Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики средствами ИКТ – технологий.

 

Управление общего и дошкольного образования

МБОУ «Школа-интернат № 2 основного общего образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация познавательной  деятельности учащихся на уроках математики средствами ИКТ – технологий.

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Автор:

                                                             Оразбаева Курманбийке Абибуллаевна,

                                                             учитель математики

                                                             I квалификационной категории

                                                             МБОУ «Школа – интернат № 2».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норильск

 

 

Оглавление.

 

 

I.      Введение  _______________________________________________  3

1.     Актуальность выбранной темы  ________________________ 3

2.     Факторы активизации познавательной деятельности         _____   3

3.     Приоритетные направления деятельности  _______________ 3

II.   Основная часть.

1.     Основные проблемы и противоречия использования ИКТ на уроке математики, их обусловленность _________________  4

2.     Варианты использования ИКТ в учебно-воспитательном    процессе  __________________________________________   4

III.             Заключение  __________________________________________  10

1.    Выводы  ___________________________________________  10

2.    Прогнозируемые результаты  _________________________   11

IV.     Список используемой литературы________________________   12

     V.       Приложения___________________________________________ 13

1.     План-конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе ________________________  13

2.     Фрагменты уроков  __________________________________  18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        I. Введение.

 

 «Четкость и глубина изложения учебного материала учителем, ежедневный опрос, доброжелательная помощь педагога и товарищей, систематическая работа, становящаяся навыком, - залог прочных знаний. Радость успеха рождает творческое, заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность».

                                      В.Ф.Шаталов.

 

 

Актуальность выбранной темы.

Активизация познавательной деятельности в обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

К.Д. Ушинский подчеркивал: «Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным». Исходя из этого, важнейшими факторами активизации познавательной деятельности учащихся являются:

Ø     сотрудничество учащихся и учителя;

Ø     самостоятельная работа на уроке;

Ø    применение фронтальной, групповой, индивидуальной форм          работы;

Ø     дифференциация обучения;

Ø     контроль знаний, умений, навыков;

Ø     использование занимательного практического материала;

Ø     создание проблемных ситуаций;

Ø     поощрение учащихся;

Ø     проектные работы.

Мои ученики – это дети из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. У большинства из этих детей проблемы и пробелы в знаниях, отсутствие мотивации к обучению, многие из них являются переростками. Поэтому приоритетными направлениями  моей работы являются:

Ø     реализация комплексного подхода к обучению и воспитанию через обновление содержания образования на всех ступенях обучения;

Ø     использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, воспитательных мероприятиях.

 

II. Основная часть.

1. Основные проблемы и противоречия использования ИКТ на уроке математики, их обусловленность.

Предмет математики в курсе основного общего образования является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математике.

Всероссийская программа компьютеризации школ дала возможность педагогам использовать новые технологии на уроках.

Компьютер на уроках исключает монотонность, привлекает внимание учащихся. Яркость, насыщенность слайдов, появление на слайдах фотографий с иллюстрациями вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует внимание и познавательную деятельность учащихся, стимулирует мотивацию учащихся, повышает интерес к предмету, призывает изучать различные источники.

Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Использование  компьютерных технологий  позволяет  в определённой степени добиваться выполнения следующих задач:  

Ø       использование наглядного материала для динамичного объяснения новой темы, введения новых понятий (благодаря настройкам изображений, анимации, и др.);

Ø       повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);

Ø       использование на уроках разнообразных форм и методов работы, с целью повышения эффективности урока;

Ø       вовлечение учащихся в творческую детскую самодеятельность – научную, художественную, социальную;

Ø       использование тестовых задач при работе в компьютерной программе «Ассистент» (на разных этапах урока).

 

2. Варианты использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

 Использование видеопроектора и экрана.

При использовании видеопроектора и экрана можно передать информацию в любом доступном   редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Слайды, созданные в этой среде,  отображают основные этапы урока. Например, объяснение нового материала, актуализация знаний учащихся, практическая работа, домашнее задание.

Подготавливая электронные плакаты перед уроком, мы освобождаем себя от рисования чертежа непосредственно на уроке. Данная операция экономит время, а также чертеж на экране – это совсем другое, яркие иллюстрации способствуют  поддержанию устойчивого внимания учащихся во время работы.

В школе-интернате для работы имеются все необходимые ресурсы: функционирует 2  кабинета информатики и демонстрационный кабинет, оборудованный компьютером, видеопроектором и интерактивной доской (мультимедийный класс) – это даёт возможность использовать не только проектор и экран, но и интерактивную доску.

 Использование интерактивной доски.

imageПри использовании интерактивной доски презентация проектируется не на экран, а на интерактивную доску (можно импортировать презентацию в программу доски – у некоторых видов ИД эта функция предусмотрена), что позволяет использовать возможности доски: нет необходимости находиться у компьютера для управления презентацией. «Захват» слайда в качестве изображения дает возможность учителю и ученикам делать пометки и записи непосредственно на слайде. Слайды являются печатной основой урока, на слайдах имеется свободное место для записи решений. Так, например, на уроке по теме: «Средняя линия треугольника» в 8 классе используется интерактивная доска при повторении учебного материала. Учащимся необходимо решить задачу:

«Треугольник, периметр которого 36, биссектрисой делится на два треугольника, периметры которых равны 18 и 26. Найдите биссектрису данного треугольника».

imageУчащиеся  решают задачу и предлагают свои способы решения. Если выполнение рисунка к задаче у учащихся вызывает трудности, то можно перейти к следующему слайду, на котором имеется готовый чертеж к задаче:

imageimage

 

             Неудачные решения удаляются и рассматриваются другие варианты решения задачи до тех пор, пока не будет найдено правильное решение.

     С помощью анимации рассматриваем еще один из способов решения. Анализируем и выбираем лучший из них. Один из учеников кратко записывает решение на изображении слайда. Это решение сохраняется программой интерактивной доски и при необходимости распечатывается для учащихся с помощью принтера (непосредственно на уроке или после него в любое время).

Аналогичную работу можно проводить на разных этапах урока:

·        актуализация знаний;

·        объяснение нового материала;

·        закрепление изученного материала;

·        повторение пройденного материала.

Опыт  использования компьютерных технологий на уроках математики представлен мною в двух режимах: демонстрационном и индивидуальном.

Примером использования демонстрационного режима является урок математики  в 7 классе по теме «Арифметические действия над многочленами». На данном уроке проводится устная работа с использованием  программной среды Power Point.

«Уроки – презентации» сопровождают лекцию учителя видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, необходимыми  схемами. Это позволяет создать учителю на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На этих уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать плакаты во время урока и т.д. Уроки с использованием интерактивной доски отличаются высокой организованностью, слаженностью.

Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями школы, при необходимости они легко корректируются, а учащиеся, которые пропустили какой-либо урок, могут познакомиться самостоятельно с темой урока, изучив урок-презентацию в компьютерном классе.

Мультимедийная компьютерная система обеспечивает: большую наглядность материала за счет использования звука и анимации; поддержание интереса учащихся на высоком уровне в течение всего занятия.

Особый интерес представляют мультимедийные интегрированные уроки. В качестве примера можно привести  интегрированный урок в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». (Приложение 1) После каждого задания школьники рассказывают о растениях, которые встречаются в окрестностях Норильска. В конце урока учащиеся приходят к выводу, что все эти растения относятся к группе лекарственных растений. В своей работе в течение нескольких лет практикую в 5 классе знакомство учащихся с растительным миром Красноярского края. В 6 классе знакомлю с животным миром. (Приложение 3) В 7-9 классах рассматриваю народности Таймыра,  выдающихся людей Норильска,  происхождение  названия улиц Норильска и  заповедников Красноярского края. Мои учащиеся с интересом выполняют такого рода задания.

Таким образом, интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении.

После обработки графиков рефлексии интегрированных уроков были получены следующие результаты анкетирования:

ü            «Интегрированный урок интереснее обычного» – отметили 95 % учащихся.

ü           «Понравилась форма работы с направленным использованием ИКТ» – отметили 90 % учащихся.

ü           «Комфортное самочувствие на уроке» – отметили 94 % учащихся.

Такие результаты позволяют сделать вывод о высокой степени активизации познавательной деятельности учащихся при проведении интегрированных уроков.

Индивидуальный режим  является ещё одним направлением работы с использованием ИКТ, который предполагает проверку степени усвоения пройденного материала через использование специальной компьютерной программы «Ассистент» с  моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки учащимся за выполненную работу.

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся, используемые мною на уроках – это:

·                   нацеленность на осмысление изучаемых явлений и формирование понятий;

·                   обучение логическому изложению материала; 

·                   выдвижение  системы вопросов, требующих обобщения; 

·                   подборка упражнений, направленных на формирование определений, умозаключений, на классификацию предметов и явлений; 

·                   подборка задач и заданий, связывающих знания с практическим применением.

  Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как  поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех  учащихся в обсуждение  сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от  методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету  у ребенка? Ответ прост - через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации,  разнообразие методов обучения, через новизну  материала, эмоциональную окраску урока.  

 

Использование компьютерных мультимедийных обучающих программ на уроках математики.

В  МОУ «Школа-интернат № 2» находят всё большее применение компьютерные мультимедийные обучающие программы. Кроме того, в нашей школе предусмотрено использование материалов с разнообразных электронных носителей. Это –  озвученные видеофрагменты, модули, тексты, карты и т.д., которые могут быть использованы для презентаций, докладов, рефератов и других творческих работ учителя и ученика.  При подготовке к урокам я также использую электронные образовательные ресурсы сети Интернет. Для эффективности внедрения ИКТ важную роль играет информационное поле, которое регулярно наполняется мультимедийной продукцией, виртуальной справочной литературой.

Активизация познавательной деятельности учащихся происходит также через:

- дополнительные занятия по преодолению пробелов в знаниях учащихся (как групповые, так и индивидуальные);

-  открытые уроки различных видов и типов, в том числе с применением компьютерных технологий;          

  -  участие в международной ежегодной олимпиаде по математике «Кенгуру»;

 -  участие в школьной ежегодной научно-практической конференции «Поиск и творчество» в секции «Математика».

imageНестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Мною проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания, уроки-презентации, уроки с использованием ИКТ.        Наряду с традиционными формами работы мною проводятся мероприятия направленные на расширение кругозора: школьные олимпиады, неделя математики, математические викторины, брейн-ринги, КВНы, игра «Счастливый случай», игра «Звездный час», викторина «Интеллектуальный лабиринт».

imageimage

 

 

 

 

 

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Организация эффективной  внеурочной деятельности учащихся по математике происходит через работу предметных кружков, факультативов, элективных курсов, школьного научно-исследовательского общества «Искатель».

Широкое применение при активизации познавательной деятельности находит метод проектов, обеспечивающий подготовленность учащихся к  быст­рой  смене идей и технологий, свойственной современ­ному информационному обществу. При работе учеников над проектом учитель должен поддерживать и стимулировать интерес школьников, направлять деяте­льность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над литературой и в составлении отчета.

Обыч­но над проектом работает несколько человек, обща­ясь между собой для генерации новых идей, возможна также и индивидуальная работа над проектом. Для организации проектной деятельности млад­ших школьников необ­ходимо учитывать то, что проект должен быть небольшим, должен побуждать к получению новых знаний, должен иметь полезный результат, имеющий общественное признание. Работа над проектом осуществляется мною средствами кружковой работы. В школе-интернате функционирует творческое объединение: «Мир информатики», «Пресс-центр». Ученики младших классов составляют «маленькие проекты», которые создаются на основе графических фигур (овалов, прямоугольников, отрезков, автофигур). Это дает представление о науке  геометрии. Далее учащиеся   форматируют, масштабируют и группируют в сложные объекты свои проекты.  Конструирование рисунка из основных «графических примитивов» ученики выполняют по образцу или словесному описанию, продумывая и проговаривая порядок действий. При построении сложных рисунков необходимо проанализировать объект, выделить примитивы, с помощью которых этот объект можно построить, планируется последовательность действий.  Работа выполняется по шагам, школьник учится отдавать отчет своим действиям. Использование тени, объема, поворотов на разные углы позволяет рассматривать объект в разных ракурсах.

При подготовке к его выполнению учащиеся выбирают интересующий их раздел одного из изучаемых предметов. Подбирая вопросы, школьники на практике реализуют исследовательский метод работы с дополнительными источниками, ресурсами сети Интернет, школьной медиатеки. На следующем этапе разрабатывается структура программы с удобным пользовательским интерфейсом. Защита проекта проходит в форме взаимотестирования, когда одноклассники оценивают работы друг друга. При этом учитывают не только чисто техническую сложность выполненной работы, но и ее «внешнее звучание», актуальность выбранной тематики.

 

 

 

 

 

 III. Заключение.

Обучение, построенное на деятельности ученика и делающее упор на развитие его мышления, более эффективно, чем обучение, построенное на его памяти и многократном репродуктивном повторении заданий.  Такое обучение позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.  

Внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания, как в математике, так и в образовании в целом, повышая  тем самым его качество.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, рассказ-задача, игры-путешествия, ребусы, кодированные задания, математическое лото, игра «Лабиринт», кроссворды и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным.

 

Выводы.

Результаты проведения занятий с использованием информационных технологий позволяют сделать следующие выводы:

Ø           систематическое использование компьютерных практикумов в самостоятельной работе учащихся способствует получению более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они получают в процессе самостоятельной работы с учебником;

Ø           самостоятельное выполнение разнообразных по виду и дидактической цели компьютерных заданий способствует развитию познавательных и творческих способностей, мышления; при  правильной организации  проведения самостоятельной работы  с компьютерными  заданиями ускоряется темп формирования познавательных умений и навыков;

Ø           систематическая работа с компьютерными заданиями формирует устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

 

Прогнозируемые результаты.

Перспективы использования ИКТ на уроках математики, на мой взгляд, следующие:

·                     вовлечение учащихся в коллективную творческую  деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа);

·                     использование различных программных средств тестового контроля на уроках математики (программы с пакета Microsoft Office);

·                     использование Интернет-ресурсов (при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.)  не только педагогом, но и учащимися.

 Таким образом, внедрение компьютерных технологий не только обогащает учебно-воспитательный процесс, но и способствует тому, что ученики смотрят на компьютер не как на игрушку, а  видят в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Список используемой литературы.

 

1.     Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования  - М.,2000

2.     Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании:  Школьные технологии.1997. №1.

3.     Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. – М., 1998.

4.     Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

5.     Шадриков В.Д. Подготовка учителя математики: инновационные подходы. – М., 2002.

6.     Математика. Учебно-методическая газета №36/1999, №24/2003, №7/2005.

7.     http://pedsovet.org/mtree/ Информационные технологии в преподавании математики.

8.     http://moodle.cross-ipk.ru/ Портал краевой образовательной сети.

9.     http://matica.nm.ru/methodical4.html/  [электронный ресурс]  

10. http://www.websib.ru / Информационные технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр: