Благотворное воздействие пения на психологию человека

Ерюшина Елена Юрьевна

 

 

«Не уметь петь также стыдно как не уметь читать» (Фома Аквинский.).

 

С самого, раннего детства песня сопровождает нашу жизнь, она начинается с нежных , задушевных колыбельных  материнских песен . И затем всю жизнь песня, как лучший жанр музыкального искусства сопровождает жизнь человека от младенчества до старости. Занятия песенным фольклором несут глубокий психологический смысл. Освобождение от страха, от сковывающих наше тело и терзающих душу и разум объятий, лежит в основе вхождения в песню. Главное знать, что «мне за это ничего не будет» кроме удивления, удовольствия, освобождения и единение со всем созвучным в данный момент миром. «Каждый человек  является инструментом в оркестре, который есть вся вселенная»- сказал Хазрат Инайят Хан. Почему так часто говориться об открытии человеческой души, сердца посредством фольклора? Идущие от корней , в любых своих проявлениях настолько лишены всяческой фальши и притворства, что, являясь по своей сути открытой системой, открывает и всех к ней прикасающиеся. Очень многие русские народные песни поют многие, а к сердцу преподают исключительно искренние, задушевные, лирические, напевные и мелодические русские народные песни. Высшим усилием считается талантливое, выразительное исполнение данной песни, идущие от сердца, умение вложить эту песню в сердце другого человека .Антуан де Сент Экзюпери в самой искренней книге «Маленький принц» говорил: « Глазами главного не увидеть. Зорко одно лишь сердце».Соприкосновение с песенным фольклором оказывает огромное влияние на формирование  нравственно- эстетических качеств подрастающего поколения. Взаимодействие человека и песни, их взаимоперетекание и сосуществование оказывает большое влияние на внутренний мир человека. С помощью русского песенного фольклора вспоминаются строки известного Карлоса Кастанеды со словами индейца яки Дона Хуана: « Все пути одинаковы они ведут вне куда. Есть ли у твоего пути сердце?  Если есть, то это хороший путь, если нет, И  от него никакого толку. Один  путь дает тебе силы, другой уничтожает тебя». [4; 130]

Несомненно ,что главным условием успешного обучения является присутствие на уроках и во внеурочное время, выход за обозначенные рамки. При ознакомлении фольклорными традициями русского народа одним из способов развития творческих способностей является работа с глиняными игрушками свистульками., с жалейками, рожками. Освоение звука посредством музыкальных инструментов позволяет услышать, узнать вначале один звук, потом ощутить расширение мира за счет последующих звуков.

Музыканты-софии, особенно в Индии, осваивая звуки, медитировали в день на каждой из них, добиваясь переноса звучания в самый центр сердца, в его глубины. Оттуда  уже он звучал для них как камертон, настраивая  голос на интимный и волнующий лад, на тон здоровья энергии и активного творческого взаимодействия с миром. Поэтому они могли голосом творить чудеса. А если к голосу еще присоединялся инструмент?

Музыкальные инструменты и свистульки используются в различных случаях:1) В качестве ритмической иллюстрации, при работе с ритмом (один играет другие повторяют). [4; 132]

2) При работе со звуковысотностью ( ведущий на разных игрушках дает звуки различной высоты, дети ищут требуемый звук, внимательно вслушиваясь или привлекая к иге на свистульках или привлекая к игре на свистульках других ребят).

3)При работе с длительностью нот (кто- то играет, кто-то считает, другие же пробуют воспроизвести на своих свистульках услышанное).

4) При сочинении простейших мелодий и иллюстрирования  их рисунком или рассказам (по рисунку и мини- рассказу сочиняется мелодия).

5) В качестве музыкальных инструментах оркестра.

6) В качестве самостоятельного ансамбля свистулек (что весьма сложно из-за трудностей с подбором созвучий).

Если педагог во время занятий дает указания проводя те или иные упражнения, а сам остается в стороне - не поет вместе с детьми не зажигает их своим задором не дополняет своей неповторимостью, то дистанция между ним и его учениками постепенно превращается в пропасть. Умножение радости через самовыражение и доставление  радости другим - главное ядро совместной работы. Постоянная поддержка в группе, особенно, кто сейчас в центре сюжета, и многое другое обеспечивает оптимальное  условия для терапевтирования  в рамках построения  перформанса.

Самым высоким уровнем творческого осмысления, происходящего в отношениях с  русской народной песней, является импровизация,  свободное владение ситуацией на основе глубоких знании  текстов песни.

Главной целью является не чистое исполнительство, позволяющие применять песню, как красиво платье, вхождение в мир песни  и пребывание в нем. Даже можно сказать обмен мирами, когда песня становиться нами, а мы песней. Только при этом условии вы увидите восторженные лица слушателей и почувствуете страстное желание окружающих петь вместе с вами. Только тогда красота созидания объединит своими волнами всех, кто ему сопричастен. [3; 42]

Песенный фольклор  наиболее ярко проявляет себя  в исполнении русских народных песен, пение которых  требует душевного исполнения, выразительности, тонкости, эмоциональности. Наличие и проявление любви в музыке- главный показатель, что человек живет полной жизнью, если человек  любит, сердце его открыто. Но открыть сердце мало, его надо развить. Эффект производимый пением,  зависит от глубины чувств производимых пением ,зависит от глубины чувств поющего: «Как бы искусно не был развит голос, он, никогда не передаст чувство, изящество и красоту, пока сердце также не будет развито» Лоуэн).Когда мы поем, наше сердце трепещет, отзывается на призыв любить.  Существует показатель успешности обучения песенному фольклору. Когда преподаватель запевает незнакомую песню, участники безо всякого напряжения выстраиваются в новое «мироздание», сами определяют в нем свое место и ищут пути к созвучию. [4; 197]

Это учит нас в жизни не отвергать звучащего рядом, не возвышая и не унижая себя, жить ради существующей уже и звучащей гармонии, радуясь любым ее проявлениям. Уроки песенного фольклора учат складывать полученные знания мертвым грузом, а вызывает у человека естественное желание поделиться ими, приобщить к ним и других людей. Мечта человека который в своей жизни не соприкоснулся с фольклором, чтобы создавались фольклорные центры, в которых пению уделялось особое внимание. Человек чувствует как живет и растет звук, как он действует наше тело, как всех лечат вибрации в диапазоне жизни. Задачей должно быть не выучить и не выступать с концертом, но побыть внутри происходящего, постепенно освобождаясь от страхов, позволяя себе самовыражаться с той силой, которая до этого билась в тесной клетке на  каждом из прутьев которой написано «Нельзя».

Человек придет и уйдет. Песня остается, она была до нас, будет и после, чтобы наполнять сосуды души, тех, кто откроет свое сердце, принимая в него мудрость и возвращая миру любовь. [4; 198]

Фольклорные спектакли и уроки объемного видения.

Наполненность русских песен  особенностями бытования народа позволяет нам обращаться к их текстам не только за мудрыми советом, за излечением смехом (чувство юмора один из важных признаков здоровой психики), а за конкретными историческими данными. Применяя в фольклорных занятиях интерпретацию текста – это путь анализа и синтеза, «примеривание» жизни других людей на себя, а значит – путь к пониманию людей и окружающего мира, и себя в нем. И этот мир, заключенный в устном, пластическом или песенном фольклоре, соотносится с тем в котором мы живем, мы неизбежно используем этот богатейший материал.

Уроки объемного видения могут явиться подарком фольклору, с их помощью может быть реализовано желание любого ребенка или взрослого человека не смотреть в одну точку, отсекая все интересное вокруг, а радоваться взаимосвязи всего со всем и своему умению их видеть. Стараясь как можно больше заинтересовать детей, я обращалась к русской народной сказке. Жесты, мимика, умение двигаться в песне превращали коротенькую песенку в настоящий спектакль, особенно тогда когда в него были включены элементы игры: девочки запевали, входили с песней в комнату к отдыхавшим и ничего не подозревавшим мальчикам, ловили в свой круг кавалера, заставляя его выбирать себе барышню. Было много веселья, непосредственности, жизни.

А главное дети убедились, какое глубокое, но не сразу уловимое значение несет в себе слово, в особенности слово народное, сколько информации может заключать в себе незатейливая песенка. Это учит видеть суть и не отворачиваться  от  очевидного, раскрывая его до самых основ.

Дети быстро начинают получать радость, от песен, поют их не только когда их попросят, но и когда просто хочется, когда поет душа. Пусть потом забудутся песни, но навсегда останется понимание народной культуры и тяга  к истинному, неподдельному, светлому, которое она хранит

Настоящие вошедшие в душу песни никогда не покинут нас, пройдут вместе с нами по жизни, украшая ее, и перейдут, как бесценный дар, залог бессмертия нации, к нашим детям и внукам.

Анализируя уроки объемного видения , процесс усвоения новой информации в атмосфере свободного творчества самовыражения, я убедилась в динамики личного роста участников групп, устранении нежелательных черт личности, установление душевного равновесия. Уроки объемного видения, как вариант занятий по фольклору оказывают особо сильный терапевтический эффект. Арт-терапевтические приемы- активная работа с телом, движением, рисунком, театром голосов на уроках, происходит спонтанность самовыражения человека, снижение рационализации в  целостном восприятии происходящего. Особое значение в фольклорной арт-терапии имеют фольклорные спектакли. Исполняя песню, дети лихо отплясывают и водят хороводы, соединяя движение с песней и снова  создаем мини- представление. Форма соединяющая в себе все направления – песню, танец, прибаутки, приговорки является спектаклем, народной драмой как называют ее искусствоведы .Работа со спектаклями позволяет человеку расти в собственных глазах, учит доставлять удовольствия другим, дает радость от проживания народной песни. Иногда связками в сценарии выступают игры, стихи, считалки, скороговорки, распевке. Они органично вплетаются в канву общего сюжета, наполняя его самобытностью диалектов и непосредственностью народного стиля. [4; 182]

Участие детей в фольклорных спектаклях помогает создать благоприятную обстановку на занятиях. Музыкальные занятия всегда создают в душе ощущение необыкновенной радости, счастья, восторга, а иногда спокойствия, умиротворения и надежды. Музыка исцеляет душу вдохновляет ум на лучшие прекрасные порывы, рождает в душе положительные эмоции, которые делают человека духовно сильным, благородным, искренним, честным и милосердным. Пение один из самых распространенных музыкальных жанров, это проявление человеческой души в ней часто отражается история жизни человека, его глубокие внутренние переживания, страдания, волнения, так как музыка наиболее ярко способна выразить целую гамму человеческих эмоций и чувств. Народные напевы живут и сейчас, проникают глубоко в сердце – ведь оттуда они и вышли в свое время. Благодаря им порою оказываются связанными воедино сердца людей разделенных столетиями. Песня -  поющая ипостась души человека, работая с песней и ее текстом, мы работаем с душой. Те перемены, которые происходят в людях, познающих заново известные или неизвестные тексты, обусловлены неизбежным открытием самого себя. В арт-терапевтических группах работы со словом и с текстами песен отводится значительное место, тому, что если мы участвуем наше подобие слову, то тем самым работаем над собой (существует терапия поэзией и словом).

Мелодика старинных русских песен, порой построенная на двух-трех нотах, поражает разнообразием и красотой. Она пред­лагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего мира человека, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами природы.

. Именно по окраске, тембру, интонациям голоса мы считываем состояние души человека, воспринимаем сигналы личности на том едином языке, которым для всего мира явля­ется вибрация.. Она является негибкой нотой, в то время как умный человек является гибким. Первый липнет к своим идеям, пристрастиям, неприязням и убеждениям, Голос говорит о наших душевных переживаниях долго можно перечислять наши ипостаси, которые тонко и точно наш голо с воплощает в звук. [8; 42]

. Вокалотерапия обладает терапевтическим эффектом. На Руси с ее помощью издревле осуществлялось лечение больных: больного сажали в круг и водили вокруг него хороводы.

Вибрационное единение и растворение в звуке, расширение сознания до беспредельности, медитационный аспект звучания в унисон — все это сопутствует освобождению от навязчивых программ, способствует снятию напряжений и подготавливает почву для осознания направления поиска. Поиска свободного существования и решения приходящих проблем.

Отставив в сторону научную терминологию, мы с вами мо­жем вспомнить неписаный закон: если плохо — спой, и станет легче. Если болезнь или несчастье — это и в самом деле сбой нормального ритма, то песня в этом случае — главный лекарь. Ритмы шаманских барабанов в данном случае оказывают неоценимую услугу по изменению и коррекция ритма недуга, прeобразованию его ритма в ритм здорового организма.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. А.А.Иванова; А.А. Кудрявцева; М.Г. Станченко; ГА Шишова «У наших у ворот всегда хоровод» ДУПМ Спб 1994
  2. В.М.Элькин «Театр цвета и мелодии ваших страстей»- Спб.:ИД «Петрополис»,2005 г.
  3. Е.О.Яременко «Программно- методические материалы» Музыка. Начальная школа- М.: Дрофа 2001.
  4. Л.Д.Назарова «Фольклорная арт-терапия» — Спб.: «Речь», 2002.
  5. М.Н. Зыкова «Фольклоротерапия: структурирование жизни через обряд» Учебное пособие — м.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2006.
  6. М.В.Киселева» «Арт-терапия  в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.»- Спб.: Речь,2006.
  7. И.И. Шангина «Русские дети и их игры» — СПб.: Искусство, 2000г.
  8. В.И.Петрушин «Музыкальная психология» — М .:Академический проект,2006.
  9. О.А.Апраксина «Из истории музыкального воспитания»: хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина — М.: Просвящение, 1990.
  10. Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»-3-е изд., испр.— М.: Просвещение,1989.
  11. Т.Е. Вендрова; И.В.Писарева «Воспитание музыкой». М..:Просвещение,1991.М.:
  12. Аникин В.П. «Русские народные пословицы поговорки, загадки и детский фольклор», М., Худ. Литература,1986 г.