Кейс технология на уроках географии в контексте развития ЛУУД

Скоробогатова Ирина Анатольевна

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

   Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

         Существенную роль в учебном процессе играет использование кейсов для повышения профессионального уровня специалиста, что позволяет повысить интерес к специальным дисциплинам, способствует развитию научно-исследовательских и творческих навыков анализа ситуаций и принятия решений.

          Кейс представляет собой описание конкретной реальной   ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

         Кейс технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

        Термин   кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие “ case ” означает:

1 -   описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения “ case - study ”;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

        Под методом кейсов   понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

       Результатом применения метода являются не только знания, но и

навыки профессиональной деятельности.   Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.

      Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

 Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс   не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не   имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

      Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

     - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив,    предложение решения или рекомендуемого действия);

     - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

     - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_keys_tehnologiya_na_urokah_geografii.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс технология на уроках географии в контексте развития ЛУУД

Концептуальная идея

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

   Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

         Существенную роль в учебном процессе играет использование кейсов для повышения профессионального уровня специалиста, что позволяет повысить интерес к специальным дисциплинам, способствует развитию научно-исследовательских и творческих навыков анализа ситуаций и принятия решений.

          Кейс представляет собой описание конкретной реальной   ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

         Кейс технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

        Термин   кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие “ case ” означает:

1 -   описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения “ case - study ”;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

        Под методом кейсов   понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

       Результатом применения метода являются не только знания, но и

навыки профессиональной деятельности.   Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.

      Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

 Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс   не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не   имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

      Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

     - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив,    предложение решения или рекомендуемого действия);

     - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

     - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Цели метода анализа ситуаций:

  1. Развитие навыков анализа и критического мышления
  2. Соединение теории и практики
  3. Представление примеров принимаемых решений
  4. Демонстрация различных позиций и точек зрения
  5. Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Помимо этих целей при  применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:

  1. Получают коммуникативные навыки
  2. Развивают презентационные умения
  3. Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
  4. Приобретают экспертные умения и навыки
  5. Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

Актуальность

Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Инновационная направленность

Переход к рынку обуславливает растущий спрос на рынке труда на работников, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных решать на своем рабочем месте различные проблемные задачи, а также умеющих самостоятельно учиться и повышать свою квалификацию. К сожалению, на сегодняшний день содержание и структура учебных планов, программ и учебников по географии не всегда направлены на приобретение учениками таких умений. Знания, умения и навыки в основном представлены  в виде фактов для запоминания, благодаря которым ученики смогут найти выход из ситуации на основе прошлого. Получается, что знаний и опыта, позволяющих ему справиться с настоящим – не хватает!

Одним из способов эффективного применения теории в реальной жизни, при решении возникающих проблем, является решение учебно-конкретных ситуаций. Кейс – это практическая ситуация, которая содержит некоторые проблемы. В переводе с английского языка кейс – случай, а case-study – это обучающий случай.

Кейс методы в последнее время находят широкое   распространение в различных отраслях знаний.

Использование данной технологии в изучении географии является логичным и

целесообразным ввиду того, что у учащихся формируются умения:

  • применять географические знания в ситуациях близких к реальным,
  • формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы,
  • формулировать ответ в понятной форме,
  • уметь аргументировано доказывать свою точку зрения (коммуникативные умения),
  • осуществлять поиск необходимой информации и выделять её сущностные аспекты.

Предлагаемый продукт

Реальная или смоделированная как реальная ситуация, содержащая  некоторые проблемы.

Материалами для кейсов могут быть использованы:

  • публицистика и СМИ
  • научно-популярные статьи
  • статистические материалы
  • реальные события местной жизни
  •  отчеты
  •  литературный фрагменты
  •  комбинированные

Методическая идея

Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика иучителя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда ученик по сути дела равноправен с другими учениками и учителем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить; при этомучитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учеников, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль

Кейс-технология - интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных ситуаций, направленных на формирование у школьников новых качеств и умений. Главное её предназначение  — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научить работать с информацией. Основу  технологии составляет набор кейсов, содержащий информацию о конкретной задаче или проблеме, на базе  которой путем теоретического анализа и  на основе полученных и имеющихся знаний делается вывод о дальнейшем практическом решении и применении полученных результатов.

Методы кейс - технологии

Методы, их описание

Цель

1

Метод инцидентов

Учащиеся получают краткое сообщение об инциденте. Для принятия обоснованного решения учащимся предлагается явно недостаточная информация, поэтому им необходимо разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем она состоит, что надо делать, что нужно знать для того, чтобы принять то или иное решение.

  • Поиск информации для принятия решения самим слушателем и обучение его работать с информацией: сообщать ее, систематизировать, анализировать.
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Формирование навыков выполнения сложных заданий в составе групп.
  • Развитие умений рационально собирать и использовать информацию, принимать решения.

2

Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают папки с одинаковым набором документов, относящихся к определенным: событиям, ситуации,  деятельности. Участники такого обучения выступают в роли лиц, принимающих решение.

  • Формирование умений: перерабатывать огромные массивы информации;
  • анализировать ее;
  • вырабатывать правильное групповое решение.

3

Игровое проектирование

Включает работу в группах с проектами разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, прогностический, аналитический.

  • Процесс создания или совершенствования объектов.

4

Метод проигрывания ролей (инсценировки)

Создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально – психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. При ролевой игре – принять позицию участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

  • Развитие творческих способностей к решению неожиданно возникающих актуальных проблем;
  • вырабатывать правильное решение.

5

Групповая дискуссия

Обмен мнениями по какому либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры.

  • Умение вести полемику.

6

Метод ситуационного анализа (анализ конкретных ситуаций)

Ученик, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими учениками.

Развитие:

  • инициативы;
  • коммуникативных навыков;
  • аналитических способностей;
  • умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.

Моделирование урока

Ознакомительный этап

Знакомство с ситуацией.

1. Ознакомьтесь со статьей. Выделите основные идеи.

Установите, о чем статья.

Определите, к какой теме следует отнести данный материал.

Выделение основной проблемы.

2. Выделите, выпишите основную проблему.

Какую проблему поднимает автор статьи?

3. Сформулируйте 2-3 простых вопроса, позволяющих выяснить, поняли ли учащиеся статью и проблему, которая в ней затрагивается.

Вопросы должны быть сформулированы четко, кратко, просто, корректно.

Например:

Что такое……

В чем суть проблемы……

Почему возникла ……

Найдите причины……..

Аналитический этап

Мозговой штурм

4. Предложите идею для мозгового штурма.

Для этого: подбросьте задачу, готовое решение, идею.

Ознакомьте с предложенным решением проблемы

Например:

Государство приняло решение…

Введен в действие закон…

Рекомендовано …

Анализ последствий принятого решения

5. Предложите выявить «+» и «-» принятого решения, осуществленного действия.

Результаты рекомендуйте оформить в виде:

  • таблицы;
  • схемы;
  • развернутого суждения.

6. Организуйте обсуждение решения, действия.

Высказывание должно быть обоснованным. Выступление каждой группы не более 2-3 минут.

Варианты решения кейса.

7. Предложите группам выработать собственное решение проблемы.

Предложений может быть несколько – не отвергайте их.

8. Дайте возможность высказаться каждой группе.

Поощряйте высказывания.

9. Примите совместное решение.

Зафиксируйте согласованное решение.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С КЕЙСОМ  

Подготовительный этап

– конкретизация дидактических целей;

- разработка «конкретной» ситуации;

- разработка сценария занятия;

Ознакомительный этап

- знакомство с информацией;

- вовлечение учащихся в обсуждение ситуации;

Аналитический этап      

- анализ информации;

- групповое обсуждение;

- выработка единого решения;

Итоговый этап                  

  •  презентация результатов работы групп;
  •  сравнение предложенных вариантов;
  •  определение оптимального решения проблемы.

Преимущество технологии заключается в том, что она позволяет:

  • обновлять предметное содержание;
  •  увеличивать долю самостоятельной работы учащихся;
  •  развивать инициативу и самостоятельность мышления;
  • формировать личностную значимость географических знаний.

Кейс-технология – это  возможности интеграции: моделирование; системный анализ; проблемный метод; мыслительный эксперимент; методы описания;  классификация;  дискуссии;  игровые методы; технология создания ситуации успеха.

Ограничения в использовании технологии

  •  большие трудовые и временные затраты учителя в процессе подготовки кейса.
  •  недостаточный уровень сформированности у школьников умений в области аналитической деятельности

Ожидаемый (полученный ) результат

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

- не устаревать слишком быстро;

- быть актуальным на сегодняшний день;

- иллюстрировать типичные ситуации;

- развивать аналитическое мышление;

- провоцировать дискуссию;

- иметь несколько решений.

Результат технологии направлен на развитие ЛУУД. Использование данной технологии формирует у учеников:

  • Аналитические навыки. Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их.
  •  Практические навыки. Развитие  презентационных и интерактивных умений.
  • Творческие навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в принятии альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
  •  Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
  •  Социальные навыки. В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.
  •  Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические

проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

И в заключение…

И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими,

должен постоянно и напряженно учиться.

А.В.Луначарский

Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Однако следует отметить, что выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента т многих других факторов, обусловливающих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

Как уже было отмечено, наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией. Достичь эффективности обучения с помощью интерактивных технологий, к которым относится метод анализа ситуаций, можно лишь в тех случаях, когда сам преподаватель является грамотным коммуникатором, в совершенстве владеет игротехническим менеджментом. Именно эти характеристики дают возможность современному преподавателю быть конкурентноспособным, быстро овладевать не только новейшей теоретической информацией, но и прогрессивными технологиями.

Перспективный план реализации инноваций по теме:

«Кейс технология на уроках географии в контексте развития УУД»

Одной из инноваций в гимназии являются – кейс технологии. Для того чтобы данная технология дала эффективный результат, мною разработан перспективный план реализации, включающий 4 этапа:

Этапы работы

Содержание

Результат

1 этап

Подготовительный

(2009-2010)

1. Теоретическая подготовка к написанию инноваций

2. Проблемный анализ

3. Разработка проектов инноваций

Создание банка инноваций

Представление результатов работы на кафедре

2 этап

Организационный

(2010-2011)

1. Коррекция и апробация инноваций

2. Разработка методического и дидактического сопровождения по данной технологии в рамках школьной учебной дисциплины география.

Разработка авторских уроков.

Представление результатов работы на гимназическом, городском методическом объединении учителей географии.

3 этап

Обобщающий

(2010-2011)

1. Диагностика.

2. Анализ полученных результатов.

Представление результатов работы на НМС

4 этап

Заключительный

(2011-2012)

Описание и обобщение опыта по теме инноваций и самообразования.

Представление результатов работы на НПК.

Издание научно-методических пособий.

http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600