Одаренные дети

Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться. Осознавая это, в последние 10-15 лет наше общество постепенно начало осуществлять переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной, "центростремительной” модели (центром же является ребенок).

Основная проблема нашей работы, учителей лицея №3, в данном направлении обусловлена объективно существующей потребностью в создании педагогической системы управления процессом обучения одаренных детей (старший этап), так как имеющиеся технологии в рамках современной школы не дают искомого эффекта; его нельзя предвидеть и планировать. Очевидно, однако, что подобное обучение может быть только личностно-ориентированным. Наша задача состоит в следующем: объединить разрозненные элементы по диагностике одаренности, обучению, развитию, поддержке интеллектуально одаренных старшеклассников в целостную "работающую” систему, которая могла бы быть использована на том или ином уровне.

     Наш девиз – «Открой талант в каждом ребенке». Не каждый ребенок может быть отличником, но в каждом есть что-то необыкновенное. Мы стараемся раскрыть такой талант, если нам удается – это есть главная наша задача. Нам помогает в этом реализация программы «Одаренные дети».

Программа «Одаренные дети» предусматривает решение следующих задач:

– создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

– совершенствование системы подготовки учителей, работающих с одаренными детьми;

– создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе.

Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы, ребята принимают участие в соревнованиях и конкурсах разного уровня.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Принципы и методы выявления одаренных детей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффектив­ная идентификация одаренности посредст­вом какой-либо одноразовой процедуры тес­тирования невозможна. Поэтому вместо од­номоментного отбора одаренных детей  учителя нашей школы  направляют свои  усилия на постепен­ный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в условиях общеобра­зовательного учреждения.

Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и диф­ференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен­ности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возмож­ностей предполагает соответ­ствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям ода­ренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможно­сти могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при­вести к отрицательным последствиям.

В качестве приоритетных целей обучения детей с общей ода­ренностью мы  выделяем следующие:

– развитие духовно-нравствен­ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при­менение оно будет иметь);

– создание условий для развития творческой личности;

– развитие   индивидуальности одаренного ребенка (выявление и рас­крытие самобытности и индивидуаль­ного своеобразия его возможностей);

– обеспечение широкой общеобразо­вательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компе­тентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными по­требностями и склонностями учащихся.

В обучении одаренных  мы применяем  четыре основных подхода к разработке со­держания учебных программ:

– Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определен­ной категории детей, отличающихся ускорен­ным темпом развития. Но он должен приме­няться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивиду­ального развития одаренного ребенка и отсут­ствия необходимых условий обучения приме­нение других форм организации учебной дея­тельности не представляется возможным.

– Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Практика обучения одаренных детей в классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального  развития учащихся и т.п.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании ориги­нальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют  как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонента­ми обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

– Обогащение. Этот подход ориенти­рован на качественно иное содержание обу­чения с выходом за рамки изучения традици­онных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисципли­нами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно време­ни для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответст­вующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обу­чение детей разнообразным приемам умст­венной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, само­контроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуали­зацию обучения за счет использования диф­ференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных обра­зовательных технологий, а также через по­гружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация проектных, исследовательских объединений, предоставляющих уча­щимся возможность выбора не только направления проектной, исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продви­жения в предмете. Проектная деятельность становится средством обучения, т.е. ее построение осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей. Исследовательская работа реально влияет на содержание обучения, предлагая новые темы и разделы изучения, типы заданий. Можно говорить о появлении иного содержания через надпредметную учебную деятельность как специальную деятельность для одаренных учащихся по построению своего учебного познания.

Технологии проектной и исследовательской деятельности стимулирует наших ребят к соотнесению требований внешнего мира с самим собой.

Традиционным стало участие педагогов и  учащихся в конкурсах разного уровня.

Отношение педагогов в лицее к детям выражают следующие строки:

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться.

Хорошая школа – это школа, в которой любят детей, понимают их сложный внутренний мир, пытаются помочь развиться каждой детской душе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренные дети – будущее России.

Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться. Осознавая это, в последние 10-15 лет наше общество постепенно начало осуществлять переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной, "центростремительной” модели (центром же является ребенок).

Основная проблема нашей работы, учителей лицея №3, в данном направлении обусловлена объективно существующей потребностью в создании педагогической системы управления процессом обучения одаренных детей (старший этап), так как имеющиеся технологии в рамках современной школы не дают искомого эффекта; его нельзя предвидеть и планировать. Очевидно, однако, что подобное обучение может быть только личностно-ориентированным. Наша задача состоит в следующем: объединить разрозненные элементы по диагностике одаренности, обучению, развитию, поддержке интеллектуально одаренных старшеклассников в целостную "работающую” систему, которая могла бы быть использована на том или ином уровне.

        Наш девиз – «Открой талант в каждом ребенке». Не каждый ребенок может быть отличником, но в каждом есть что-то необыкновенное. Мы стараемся раскрыть такой талант, если нам удается – это есть главная наша задача. Нам помогает в этом реализация программы «Одаренные дети».

Программа «Одаренные дети» предусматривает решение следующих задач:

– создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

– совершенствование системы подготовки учителей, работающих с одаренными детьми;

– создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе.

Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы, ребята принимают участие в соревнованиях и конкурсах разного уровня.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Принципы и методы выявления одаренных детей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей  учителя нашей школы  направляют свои  усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в условиях общеобразовательного учреждения.

Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

В качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью мы  выделяем следующие:

– развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

– создание условий для развития творческой личности;

– развитие   индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

– обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

В обучении одаренных  мы применяем  четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

– Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

– Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Практика обучения одаренных детей в классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального  развития учащихся и т.п.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют  как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

– Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация проектных, исследовательских объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления проектной, исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Проектная деятельность становится средством обучения, т.е. ее построение осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей. Исследовательская работа реально влияет на содержание обучения, предлагая новые темы и разделы изучения, типы заданий. Можно говорить о появлении иного содержания через надпредметную учебную деятельность как специальную деятельность для одаренных учащихся по построению своего учебного познания.

Технологии проектной и исследовательской деятельности стимулирует наших ребят к соотнесению требований внешнего мира с самим собой.

Традиционным стало участие педагогов и  учащихся в конкурсах разного уровня.

Отношение педагогов в лицее к детям выражают следующие строки:

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться.

Хорошая школа – это школа, в которой любят детей, понимают их сложный внутренний мир, пытаются помочь развиться каждой детской душе.


 

Комментарии

Гургурова Светлана Леонидовна

Спасибо, Олеся Александровна, за Ваши размышления. Особое спасибо за четверостишие - сразу себе записала. Мне кажется особо важным, чтобы способности одаренного ребенка совпали, если хотите,со "способностями" педагога, чтобы взаимопонимание и взаимосимпатия были абсолютными. Для каждого учителя работать с одаренным ребенком большая удача в профессии, но это и огромная ответственность. Не все педагоги, к сожалению, могут использовать такой шанс "на все сто" для ребенка, а не только для себя.

Мандрикова Людмила Андреевна

полностью с Вами согласна, Светлана Леонидовна: "чтобы способности одаренного ребенка совпали, если хотите, со "способностями" педагога, чтобы взаимопонимание и взаимосимпатия были абсолютными"!

Алла Юрьевна Пархоменко

Я ребёнок одарённый
В мир красивый я влюблённый.
Я хочу о нём всё знать,
Чтобы в жизни устоять.
Я люблю учить , учиться,
К знаниям всегда стремиться,
На практике их добывать.
И потом их применять.

Прочитала у одного из коллег....Все очень правильно! Но как трудно отыскать одаренных детей!!! Стремимся к этому ...

А есть ли у школ возможность развивать этих одарённых детей? Дети одарённые есть, их единицы и жаль, что нет условий для развития таких детей.

Мандрикова Людмила Андреевна

Согласна, констатировать факт одаренности можем, а вот дальше развивать намного сложнее в условиях обычной школы, обычного урока...

Богданова Татьяна Михайловна

Согласна со Свеланой Леонидовной- не все могут использовать такой шанс.Здесь и человеческий аспект-не всем легко признаться в том , что я не всё знаю-тем более учителю перед ребёнком, а ведь с одарёнными детьми так часто и бывает.

Гургурова Светлана Леонидовна

Спасибо, Татьяна Михайловна.

Агаева Валентина Алексеевна

Да, проблемы у одаренных детей есть, и не мало. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Я полностью согласна с вами Валентина Алексеевна, одарённым детям трудно обучаться в общеобразовательной школе, так как вместе с ними обучаются дети, которые не желают учиться или у которых нет способностей к предмету. Одарённых детей раздражает, что нужно тратить время на лёгкий материал, который они могут освоить сами, они хотят сделать на уроке больше и более сложные задания, а учителю нужно подогнать и тех нерадивых, хотя бы на "3", так что проблем много.

Маратканов Сергей Михайлович

Работа с одаренными детьми не только удача, но и большая ответственность.

Мандрикова Людмила Андреевна

Согласна! Главная заповедь учителя в данном случае - не навреди хотя бы, если не можешь понять, принять и помочь...

Елена Викторовна Редькина

Одарённые дети - это удача. Главное приложить усилия и создать условия для их развития.В этом 2013-2014 учебном году мой ученик, Кдырбаев Аллаяр,занял 3 место в республиканском конкурсе научных проектов "Зерде". Это удача и огромный труд.

Малых Наталья Сергеевна

Знаете, что самое страшное , когда в школе и т.д. появляется одарённый ребёнок? Очень многие начинают на нём "выезжать" - носятся с ним везде, но не для того, чтоб раскрыть ещё больше его таланты, а для того, чтоб на нём заработать побольше грамот и прочего. И причин бывает много- у педагога аттестация или ждёт повышения( а нужно всем доказать, что ты один достоин этого- вон же кого "воспитал и научил"). да мало ли каких ещё бывает причин. Я знала такого ребёнка- везде возили его по конкурсам, послали обучаться вдали от родителей, а когда ребёнок подрос, то особо никому не стал нужен. Теперь учится так же как и все. Загубили талант беспощадной гонкой за славой... Вывод- одарённому ребёнку нужен бескорыстный наставник!

Спасибо , Оеся Александровна!

Спасибо , Олеся Александровна!

Спасибо, Олеся Александровна!

Иванцюх Елена Владимировна

Молодец! Четко и познавательно!