Система оценки и отметки на уроках географии.

Синегрибова Ирина Викторовна

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №27» СРЕДНЕГО ПОЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта по теме

«Система оценки и отметки на уроках географии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

учитель географии

Синегрибова Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

г. Облучье, 2014г.

 

Система оценки и отметки на уроках географии.

Из опыта работы учителя-предметника Синегрибовой И.В.

План:

1. Преемственность с начальным звеном.

2. Правила оценки и отметки.

3. Географический лабиринт, как способ оценивания усвоения материала учащимися.

1. Преемственность с начальным звеном.

Сегодня в школах развита преемственность начального и среднего звена. Я ежегодно посещаю уроки окружающего мира в 4 классе, чтобы владеть информацией какой уровень знаний у детей, какими приемами работы они владеют. Это помогает организовать деятельность на уроке, чтобы она была интересна ученикам и являлась наиболее продуктивной. Мне интересно, какими географическими знаниями владеют учащиеся. Почему возник такой вопрос? – программа природоведения (являясь связующим звеном окружающий мир – география) по сути, является интегрированным естественным курсом для младших подростков, сочетая в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, и предусматривает незначительную работу с картами. И если не делать упор на уже полученные навыки, то эти навыки со временем теряются.

Посмотрим учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А. Школа России соответствующий ФГОСам, где большинство тем посвящены изучению физической карты, географическим объектам, природным зонам России.

Таким образом, в среднее звено учащиеся приходят достаточно подготовленные, имеющие хорошие навыки работы с источниками географической информации. И нам не приходится учить «с чистого листа», а только напоминать о правилах работы (например, с географической картой) и подкорректировать если это необходимо.

Посещая урок в начальной школе необходимо обратить внимание на то, каким образом учитель выстроил систему оценки и отметки действий учащихся.

2. Правила оценки и отметки.

В рамках ФГОСа для удобства составляем правила оценки и отметки на уроке.

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словестной характеристики), а решений полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):

1.     Какова была цель задания (задачи)?

2.     Удалось получить результат (решение, ответ)?

3.     Самостоятельно или с чьей-то помощью?

4.     Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Можно использовать лист самооценки, которые могут быть разными в зависимости от задания (уровень усвоения нового материала, либо выполнение практической работы, задачи).

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решенных задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов  по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Портфель достижений ученика – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, которые помогают ученику определять цели своего дальнейшего развития.

Разделы «Портфеля достижений»:

- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки работ по разным предметам);

- показатели метапредметных результатов;

- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Периодическое пополнение «Портфеля» должно осуществляться, прежде всего, самим учеником. Учитель же примерно раз в четверть пополнять лишь небольшую обязательную учебную часть (после контрольных работ), а в остальном – обучает ученика порядку пополнения основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале (подробнее смотри правила 6,7).

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще  овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, он имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трех уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки – «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочетом).

Программный уровень – решение нестандартной задачи, в которой потребовалось:

- действие в новой, непривычной ситуации;

- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.

Основная идея оценивания: умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого уровня.

Максимальный уровень – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх основных требований.

Оценки по выше приведенным уровням могут быть переведены в отметки любой удобной учителю балльной шкале (5-ти, 100, 6-ти балльной….)

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

При выставлении четвертной оценки учитываются все сильные и слабые стороны ребенка. Таким образом, можно получить объективную оценку его знаний. В школе может быть разработано Положение об оценивании достижений учащихся по предметам, учитывающее также спорные моменты. Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения должны быть указаны в Уставе учреждения (ст.13 закона РФ «Об образовании»). Заметим, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора методов оценки знаний обучающихся (ст. 55 закона РФ «Об образовании»). При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком баллы и вычислял среднее арифметическое.  Далее оценка округлялась до целых чисел в большую сторону если первая цифра после запятой равна или больше 5, и в меньшую сторону если эта цифра меньше 5.
Этот способ промежуточной аттестации являлся несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.  Именно поэтому сейчас этот способ не рекомендован к применению МинОбром. Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу. 
Оценки за классную работу и ответы у доски рассматриваются как менее значимые.  Результаты домашних работ и вовсе имеют небольшой вес, так как при их выполнении ребенок имеет возможность воспользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью, он не ограничен во времени, а потому оценка домашней работы является довольно субъективной и учитывается при выставлении оценок лишь в спорных случаях, как показатель старательности учащегося. Если в четверти ребенок имел хотя бы одну неудовлетворительную оценку по предмету, то при аттестации ему не может быть выставлен высший балл. 
Но и из этого правила могут быть исключения. 
Если в итоговой контрольной работе были задания на тему, по которой у ребенка ранее был неудовлетворительный результат, но сама работа выполнена на высший балл, то на усмотрение учителя четвертная оценка также может быть отличной. Суммируйте все оценки, полученные за домашние задания, и вычислите общий результат. 
Таким же образом посчитайте средний балл за классные работы. 
Если результаты классных и домашних работ совпадают, можно считать, что это объективная оценка знаний учащегося. 
Если балл за классные работы выше или ниже, чем за домашние, следует считать именно его приоритетным.  Посчитайте и оцените общий результат контрольных работ. 
Если он совпадает с оценкой за домашние и/или классные работы, следует считать его четвертным итогом. 
Если баллы за контрольные работы выше или ниже, приоритет отдается баллам за контрольные работы. В спорных случаях следует проанализировать результаты и попытаться понять причину низких оценок. 
Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.

3.  Географический лабиринт, как способ оценивания усвоения материала учащимися.

Современный урок предусматривает такие формы работы, как географический диктанты, чайнворды, кроссворды, тесты, применяемые на разных этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного в самостоятельной или домашней работе учащихся, а так же при изучении нового материала. Демонстрирую сравнительно недавно появившуюся форму опроса – географический лабиринт.

Учащиеся с интересом проходят лабиринт, при этом фактически отвечают на вопросы, которые могли бы им встретиться в проверочном тесте. Лучше задания давать детям в-парах (по одному на парту). Перед началом работы, нужно объяснить учащимся её алгоритм:

1.     Лабиринт начинается в верхней левой клетке и заканчивается в правой нижней.

2.     Прочитав содержание окна, вы двигаетесь по стрелке «Да», если согласны с ним, или по стрелке «Нет» в случае несогласия.

3.     Выписывайте буквы, расположенные в правом верхнем углу окна по ходу движения. Если вы пройдете лабиринт без ошибок, из них должно получиться ключевое слово лабиринта, записанное справа налево, например, НОТСГНИВИЛ –ЛИВИНГСТОН (особо «продвинутым» детям не стоит раскрывать секрет ключевого слова, или же результатом не должно оказаться слово а лишь набор букв). На разгадывание лабиринта отводится 5-10 мин. Для удобства на самом листке учащиеся могут подписывать + или – над стрелочками, или обводить буквы ключевого слова.

Алгоритм составления географического лабиринта для педагога:

1.     Выбрать ключевое слово, написать его справа налево/ либо хаотичный набор букв, тогда писать его справа налево не имеет смысла;

2.     Определить сколько ячеек будет, определить количество рядов и столбов;

3.     Составить столько вопросов, сколько ячеек получилось;

4.     Написать на каждой карточке букву ключевого слова;

5.     Разложить карточки и соединить их стрелочками «да» и «нет» (как вариантом могут служить красные и черные стрелочки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Географический лабиринт «Факторы формирования климата России»

 

Солнечная радиация выражается в кг/см2.

 

 


   Л   

 

 

Во время действия антициклона идут затяжные дожди

 


З

 

На территории России господствует восточный перенос

 


Ф

 

Наибольшее влияние на климат России оказывает Тихий океан

 

В

 

На величину суммарной солнечной радиации оказывает влияние облачность.

К

 

Меньше всего отражает солнечную радиацию песок

 


И

 

На карте движение воздушных масс обозначается стрелками разного цвета

Ю

 

Трансформация – это изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности

Г

 

Величина солнечной радиации в Хабаровске больше чем в Екатеринбурге

У

 

Воздушные массы бывают морскими и сухопутными

Н

        Б

Атмосферный фронт – это вихрь с низким атмосферным давлением в центре

 

Азиатский максимум – это область с высоким давлением в центре

С

Инструкция по выполнению: если ты согласен с утверждением в клетке – иди по красной стрелочке                              , если не согласен -  по черной                                      , из пройденных клеток выпиши выделенные буквы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должно получиться: ЛКИЮФГС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki_i_otmetki_na_urokakh_geografii.docx60.72 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №27» СРЕДНЕГО ПОЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Обобщение опыта по теме

«Система оценки и отметки на уроках географии»

Составила:

учитель географии

Синегрибова Ирина Викторовна

г. Облучье, 2014г.

Система оценки и отметки на уроках географии.

Из опыта работы учителя-предметника Синегрибовой И.В.

План:

1. Преемственность с начальным звеном.

2. Правила оценки и отметки.

3. Географический лабиринт, как способ оценивания усвоения материала учащимися.

1. Преемственность с начальным звеном.

Сегодня в школах развита преемственность начального и среднего звена. Я ежегодно посещаю уроки окружающего мира в 4 классе, чтобы владеть информацией какой уровень знаний у детей, какими приемами работы они владеют. Это помогает организовать деятельность на уроке, чтобы она была интересна ученикам и являлась наиболее продуктивной. Мне интересно, какими географическими знаниями владеют учащиеся. Почему возник такой вопрос? – программа природоведения (являясь связующим звеном окружающий мир – география) по сути, является интегрированным естественным курсом для младших подростков, сочетая в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, и предусматривает незначительную работу с картами. И если не делать упор на уже полученные навыки, то эти навыки со временем теряются.

Посмотрим учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А. Школа России соответствующий ФГОСам, где большинство тем посвящены изучению физической карты, географическим объектам, природным зонам России.

Таким образом, в среднее звено учащиеся приходят достаточно подготовленные, имеющие хорошие навыки работы с источниками географической информации. И нам не приходится учить «с чистого листа», а только напоминать о правилах работы (например, с географической картой) и подкорректировать если это необходимо.

Посещая урок в начальной школе необходимо обратить внимание на то, каким образом учитель выстроил систему оценки и отметки действий учащихся.

2. Правила оценки и отметки.

В рамках ФГОСа для удобства составляем правила оценки и отметки на уроке.

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словестной характеристики), а решений полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):

  1. Какова была цель задания (задачи)?
  2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
  3. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Можно использовать лист самооценки, которые могут быть разными в зависимости от задания (уровень усвоения нового материала, либо выполнение практической работы, задачи).

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решенных задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов  по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Портфель достижений ученика – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, которые помогают ученику определять цели своего дальнейшего развития.

Разделы «Портфеля достижений»:

- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки работ по разным предметам);

- показатели метапредметных результатов;

- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Периодическое пополнение «Портфеля» должно осуществляться, прежде всего, самим учеником. Учитель же примерно раз в четверть пополнять лишь небольшую обязательную учебную часть (после контрольных работ), а в остальном – обучает ученика порядку пополнения основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале (подробнее смотри правила 6,7).

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще  овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, он имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трех уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки – «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочетом).

Программный уровень – решение нестандартной задачи, в которой потребовалось:

- действие в новой, непривычной ситуации;

- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.

Основная идея оценивания: умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого уровня.

Максимальный уровень – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх основных требований.

Оценки по выше приведенным уровням могут быть переведены в отметки любой удобной учителю балльной шкале (5-ти, 100, 6-ти балльной….)

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

При выставлении четвертной оценки учитываются все сильные и слабые стороны ребенка. Таким образом, можно получить объективную оценку его знаний. В школе может быть разработано Положение об оценивании достижений учащихся по предметам, учитывающее также спорные моменты. Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения должны быть указаны в Уставе учреждения (ст.13 закона РФ «Об образовании»). Заметим, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора методов оценки знаний обучающихся (ст. 55 закона РФ «Об образовании»). При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком баллы и вычислял среднее арифметическое.  Далее оценка округлялась до целых чисел в большую сторону если первая цифра после запятой равна или больше 5, и в меньшую сторону если эта цифра меньше 5.
Этот способ промежуточной аттестации являлся несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.  Именно поэтому сейчас этот способ не рекомендован к применению МинОбром. Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу. 
Оценки за классную работу и ответы у доски рассматриваются как менее значимые.  Результаты домашних работ и вовсе имеют небольшой вес, так как при их выполнении ребенок имеет возможность воспользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью, он не ограничен во времени, а потому оценка домашней работы является довольно субъективной и учитывается при выставлении оценок лишь в спорных случаях, как показатель старательности учащегося. Если в четверти ребенок имел хотя бы одну неудовлетворительную оценку по предмету, то при аттестации ему не может быть выставлен высший балл. 
Но и из этого правила могут быть исключения. 
Если в итоговой контрольной работе были задания на тему, по которой у ребенка ранее был неудовлетворительный результат, но сама работа выполнена на высший балл, то на усмотрение учителя четвертная оценка также может быть отличной. Суммируйте все оценки, полученные за домашние задания, и вычислите общий результат. 
Таким же образом посчитайте средний балл за классные работы. 
Если результаты классных и домашних работ совпадают, можно считать, что это объективная оценка знаний учащегося. 
Если балл за классные работы выше или ниже, чем за домашние, следует считать именно его приоритетным.  Посчитайте и оцените общий результат контрольных работ. 
Если он совпадает с оценкой за домашние и/или классные работы, следует считать его четвертным итогом. 
Если баллы за контрольные работы выше или ниже, приоритет отдается баллам за контрольные работы. В спорных случаях следует проанализировать результаты и попытаться понять причину низких оценок. 
Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.

3.  Географический лабиринт, как способ оценивания усвоения материала учащимися.

Современный урок предусматривает такие формы работы, как географический диктанты, чайнворды, кроссворды, тесты, применяемые на разных этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного в самостоятельной или домашней работе учащихся, а так же при изучении нового материала. Демонстрирую сравнительно недавно появившуюся форму опроса – географический лабиринт.

Учащиеся с интересом проходят лабиринт, при этом фактически отвечают на вопросы, которые могли бы им встретиться в проверочном тесте. Лучше задания давать детям в-парах (по одному на парту). Перед началом работы, нужно объяснить учащимся её алгоритм:

  1. Лабиринт начинается в верхней левой клетке и заканчивается в правой нижней.
  2. Прочитав содержание окна, вы двигаетесь по стрелке «Да», если согласны с ним, или по стрелке «Нет» в случае несогласия.
  3. Выписывайте буквы, расположенные в правом верхнем углу окна по ходу движения. Если вы пройдете лабиринт без ошибок, из них должно получиться ключевое слово лабиринта, записанное справа налево, например, НОТСГНИВИЛ –ЛИВИНГСТОН (особо «продвинутым» детям не стоит раскрывать секрет ключевого слова, или же результатом не должно оказаться слово а лишь набор букв). На разгадывание лабиринта отводится 5-10 мин. Для удобства на самом листке учащиеся могут подписывать + или – над стрелочками, или обводить буквы ключевого слова.

Алгоритм составления географического лабиринта для педагога:

  1. Выбрать ключевое слово, написать его справа налево/ либо хаотичный набор букв, тогда писать его справа налево не имеет смысла;
  2. Определить сколько ячеек будет, определить количество рядов и столбов;
  3. Составить столько вопросов, сколько ячеек получилось;
  4. Написать на каждой карточке букву ключевого слова;
  5. Разложить карточки и соединить их стрелочками «да» и «нет» (как вариантом могут служить красные и черные стрелочки).

Географический лабиринт «Факторы формирования климата России»

Солнечная радиация выражается в кг/см2.

        Л        

Во время действия антициклона идут затяжные дожди

З

На территории России господствует восточный перенос

Ф

Наибольшее влияние на климат России оказывает Тихий океан

В

На величину суммарной солнечной радиации оказывает влияние облачность.

К

Меньше всего отражает солнечную радиацию песок

И

На карте движение воздушных масс обозначается стрелками разного цвета

Ю

Трансформация – это изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности

Г

Величина солнечной радиации в Хабаровске больше чем в Екатеринбурге

У

Воздушные массы бывают морскими и сухопутными

Н

        Б

Атмосферный фронт – это вихрь с низким атмосферным давлением в центре

Азиатский максимум – это область с высоким давлением в центре

С

Инструкция по выполнению: если ты согласен с утверждением в клетке – иди по красной стрелочке                              , если не согласен -  по черной                                      , из пройденных клеток выпиши выделенные буквы

Должно получиться: ЛКИЮФГС