Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях.

Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях.

 

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. 
Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе  критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно, он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

 Многие мыслители связывают самореализацию  с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой";   П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность".

Возникает вопрос: могут ли наши старшие школьники находить смысл в самом процессе самоопределения? Ведь в данном случае очень важно профессиональное самоопределение рассматривать как средство адаптации учащихся в современных условиях.

 Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося ученика. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может.    

          Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

  • информационно-справочные, просветительские;
  • диагностические (в идеале - помощь в самопознании);
  • морально-эмоциональная поддержка  ученика;
  • помощь в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:

1) проблема решается "вместо"  учащегося, когда ученик   занимает пассивную позицию и еще не является "субъектом" выбора);

2) проблема решается "вместе" (совместно) с  учащимся - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти;  

 3) постепенное формирование у учащегося готовности самостоятельно решать свои проблемы.          

  Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне учащемуся просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!),

на втором уровне -   анализируется определенная информация,

на третьем уровне -  объясняется  учащемуся, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.д.)
          Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с  учащимся на втором уровне.

К сожалению, иногда приходится помогать  учащемуся, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает).
          Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у  учащегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.            Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений.

Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация "за один присест" - это "профанация"). Профконсультация предполагает не только традиционное "планирование", но и своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом профориентационной помощи является не только содействование конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы).  

Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.
   Как  помочь сориентироваться самоопределяющемуся  учащемуся?

 Прежде дать установку на  основные типы самоопределения: профессиональное

жизненное

личностное

Остановимся на профессиональном самоопределении. Важную роль в данном случае могут играть профориентационные игры с классом. Одна из таких игр состоялась в 10х классах в прошлом году на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать». Итог: одна из учениц нашей школы хочет связать свою жизнь с военной профессией.

Анкетирование – один из способов профессионального самоопределения. В 2010 учебном году,  девятиклассникам была представлена анкета (сейчас 11классники) на выявление и оценку профессиональной направленности.  

  Поставлена цель - диагностика отношения учащихся к различным типам профессий.

После обработки полученной информации выяснилось:

 

Из нескольких предложенных сфер деятельности, среди 9-х классов нашей школы, наибольшей популярностью пользуются:

·        Социальная – 48%;

·        Информационная – 40%;

·        Художественно-эстетическая – 12%.

Продолжить образование по окончании школы девятиклассники собирались в вузах.

И в дальнейшем ребята выбирали такие профессии как  врач, учитель, психолог, юрист, которые можно отнести к социальному направлению; программист, бухгалтер, экономист, которые относятся к информационному направлению. Поэтому для учеников, пожелавших продолжить свое обучение в 10-11 классах, целесообразным было введение социально-информационного профиля обучения.

 

Итак, профессиональное самоопределение – это динамический процесс развития ценностей, способностей, интересов школьников на протяжении всего обучения в общеобразовательной школе. Оно является главным в старшем школьном возрасте, это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности: кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.

 

 

 

 

Доклад подготовила Мрыхина Н.А. учитель музыки, руководитель ШМО  учителей декоративно-прикладного и эстетического направления.    

                                             2012-2013 учебный год.