Ссылки для учителей немецкого языка.

Бурнаева Ирина Владимировна

Данный раздел содержит полезные ссылки по сайтам для учителей немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poleznye_ssylki_dlya_uchiteley_nemeckogo_yazyka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОР И АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

В настоящее время использование компьютера в повседневной жизни становится нормой. Практически каждая школа имеет компьютерные классы и использует возможности  электронных средств обучения на различных уроках. Наиболее актуальным и необходимым является умение работать в  сети Интернет.

Сейчас все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями. Учащиеся могут пользоваться аутентичными текстами, слушать, а также общаться с носителями языка, т.е. они попадают в живую языковую среду. Основная цель предмета «иностранный язык» - формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает развитие способностей к межкультурному взаимодействию, что особенно актуально в связи с увеличением международных контактов.

По нашему опыту, Интернет может быть использован на уроке иностранного языка для следующих целей:

  1. для включения материалов сети в содержание урока;
  2. для самостоятельного поиска учащимися необходимой им информации (например, при работе над проектом, рефератом, НИР);
  3. для ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках;
  4. для общения со сверстниками из стран, говорящих на данном языке;
  5. для поддержания интереса к предмету.

Важно отметить и такой немаловажный аспект при работе с ресурсами Интернета как тот, что «ученики могут работать в собственном временном ритме. Кроме того, это даёт возможность самостоятельной работы по предмету и самостоятельного управления процессом обучения» [Макаревич 2006 : 38].

В этой статье будут рассмотрены сайты, которые могут помочь сделать уроки более интересными и результативными. Сайты, которые предлагаются для использования на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности, можно разделить на следующие группы:

  1. сайты для детей;
  2. сайты для подростков;
  3. грамматические сайты;
  4. сайты по страноведению.

Конечно, очень сложно  разобраться в таком огромном объёме информации, которую нам предоставляет Интернет. Поэтому в данной статье рассматриваются только те сайты, которые постоянно использовались нами на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

Сайты для детей

Самой главной особенностью детских сайтов является их оформление: эти сайты очень красочные, со множеством спецэффектов. Их задача – заинтересовать ребёнка, включить его в познавательную деятельность, предоставить ему полезную информацию и привить необходимые навыки так, чтобы он в процессе не потерял интерес к данному виду деятельности или информации. Такие сайты используют анимацию, игры, видеосюжеты. Среди детских сайтов наиболее часто я работаю с такими сайтами, как www.kindernetz.de, www.kindersache.de, www.kidsweb.de, http://www.kika.de,.  Первые три сайта можно использовать на уроках, начиная со второго года обучения. Здесь представлены в основном игры и поделки, но есть и небольшие тексты по интересным темам.

www.kindernetz.de: на этом сайте на стартовой странице даётся несколько текстов с иллюстрациями, с которыми можно поработать. Внизу страницы даются ссылки на следующие темы. Там можно найти не только интересную информацию, но и озвученные анимационные ролики, небольшие фильмы и игры.

www.kindersache.de: этот сайт будет интересен ученикам 6-7 классов. Основной материал - небольшие статьи по различным темам. К обычным темам детских сайтов (игры, поделки, юмор, общение) здесь добавлены такие, как права ребёнка и политика.

www.kidsweb.de: этот сайт предназначен для детей начальной ступени обучения. Здесь можно найти много интересных советов, фотографий и идей для поделок по разным темам, небольшие кроссворды и викторины.

http://www.kika.de: этот сайт сделан совместно ARD и ZDF. С ним можно работать с учащимися 5-7 классов. Помимо игр и викторин, здесь представлены различные проекты и возможности: например можно поздравить своего друга с праздником электронной открыткой. На этом сайте представлены небольшие статьи по разным темам, о которых рассказывают различные анимационные персонажи. Небольшие видео сюжеты помогут поддержать интерес к выбранной теме.

http://www.adaxas.net: это – информационный портал. Здесь можно найти ссылки на сайты и их описание по разным темам: компьютер, интересное для детей и подростков, здоровье, культура и искусство, спорт и экономика.

Сайты для подростков

Сайты для подростков по сравнению с детскими сайтами содержат больше статей, дают больше возможностей для обмена информацией. Наряду с развлекательной информацией здесь уже появляются и серьёзные темы: политические и культурные события в стране и мире, проблемы, спорт, общение со сверстниками. Наиболее интересными могут быть следующие сайты:

http://www.jugendmedien.de 

 http://www.kaleidos.de/alltag 

http://www.treffmagazin.de/

 http://www.to4ka-treff.de 

 http://www.sowieso.de .

Работать с этими сайтами можно начинать с 7-8 класса.

http://www.kaleidos.de/alltag/: данный сайт содержит наряду с проблемными темами и страноведческую информацию: здесь есть возможность при помощи веб-камеры посетить различные города Германии. Интересна информация, касающаяся праздников и традиций, а также информация об интересах сверстников в Германии.

http://www.treffmagazin.de/: здесь представлены статьи по разным темам: хобби, музыкальные течения, путешествия, спорт, юмор. Содержание тем постоянно меняется т.к. данный сайт является электронной версией печатного молодёжного издания.

http://www.sowieso.de/: данная электронная газета для подростков содержит много актуальной информации по следующим темам:  политическая и культурная жизнь мира, новости спорта, новости из Германии, поиск друзей по переписке. После прочтения статьи можно оставить своё мнение о ней или просто посмотреть рейтинг.

http://www.jugendmedien.de/?m=200708: на этой странице можно найти ссылки на различные сайты или на интересные статьи.

http://www.to4ka-treff.de/:  это – немецко - русский  молодёжный портал. Здесь представлены различные актуальные темы и проекты. Данный портал работает и на немецком, и на русском языках.

Для учащихся старшего звена обучения можно порекомендовать сайт www.jugendpresse.de.  На этом сайте представлено много статей по разным темам, ссылки на другие сайты и источники, новости регионов, молодёжные проекты, проблемы образования и поиска работы, т.е. все те темы, которые пользуются интересом среди молодёжи.

Сайты по грамматике

В настоящее время в сети Интернет представлено достаточно большое количество сайтов, которые дают возможность изучения и отработки грамматики.  Некоторые сайты созданы немецкими специалистами, но в последнее время появляется всё больше сайтов, созданных отечественными  специалистами. Одним из несомненных плюсов работы с грамматическими сайтами является то, что учащийся сразу же по выполнению заданий видит свой результат, а на некоторых сайтах и объяснение допущенных ошибок. Хотелось бы подробней остановиться на некоторых из тех сайтов, которые я использую на уроках, начиная с 5 класса.

Сначала остановимся на немецкоязычных сайтах.

Самым интересным, с моей точки зрения, является сайт http://www.ralf-kinas.de/.

Данный сайт предоставляет разнообразные упражнения на отработку различных аспектов грамматики. Здесь представлены как небольшие тесты (15 вопросов), так и задания повышенной сложности (текст с пропусками слов).  На этом сайте можно найти также тесты по страноведению и зарегистрироваться для поиска партнёра по переписке. Работать с данным сайтом лучше начинать с 7 класса т.к. для  учащихся младших классов могут возникнуть трудности с пониманием слов.

Следующий сайт, дающий возможность поработать над  отработкой и практическим применением знаний по определённым темам, является сайт http://people.colgate.edu/dhoffmann/text/Grammatik200/.  Здесь даются упражнения по конкретным грамматическим темам. Упражнения – небольшие по своему объёму, что позволяет использовать их на уроке в качестве закрепления материала или проверки понимания той или иной темы.

Сайт http://www.hueber.de/deutsch-als-fremdsprache/ будет интересен учителям с той точки зрения, что здесь можно найти много материалов для учителей, в том числе и тесты разного уровня сложности для распечатки.

Для того чтобы проверить уровень подготовки учащихся среднего и старшего звена, можно воспользоваться материалами  таких сайтов, как  www.deutsch-lernen.com/virtual/e_test_kurz.htm,  www.goethe.de/cgi-bin/einstufungstest/einstufungstest.pl. Это - общеязыковые тесты. С первым сайтом можно работать   уже в 8-9 классах. Тест на втором сайте  - достаточно сложный, поэтому с ним можно работать в старшей школе.

Из сайтов, созданных русскоязычными  специалистами,  следует отметить такие, как http://www.studygerman.ru/online/phrasebook/ и http://grammade.ru/index.php. Основной отличительной особенностью наших сайтов является то, что,  помимо тестовых заданий, на них представлен  также материал по грамматике, который  даёт возможность повторить необходимое правило перед выполнением упражнений. Кроме того здесь можно найти тексты с заданиями и небольшие диалоги по разным темам.

Иногда бывает необходимо сделать упражнение по конкретной теме: закрепить изученную лексику, отработать пройденное правило или проверить навыки работы учащихся по определённым грамматическим темам. В этих случаях можно сделать тесты, кроссворды или тексты с пропусками слов самому. Такую возможность нам предлагают  программа Hot Potatoes http://hotpot.uvic.ca и программа «Übungen selbstgemacht» на сайте института им. Гёте http://www.goethe.de/z/50/uebungen.  

С  программой Hot Potatoes  можно работать и без использования Интернета: её нужно просто скачать и установить на Вашем компьютере. Для работы этой программы в полном объёме необходимо зарегистрироваться в Интернете, пройдя по ссылкам. Данная программа поможет составить кроссворд с необходимыми словами, тесты на отработку лексики или грамматики по нужной теме, пропуск в тексте определённых слов.

Программа Гёте-института «Übungen selbstgemacht» предполагает быструю подготовку упражнений по работе с текстом. Благодаря этой программе можно загрузить необходимый текст и  сделать из него такие упражнения, как  текст с пропусками слов, поиск правильного названия для отдельных отрывков или расположение частей текста в нужном порядке.

Сайты по страноведению

В настоящее время в Интернете представлено огромное количество страноведческой информации. Такую информацию можно найти как на немецкоязычных, так и на отечественных сайтах. Следует отметить, что отдельную информацию можно найти и на сайтах, приведённых выше. Но такие сайты, как  http://www.derweg.org/,   http://www.dw-world.de, http://bestedeutschlehrerin.narod.ru/DeutschlandWebcam.htm,  http://www.klick-an.hagemann.de, http://deutsch.passivhaus-info.org,  http://www.franklang.ru  посвящены именно Германии, её культуре, событиям и достопримечательностям. На сайтах http://www.derweg.org/, http://www.dw-world.de, http://www.klick-an.hagemann.de можно найти актуальную информацию о политической и культурной жизни Германии,  посмотреть видео ролики на разные темы, больше узнать про федеральные земли и их достопримечательности. Ссылки на сайты федеральных земель Германии даются и на отечественном сайте  http://deutsch.passivhaus-info.org. Здесь можно найти и другую полезную информацию по разным темам (грамматика, история).  На сайте Ильи Франка http://www.franklang.ru выложены книги немецких писателей, в том числе и современных, многие из которых даны на двух языках. Кроме того здесь есть аудиотексты, которые можно скачать и очень много различных ссылок на немецкие журналы, газеты, телеканалы.

 http://bestedeutschlehrerin.narod.ru/DeutschlandWebcam.htm: на данном сайте можно при помощи веб-камеры посетить различные города Германии. Кроме того видеосюжеты выложены и на сайте http://www.kaleidos.de в разделе Webcams und City-Infos.

Несмотря на то, что работа с данными сайтами основывается на опыте работы в школе с углублённым изучением немецкого языка, они с успехом могут использоваться и в обычной школе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учащимся могут быть предложены следующие задания для самостоятельной работы в Интернете:

  1. выполнение заданного объёма on-line упражнений (например, даётся ссылка на сайт http://www.ralf-kinas.de/ и предлагается выполнить конкретное упражнение по теме);
  2. поиск упражнений по теме занятия на заданном учителем сайте;
  3. обзор ресурсов упражнений по теме (можно и без ориентировки учителя).

Кроме того учащиеся самостоятельно или по заданию учителя могут:

  1. поработать с неадаптированными текстами по теме (статьи на страноведческих сайтах или на сайте Гёте-института);
  2. самостоятельно составить текст с пропусками на сайте http://www.goethe.de/z/50/uebungen;
  3. подготовиться или самим подготовить задания для викторины;
  4. поработать над произношением (на таких сайтах, как http://www.franklang.ru, http://www.dw-world.dе, http://www.kaleidos.de, а также на сайте Гёте-института есть аудио тексты или видео материалы);
  5. улучшить свои знания по страноведению (например, ученикам 6 класса при прохождении темы «Федеральные земли Германии» мной было предложено поработать в Интернете с мозаиками http://www.schulalltage.de/html/bundeslaender.html http://www.joeclever.de/kartenspiel2.html

 http://www.klick-an.hagemann.de/Deutschland/bundeslaender/deutschland_puzzle

 и таким образом закрепить названия земель Германии и их столицы).

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что Интернет предоставляет очень много дополнительных возможностей для изучения и преподавания немецкого языка.

Для учащихся это:

  1. работа с оригинальными текстами;
  2. интересные материалы;
  3. возможность самостоятельного поиска необходимой информации;
  4. возможность работы с аудио и видео материалами;
  5. возможность самостоятельного контроля своих знаний.

А для учителей это:

  1.  возможность поиска необходимой информации по любой теме;
  2. повышение заинтересованности учащихся в изучении немецкого языка;
  3. отработка лексики и грамматики;
  4. наглядность предлагаемого материала.

В современных условиях учитель–предметник должен уметь пользоваться не только традиционными учебными пособиями, но и информационно–коммуникативными технологиями [Коптюг 2008: 29]. Всемирная сеть, электронные образовательные ресурсы могут стать хорошим подспорьем как учителю, так и ученику.