Современный урок
Современный урок
24 сентября на базе МОУ СОШ №78 – Муниципального ресурсного центра «Ресурсный центр как инновационный ресурс повышения качества образования» состоялась консультационная площадка «Проектирование учебной программы по предмету», на которой присутствовали директора, заместители директоров и педагоги из пяти образовательных учреждений района: МОУ СОШ №2 п. Чернышевск, МОУ СОШ №70 п. Аксеново-Зиловское, МОУ СОШ п. Жирекен, МОУ СОШ с. Новый Олов, МОУ СОШ с. Икшица. Изюминкой стало участие в работе площадки представителей администрации городского поселения «Чернышевское», ведущих краеведов района и родителей.
Согласно ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения ) и Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители являются не только непосредственными заказчиками образовательных услуг, но и полноправными участниками образовательного процесса. А стандарт второго поколения это своеобразный договор между семьей, обществом и государством. Поэтому, считаем, что вовлечение общественности, включая родительскую в жизнь школы должно быть целенаправленным и систематичным.
В рамках консультационной площадки прошел установочный семинар по работе ресурсного центра. Обсуждался план работы центра, в котором первоочередное внимание отведено духовно - нравственному воспитанию школьников. Школа №78 становится центром по подготовке к празднованию 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Ануфриева О.В., заместитель главы городского поселения «Чернышевское» по социальным вопросам сказала: « План хороший и очень важно чтобы он был реализован в жизнь».
По вопросу краеведческой работы В.С. Бураменский заметил: « «Краеведение- важный элемент патриотического воспитания, необходимо к работе привлечь школьников и осуществлять ее совместно с районным краеведческим музеем».
После окончания работы установочного семинара приступили к обсуждению вопросов консультационной площадки.
Первым на повестке дня стоял вопрос о составлении рабочей программы по предмету. По поводу программ возникло много разных вопросов: должно ли присутствовать в тематическом планировании домашнее задание, рационально ли составлять программу на 4-5 лет и др. Решено вынести проблемные вопросы на семинар, который будут проводить специалисты Забайкальского краевого института повышения квалификации педагогических работников.
Второй вопрос «Технологическая карта урока».
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся (Примечание: план-конспект урока потерял свою актуальность)
Технологическая карта рассматривалась на примере открытого урока истории для родителей 5 «а» класса «Родовые общины охотников и собирателей (проведен 20 сентября 2014 года, присутствовало 11 родителей)
В современном уроке выделяют следующие основные этапы:
1.Организационно- мотивационный этап
На данном этапе основное внимание уделяется определению темы и постановке целей и задач урока.
Например, при определении темы урока в 5 классе «Родовые общины» ученикам было предложено задание:
- На доске два столбика со словами:
Мама,папа, я Мама, папа, я,
брат, сестра бабушка, дедушка
тети, дяди, двоюродные братья и сестры
- Каким словом можно объединить слова в каждом столбике (ответ: первый столбик – род, второй столбик – семья)
- Какое из этих двух понятий имеет отношение к древнейшему человеку? Почему?(ответ: род, т.к. люди жили сплоченными коллективами)
-Что такое родовая община? (варианты ответов учащихся: все родственники живут сообша, у них все общее)
- Преобразуйте существительное «род» в прилагательное женского рода (ответ: родовая)
- Преобразуйте прилагательное «общее» в существительное женского рода (ответ: община)
Через четко подобранную систему вопросов учащиеся смогли определить тему урока: «Родовая община»
Таким образом этап определения темы должен быть проблематичным, хорошо продуманным учителем при подготовке к уроку.
2. Этап решения задач
На втором этапе как правило у педагогов возникают трудности с организацией работы учащихся в группах:
- как сформировать группу;
-где разместить группу;
-какое задание дать группе;
-как часто организовывать групповую работу.
По организации работы групп поделилась своим опытом Шайдурова Н.Д., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №78. Она отметила: «Более эффективным и практичным организовывать работу учащихся в группах на уроках повторения и обобщения знаний…»
В результате, участники площадки пришли к выводу, что задания должны быть повышенного уровня, в группе необходимо присутствие хотя бы одного сильного ученика и одного слабого. Важно чтобы учащиеся могли планировать свою работу, выделять главное, объективно оценивать себя и взаимооценивать друг друга.
3. Этап рефлексии
Рефлексия - (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.
На завершающем этапе урока обычно используют, ставшие уже традиционными приемы:
1.Клише (сегодня на уроке я узнал…, меня заинтересовало…, мне было трудно…, мне нужна помощь…). Задание для учащихся: Продолжите предложение.
2.Синквейн -это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» .
1 строка – тема синквейна (обычно существительное)
2 строка –два прилагательных, характеризующих тему
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – резюме (вывод), одно слово (обычно существительное)
3.Кроссворд и др.
А самое главное, педагогу необходимо организовать в конце урока возращение учащихся к цели урока: «Достигнута ли цель урока»? Докажите.
Вологдина Наталья Федоровна, председатель родительского комитета 5 «а» класса отметила « Я присутствовала на открытом уроке для родителей, на примере которого рассматривается технологическая карта и могу выделить преимущества современного урока: дети самостоятельно определяют тему, цель урока, делаю выводы, они не воспроизводят то, что говорит учитель, они сами «открывают» новое знание…»
Участникам площадки были предложены новые подходы к анализу урока и системный педагогический самоанализ урока.
Решено апробировать предложенные технологическую карту, анализ и самоанализ урока (при необходимости доработать эти разработки) и представить их на семинар во второй половине октября, который будет проводится специалистами ЗабКИПКРО на базе МОУ СОШ №78 для педагогов тех школ, которые заключили с ресурсным центром договор по направлению «Реализация ФГОС»
Но, а в завершении хочется заметить: « Коллеги, нам вместе предстоит еще многому научится, что и предлагает муниципальный ресурсный центр на базе МОУ СОШ №78 при поддержке ведущих специалистов Забайкальского краевого института повышения квалификации педагогических работников. Только совместными усилиями можно решить проблемы муниципальной системы образования, включая повышение качества образования»
Н.Л. Вологдина
учитель МОУ СОШ №78Современный урок