Современный урок

Современный урок

 

       24 сентября на базе МОУ СОШ №78 – Муниципального ресурсного центра «Ресурсный центр как инновационный  ресурс повышения качества образования» состоялась консультационная площадка «Проектирование учебной программы по предмету», на которой присутствовали  директора, заместители директоров и педагоги из пяти образовательных учреждений района: МОУ СОШ №2 п. Чернышевск, МОУ СОШ №70 п. Аксеново-Зиловское, МОУ СОШ п. Жирекен, МОУ СОШ с. Новый Олов, МОУ СОШ с. Икшица. Изюминкой  стало участие в работе площадки представителей администрации городского поселения «Чернышевское», ведущих краеведов района и родителей.

  Согласно ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения ) и Федеральному  закону  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители являются не только непосредственными заказчиками образовательных услуг, но и полноправными участниками образовательного процесса. А стандарт второго поколения  это своеобразный  договор между семьей, обществом и государством. Поэтому, считаем, что вовлечение общественности, включая родительскую  в жизнь школы должно быть целенаправленным  и систематичным.

      В рамках консультационной площадки прошел установочный семинар по работе ресурсного центра. Обсуждался план работы  центра, в котором первоочередное  внимание отведено духовно - нравственному воспитанию школьников. Школа №78 становится центром по подготовке к празднованию 70-летия  Победы советского народа в Великой Отечественной войне.  Ануфриева О.В., заместитель главы городского поселения «Чернышевское» по социальным вопросам сказала: « План хороший и очень важно чтобы он был реализован в жизнь».

    По вопросу краеведческой работы В.С. Бураменский заметил: « «Краеведение- важный элемент патриотического воспитания,  необходимо к работе привлечь школьников и осуществлять ее совместно с районным краеведческим музеем».

     После окончания работы установочного семинара приступили к обсуждению вопросов консультационной площадки.

       Первым на повестке дня  стоял вопрос о составлении рабочей программы по предмету. По поводу программ возникло много разных вопросов: должно ли присутствовать в тематическом планировании домашнее задание, рационально ли составлять программу на 4-5 лет и др. Решено вынести проблемные вопросы на семинар, который будут проводить специалисты Забайкальского  краевого института повышения квалификации  педагогических работников.

       Второй вопрос «Технологическая карта урока».

   Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся (Примечание: план-конспект урока потерял свою актуальность)

Технологическая карта рассматривалась на примере открытого урока истории  для родителей 5 «а» класса «Родовые общины охотников и собирателей (проведен 20 сентября 2014 года, присутствовало 11 родителей)

   В современном уроке выделяют следующие основные этапы:

1.Организационно- мотивационный этап

На данном этапе  основное внимание уделяется определению темы и постановке целей и задач урока.

  Например, при определении темы урока в 5 классе «Родовые общины» ученикам было предложено задание:

- На доске  два столбика со словами:

 

Мама,папа, я                                                                                Мама, папа, я,

брат, сестра                                                                                бабушка, дедушка

                                                                              тети, дяди, двоюродные братья и сестры

 

- Каким словом можно объединить слова в каждом столбике (ответ: первый столбик – род, второй столбик – семья)

- Какое из этих двух понятий  имеет отношение к древнейшему человеку?              Почему?(ответ: род, т.к. люди жили сплоченными коллективами)

  -Что такое родовая община? (варианты ответов учащихся: все родственники живут сообша, у них все общее)

- Преобразуйте существительное «род»  в прилагательное женского рода (ответ: родовая)

- Преобразуйте прилагательное «общее» в существительное женского рода (ответ: община)

    Через четко подобранную систему вопросов учащиеся смогли определить тему урока: «Родовая община»

    Таким образом этап определения темы должен быть проблематичным, хорошо продуманным учителем при подготовке к уроку.

 

2. Этап решения задач

   На втором этапе как правило у педагогов возникают трудности с организацией работы учащихся в группах:

- как сформировать группу;

-где разместить группу;

-какое задание дать группе;

-как часто организовывать групповую работу.

  По организации работы групп поделилась своим опытом Шайдурова Н.Д., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №78. Она отметила: «Более эффективным и практичным организовывать работу учащихся в группах на уроках повторения и обобщения знаний…»

    В результате, участники площадки пришли к выводу, что задания  должны быть повышенного уровня,  в группе необходимо присутствие хотя бы одного сильного ученика и одного слабого. Важно чтобы учащиеся могли планировать свою работу, выделять главное, объективно оценивать себя и взаимооценивать друг друга.

 

3. Этап рефлексии

Рефлексия -  (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

  На завершающем этапе урока  обычно используют, ставшие уже традиционными приемы:

1.Клише (сегодня на уроке я узнал…, меня заинтересовало…, мне было трудно…, мне нужна помощь…). Задание для учащихся: Продолжите предложение.

2.Синквейн -это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» .

 1 строка – тема синквейна (обычно существительное)

 2 строка –два прилагательных, характеризующих тему

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза, несущая определенный смысл

5 строка – резюме (вывод), одно слово (обычно существительное)

3.Кроссворд и др.

  А самое главное, педагогу необходимо  организовать в конце урока возращение  учащихся к цели урока: «Достигнута  ли цель урока»? Докажите.

 

   Вологдина Наталья Федоровна, председатель родительского комитета 5 «а» класса  отметила « Я присутствовала на открытом уроке для родителей, на примере которого рассматривается технологическая карта и могу выделить преимущества современного урока: дети самостоятельно определяют тему, цель урока, делаю выводы, они не воспроизводят то, что говорит учитель, они сами «открывают» новое знание…»

  Участникам площадки были предложены новые подходы к   анализу урока  и системный педагогический самоанализ урока.

   Решено апробировать предложенные технологическую карту, анализ и самоанализ урока (при необходимости доработать эти разработки) и представить их на семинар во второй половине октября, который будет проводится специалистами ЗабКИПКРО на базе МОУ СОШ №78 для педагогов тех школ, которые заключили с ресурсным центром договор по направлению «Реализация ФГОС»

   Но, а в завершении хочется заметить: « Коллеги, нам вместе предстоит еще многому научится, что и предлагает муниципальный ресурсный центр на базе МОУ СОШ №78 при поддержке ведущих  специалистов Забайкальского краевого  института повышения квалификации педагогических работников. Только совместными усилиями можно решить проблемы муниципальной системы образования, включая повышение качества образования»

 

                                                                                         Н.Л. Вологдина

                                                                                     учитель МОУ СОШ №78Современный урок