Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Лозицкая Алеся Леонтьевна

Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего.

Д.И.Менделеев.

1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе.

Проблема нравственного воспитания носит актуальный характер с давних времён. Формулировалась она по-разному. «Воспитание нравов», «Духовное воспитание», «Идейно-нравственное воспитание».
Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.д. могут изменяться из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется, то есть то, что нравственный человек должен жить по законам добра, совести, чести, справедливости, быть патриотом своей Родины, уметь любить (в широком смысле этого слова), быть носителем ценностей того общества, в котором он живёт, остаётся прежней во все времена.

Доказательством актуальности темы с давних времён до наших дней служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разных временных характеристиках.

Вот что писал об этом Я. А. Каменский в своём трактате «Наставление нравов». Он приводил изречение древнеримского философа Сенеки «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».

Там же цитировал народное изречение « Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог – демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его, мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании человека как личности, осознавались и ставились в педагогике. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям. 

Проблема нравственного выбора – самая тяжёлая для человека. А если речь идёт о подрастающем поколении. Да ещё в наше время, когда многие ценностные ориентиры поменялись, нет чёткого определения «что такое хорошо» и «что такое плохо», как в стихотворении В.Маяковского. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, о любви между мужчиной и женщиной, о семье, о долге (многие младшие и средние подростки слово «долг» понимают лишь в значении «денежном»!). Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Поэтому самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Проблемы формирования духовной нравственности, т. е. перевода моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и осознанное и неуклонное их соблюдение – одна из важнейших проблем современного воспитания. Она является центральной в нашем обществе: в дошкольном детском учреждении, в семье, в школе, в специальных учебных заведениях, на улице, во взаимоотношениях, отношениям к культурным ценностям и т. д.

Как мы знаем, «духовное развитие» представляет собой «движение по пути обретения истины добра, справедливости, смысла жизни. На этом пути человек учится соотносить свои потребности и желания других людей, соотносить себя с миром человеческих ценностей, видеть себя в окружающем мире, воспринимать красоту и прекрасное в природе. Кроме этого человек всегда связан с культурой.

«Культура» - это среда, растящая и питающая личность» - говорил М. Пришвин.

«Понять духовность вне культуры нельзя» - говорил В. П. Зинченко.2

В этих высказываниях подчёркивается доминанта, которая мощно влияет на духовно-нравственное развитие личности. Иначе это: двор, улица, вещи, быт, традиции, повседневный уклад жизни, обычаи, взаимоотношения близких друг к другу и т. д. – всё это воспитывает, даёт некие представления, накладывает отпечатки на проблемы воспитания нравственности личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль нравственности, духовной культуры в развитии и формировании личности значима и актуальна.

Актуальность проблемы я попытаюсь раскрыть в разных сферах и уровнях для общества нашей страны, для края, для моей школы, и, наконец, для моего класса, моих воспитанников, шестиклассников.