Вызывающее поведение подростков: как реагировать и что делать?

Асабова Ирина Геннадьевна

Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

Задачи: познакомить родителей с подростковыми поведенческими реакциями; дать конкретные рекомендации, как на них реагировать.

Форма проведения: лекция.

Оборудование: плакат или оформление доски с высказываниями:

            - «Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…» (Я.Корчак);

            - «Только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребенка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое…» (А.С.Макаренко).

Продолжительность: 30 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_dlya_roditeley_vyzyvayushchee_povedenie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вызывающее поведение подростков: как реагировать и что делать?

Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

Задачи: познакомить родителей с подростковыми поведенческими реакциями; дать конкретные рекомендации, как на них реагировать.

Форма проведения: лекция.

Оборудование: плакат или оформление доски с высказываниями:

        - «Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…» (Я.Корчак);

        - «Только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребенка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое…» (А.С.Макаренко).

Продолжительность: 30 мин.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово психолога.

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Многие дети  в подростковом возрасте разительно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться со злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. Проблем у переходного возраста много: неуверенность в себе, тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть.

- Каковы причины вызывающего поведения подростков?

Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть? А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни? Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях.

        Причины вызывающего поведения подростков:

  1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «НЕ лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
  2. Высокий уровень тревожности. В семье не правильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности.  («Ничего хорошего из тебя не получится! Ты не сможешь справиться с этим заданием!»). Либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
  3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.
  4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

  1. Педагогический всеобуч.

Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно называют подростковый период самым трудным.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у подростка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться.

Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

      Социальная сфера. Подростку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где молодой человек приобретает новые формы поведения и получает, соответственно, определенный статус. Именно в этот период взрослые, в частности родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека (может, кто-то из членов семьи ведет себя подобным образом, может, эта модель поведения увидена подростком где-то из окружения, взята из фильма…). Но своим поведением подросток изучает и вашу реакцию. Ему важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.

И тут родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: "Не выставляйся, будь таким, как все". А ребенок не хочет, да и не может быть таким, как все. Он стремится к индивидуальности, и все вокруг в таком же состоянии. Каким же ему быть? Все это, во-первых, является  поводом  для разногласий между подростками и родителями.

Во-вторых, в этот период ребенком особенно остро воспринимаются словесно передаваемые негативные предписания взрослых. Эти предписания имеют разрушительное содержание. Они подобны проклятиям, которые околдовывают подростка, особенно, если он очень восприимчив. Среди словесно передаваемых предписаний можно выделить заклятия, проклятия, негативные пророчества, стопперы.

Заклятия – негативного определения типа: "Ты – грязнуля!", "Болван!", "Тупица!", "Ты ужасный ребенок!" и т.д.

Проклятия — пожелание ущерба, имеющие характер прямого приказания: "Чтоб ты провалился!", "Нам было бы намного лучше без тебя!", "Почему ты не можешь быть человеком!".

Негативные пророчества – ребенку сообщают, что его ждет в будущем: "Из тебя ничего толкового не выйдет!", "Тюрьма по тебе плачет!", "Ты никогда ничего не достигнешь!", "Ты никогда не станешь настоящим мужчиной!", "Будешь бомжом!".

Стопперы (от слова стоп) – сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: "Не умничай!", "Не сердись!", "Не думай о…", "Не трогай, у тебя все равно ничего не получится! Дай, лучше я!".

Соотнесите эти фразы с теми, которые вы проговариваете своему ребенку. Неужели вы хотите, чтобы все, что вы говорите негативного, сбылось? А ведь не случайно в руссом языке есть поговорка "Слово, да не мимо идет"! Возможно, вы знаете и такие строки:

"Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!"

Будьте осторожны со словами, проговариваемыми своим детям. Они могут сбыться!

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений: «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…»

Что же получается в результате? Ребята понимают, что они «не могут ничего» для них – одни запреты, а взрослые  - «могут все», у них – полная свобода действий. Слова «должен», «обязан» вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на них тяжелой ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.

- Давайте потренируемся!

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен учиться!»

«Я уверена, что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

«Ты опять врешь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду», «Мне не нравиться, когда меня обманывают, постарайся больше так не делать».

  1. Практические рекомендации.

При общении с подростком применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей.

- Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.)

- Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

- Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное.

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирай правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т.п.

  1. Рефлексия. Обмен впечатлениями.

У нас с вами получился насыщенный разговор, проделана огромная работа,   в конце которой  мне бы хотелось предложить вам упражнение «Снежинка».

Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

 1.     сложите лист пополам.

2.     оторвите правый верхний уголок

3.     опять сложите лист пополам

4.     снова оторвите правый верхний уголок

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Одинаковых снежинок нет. Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества. Но одно остается неизменным и  самым главным для подростка в столь сложный для него период жизни? Во-первых, подросток должен знать, что родители его любят. Во-вторых, любовь рождает доверие друг к другу. Доверие является основой понимания и поддержки.

На последок можно посоветовать:

Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне;

Не использовать ярлыки;

Помочь ребенку найти компромисс души и тела;

Помнить, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее;

В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его самого;

Не перегружать подростка опекой и контролем;

Хотите, чтобы подросток сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтоб он сам этого захотел (Карнеги);

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Использованная литература:

  1. Земска М. Семья и личность. М.: Прогресс, 1986.
  2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.
  3. Психологический тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М.: ВЛАДОС, 1999.
  4. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1991.
  5. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей. М.: Прогресс, 1978.


 

Комментарии

Евдокименко Светлана Анатольевна

Очень интересный материал не только для родителей,но и для доклада на педсовете,для работы метод.объединений старших классов и воспитателей школ-интернатов.Спасибо огромное!

Асабова Ирина Геннадьевна

Спасибо, очень рада что материал пригодился ))

Здравствуйте, Ирина Геннадьевна. Большое спасибо за разработку. Вот только у меня проблемка с РЕФЛЕКСИЕЙ. Я попробовала несколько раз сама сделать "снежинку", но у меня не получилось. Может я что - то не так делаю?!?

Асабова Ирина Геннадьевна

Здравствуйте! Возможно бумага слишком толстая. Я сначала брала лист А4, но в конце сложно рвать. Позже стала использовать пергаментную бумагу. Она тоньше, легко рвется.