!