Настоящий учитель.

Якупова Гульнара Ирфановна

Мастер класс. Какие интересные приемы используете на занятиях?

......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Генетика. Основные понятия генетики.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Результаты деятельности:

Предметные:  умение давать определения изученным понятиям: генетика, наследственность, изменчивость,  ген, генотип, фенотип, аллель, хромосома;  на основе знаний морфологических  характеристик  выбирать альтернативные признаки организма ; различать фенотипические и генотипические понятия при решении задач.

Метапредметные:

РУУД:  - Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Умение планировать и регулировать свою деятельность, соотносить свои действия с планируемыми результатами.

- Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление  основного выбора в учебной и познавательной деятельности

ПУУД: - Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

-  Устанавливать причинно- следственные связи.

- Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

- Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

КУУД: 

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Личностные:

ЛУУД:

- Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.

-Признание ценности здоровья, своего и других людей.

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Межпредметные связи:  Экология, ОБЖ, математика, география.

Ресурсы:  учебник,  раздаточный материал,  презентация, разработанная учителем,   проектор,  компьютер, весы, черный ящик, семеня гороха или фасоли.

                                                                       

                                                              Ход урока:

Мотивационно-ореинтировочный этап.

Учитель:  Здравствуйте. Сегодня урок биологии буду вести у Вас я Якупова Гульнара Ирфановна.  Ребята  у меня в руках небольшой черный ящик. Внутри этого ящика что-то есть. Этот ящик я поставлю на весы. Убедились, что он не пустой.

- Но просто так я Вам  его не открою. Ящик откроем если, Ваши знания привесят его. В этом нам поможет один из гостей. Он будет считать  ваши правильные ответы. Каждый правильный ответ это одна палочка на весы.

Актуализация знаний и пробное учебное действие. Итак,  прежде чем начнем новую тему ответьте на вопросы. (Биологический диктант)

  1. Участок молекулы ДНК  _ ген.
  2. Развитие насекомых без стадии  куколки __неполное превращение_____
  3. Азотистое основание  __тимин _______  комплементарен аденину.
  4. Ка тализа́тор — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции.

А – тимин

В- ген

Г-неполное превращение

Д- катализатор

   Оценивание ответов. Самооценка

Если у вас  получилось слово из каждого первого слога ответов, то поднимите руки.

Хорошо.  

 Формулирование проблемы урока. Основного вопроса.

Постановка проблемного вопроса. А  теперь посмотрите на экран. Что вы видите? (ответ Лица людей и детей.)

Учитель: Объедините пожалуйста эти лица. ( выступления учащихся)

По какому принципу вы это сделали? ( Дети и их родители похожи друг на друга)

Учитель: Сформулируйте тему и задач урока. (формулируют самостоятельно).

Генетика. Основные понятия генетики.

 Формулирование основных задач урока. Что мы знаем и хотим узнать?

Знаем:  основные  определения  понятий: изменчивость, наследственность.

Наследственность.

Изменчивость.

Хотим узнать:   Основные понятия генетики.  

IV Открытие новых знаний.

        Лабораторная работа.

Учитель: Я Вам раздала семена растений гороха и фасоли по  парам.

Отделите  эти семена, как вы считаете нужным.

По какому  принципу вы работали? ( по внешним признакам семян)

Учитель: Совокупность внешних признаков называют фенотипом. Это первое понятие.

А остальные понятия вы сейчас  прочитаете сами в ходе игры. На экране цветок. Каждая группа  может открыть любой лепесток.  Под лепестком скрыты понятия которые вы найдете в словаре и прочитаете в слух.

Словарь:     Генетические термины и символика

Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, т. е. способность воспроизводить себе подобных.

Ген — участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре одного белка.

Генотип — совокупность всех наследственных свойств особи, наследственная основа организма, составленная совокупностью генов.

Фенотип — совокупность всех внутренних и внешних признаков и свойств особи, сформировавшихся на базе генотипа в процессе его индивидуального развития.

Моногибридное скрещивание — скрещивание родительских форм, наследственно различающихся лишь по одной паре признаков.

Доминирование — явление преобладания признаков при скрещивании.

Доминантный признак — преобладающий.

Рецессивный признак — отступающий или исчезающий.

Гомозиготы — особи, дающие при самоопылении по данной паре признаков однородное не расщепляющееся потомство.

Гетерозиготы — особи, дающие расщепление по данной паре признаков.

Аллели — различные формы одного и того же гена.

Дигибридное скрещивание — скрещивание родительских форм, различающихся по двум парам признаков.

Изменчивость — способность организмов изменять свои признаки й свойства.

Модификационная (фенотипическая) изменчивость — изменения фенотипа, возникающие под влиянием изменений внешних условий и не связанные с изменением генотипа.

Норма реакции — пределы модификационной изменчивости данного признака.

Мутации — изменения генотипа, вызванные структурными изменениями генов или хромосом.

  Выводы:  Какие выводы вы можете сделать исходя из проделанной работы?

( генетика это наука которая изучает наследственность и изменчивость)

 (запись на экране )

   физкультминутка.  (Экскурсия по парку)

Ребята, встаньте пожалуйста.  2014 год объявлен годом парков и скверов. Давайте погуляем по парку и отвлечемся немножко от урока. Итак зашагали. Первая остановка. Какие ошущения вызывает у вас эта остановка? ( красивый пейзаж)

Вторая остановка ( война)  

Третья остановка (ветеран)

Какая в этом году отмечается дата? ( 70 летие ВОВ)

Правильно, молодцы. Садитесь.

V. Реализация построенной модели.

  Решение генетической задачи.

  У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху  скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?

Учитель: Определите  задаче фенотип?

Определите генотип?

Обозначем доминанту А

Рецессивный признака

Выделяем гаметы , какой фенотип образуется?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  

 Выполнение тестовых заданий ЕГЭ часть А. [1]

  Учитель: Чтобы убедиться в правоте наших выводов. Давайте выполняем  тест     (Индивидуальная работа)

Тестовое задание.

(  ключевое слово слово правильно на партах )

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Где можно использовать знания, которые мы сегодня получили?

Ученики: в медицине.

Самооценка ответов.

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( итог)

  Учитель: Итак, мы убедились, что  в генетике есть закономерности.  Какие?

 Ученики:  закономерности наследственности  и изменчивости.

IX. Домашнее задание.  Составить план  текста по учебнику.  Придумать примеры генетической задачи по желанию.

Оценивание. Открываем черный ящик. Учащиеся сами решают кто получает 5, 4 ,3