Эмоциональное состояние учителя на уроке

Каргаполова Татьяна Михайловна

Меня заинтересовала эта статья, где профессия учителя сравнивается с профессией артиста. Артист выступает перед большим залам, а учитель перед аудиторией учеников. Состояние учителя на уроке зависит от многих факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnoe_sostoyanie_uchitelya_na_uroke_1.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Практический психолог  Андриенко О.В.

Выступление на педсовете

Эмоциональное состояние учителя на уроке

«Самый сильный тот,

у кого есть сила управлять самим собой»

Сенека

Один из наиболее ярких примеров профессий, связанных с переключением эмоционального состояния на позитив, является профессия артиста. Какое удовольствие мы получаем, когда на концерте артисты излучают хорошее настроение, говорят слова любви и признательности залу! Но артисты – такие же люди, как и все, у них есть проблемы и дома, и на работе. А теперь представим себе артиста, который не смог совладать со своим негативным эмоциональным состоянием и вышел на сцену. Его эмоции «написаны» у него на лице, он спел несколько песен без настроения. Реакция зрителей … как минимум, не понравилось, мнение об этом артисте значительно падает.

Работа учителя в классе сходна с работой артиста перед залом (в смысле переключения эмоций). Если учитель работает с хорошим настроением, он транслирует его детям, это активизирует их деятельность; а если с плохим – реакция учеников – как минимум – не понравилось, мнение об учителе падает.

Для негативного эмоционального состояния учителя есть много внешних и внутренних причин, как и любой человек, учитель имеет право на выражение как позитивных, так и негативных эмоций. Но давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны.

Два учителя, которые работают в одной и той же школе, ведут уроки в тех же классах, могут переживать совершенно разное психоэмоциональное состояние в школе и по-разному рассказывать о своей работе. Один чувствует себя в школе спокойно и уверенно, а другой агрессивен, возбуждён, или, наоборот, подавлен. Первый на негативную ситуацию реагирует так: «Это неприятно, но мы переживём!». Второй плачется: «Как несправедлива ко мне Судьба. Только со мной могло такое случиться!» Источник состояния находится в самом человеке. Любое событие в жизни само по себе нейтрально. Только мы сами, оценивая, делаем событие отрицательным или положительным.

Я прочитаю ситуации, а вы подумайте, как можно отреагировать на неё, чтобы ситуация развивалась негативно и позитивно:

1). Прозвенел звонок. Вы начинаете урок. Но тут появляется запыхавшийся ученик, он огляделся и шмыгнул в класс. Через минуту в двери стучат ещё двое опоздавших учеников…     (Обсуждение)

Специалисты рекомендуют реагировать так:

  • Доступ в класс свободный. Со стороны учителя никаких замечаний, никаких упрёков: садись и работай. В Журнале делается пометка об опоздании. Уже после урока вы сможете спокойно выяснить причину опоздания;
  • Для категории «опаздывающих умышленно» лучшее лекарство – требовательность и строгость, а также поручения, воспитывающие чувство времени: дежурство перед 1 уроком, подготовка наглядных пособий к уроку и т. п.
  • Диагностика опозданий позволяет вскрыть и уважительные причины. Таким детям нужна помощь. Наша профессиональная обязанность – помогать семье создавать благоприятные условия для учёбы школьника.

2). Вы объявили в классе, что пора выходить в театр. Дети обрадовались, повскакивали с мест, бросились к двери, где создали «пробку» и начали толкаться…    (Обсуждение)

Приёмы продуктивного решения ситуации:

  • «Ребята, я не нарушу ваш «порядок», если пройду?»
  • «Вы позволите мне пройти? По-видимому вы забыли, что сильным бывает тот, кто умеет позаботиться о слабом»
  • «Полагаю, что в театре вы будете более интеллигентными»

Эффективность урока зависит от психологической самоорганизации учителя:

1. Позитивное отношение к детям вообще, чувство удовольствия от предстоящей работы с детьми.

  1. Позитивные установки учителя на активность, взаимодействие, уверенность в себе и учениках и пр. Антиподы эти установок, на равнодушие, формальное проведение урока, агрессивность, неуверенность в себе, разрушают учебную деятельность.
  2. Психологическая готовность учителя на работу с детьми определённого возраста. Необходимо не только знать возрастные особенности учащихся, но и чувствовать проблемы ученика как свои собственные (эмпатия).
  3. Психологическая готовность учителя общаться с конкретным классом, т.к. каждый класс обладает своей «психологической индивидуальностью».
  4. Тактичность учителя в отношении каждого ученика (дети быстро распознают фальшь).

Почему эмоции учителя играют такую важную роль в обучении детей?

Т.к в общении люди воспринимают 93% информации невербальной и только 7% вербально;

Т.к. запоминается не сама деятельность, а эмоции с ней связанны;

Т.к. существуют такие феномены, как «подстройка» под невербальные сигналы, «отзеркаливание» эмоций.

Регуляцию эмоционального состояния е стоит путать с блокировкой эмоций, когда учитель блокирует негативные эмоции, стараясь демонстрировать нейтральные и позитивные. Это может привести к обеднению мимики, жестов и интонаций учителя и, как следствие, к состоянию эмоционального выгорания. А учащимся трудно «прочитать» эмоции такого учителя, что повышает их тревожность.

Т.о. нужно искать позитив в любой ситуации.

Игра «К счастью, к сожалению». Высказываемся на тему «Профессиональный рост» по очереди. Например:

  • к счастью, профессиональный рост обеспечивает и личностный рост
  • к сожалению, чтобы профессионально расти, нужно прикладывать много усилий
  • к счастью …

Основная мысль, которую я хотела донести в своём выступлении - это то, что умение регулировать и переключать на позитив своё эмоциональное состояние является одной из характеристик профессионализма учителя, то есть входит в наши обязательные умения.