Эмоциональное состояние учителя на уроке
Меня заинтересовала эта статья, где профессия учителя сравнивается с профессией артиста. Артист выступает перед большим залам, а учитель перед аудиторией учеников. Состояние учителя на уроке зависит от многих факторов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический психолог Андриенко О.В.
Выступление на педсовете
Эмоциональное состояние учителя на уроке
«Самый сильный тот,
у кого есть сила управлять самим собой»
Сенека
Один из наиболее ярких примеров профессий, связанных с переключением эмоционального состояния на позитив, является профессия артиста. Какое удовольствие мы получаем, когда на концерте артисты излучают хорошее настроение, говорят слова любви и признательности залу! Но артисты – такие же люди, как и все, у них есть проблемы и дома, и на работе. А теперь представим себе артиста, который не смог совладать со своим негативным эмоциональным состоянием и вышел на сцену. Его эмоции «написаны» у него на лице, он спел несколько песен без настроения. Реакция зрителей … как минимум, не понравилось, мнение об этом артисте значительно падает.
Работа учителя в классе сходна с работой артиста перед залом (в смысле переключения эмоций). Если учитель работает с хорошим настроением, он транслирует его детям, это активизирует их деятельность; а если с плохим – реакция учеников – как минимум – не понравилось, мнение об учителе падает.
Для негативного эмоционального состояния учителя есть много внешних и внутренних причин, как и любой человек, учитель имеет право на выражение как позитивных, так и негативных эмоций. Но давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны.
Два учителя, которые работают в одной и той же школе, ведут уроки в тех же классах, могут переживать совершенно разное психоэмоциональное состояние в школе и по-разному рассказывать о своей работе. Один чувствует себя в школе спокойно и уверенно, а другой агрессивен, возбуждён, или, наоборот, подавлен. Первый на негативную ситуацию реагирует так: «Это неприятно, но мы переживём!». Второй плачется: «Как несправедлива ко мне Судьба. Только со мной могло такое случиться!» Источник состояния находится в самом человеке. Любое событие в жизни само по себе нейтрально. Только мы сами, оценивая, делаем событие отрицательным или положительным.
Я прочитаю ситуации, а вы подумайте, как можно отреагировать на неё, чтобы ситуация развивалась негативно и позитивно:
1). Прозвенел звонок. Вы начинаете урок. Но тут появляется запыхавшийся ученик, он огляделся и шмыгнул в класс. Через минуту в двери стучат ещё двое опоздавших учеников… (Обсуждение)
Специалисты рекомендуют реагировать так:
- Доступ в класс свободный. Со стороны учителя никаких замечаний, никаких упрёков: садись и работай. В Журнале делается пометка об опоздании. Уже после урока вы сможете спокойно выяснить причину опоздания;
- Для категории «опаздывающих умышленно» лучшее лекарство – требовательность и строгость, а также поручения, воспитывающие чувство времени: дежурство перед 1 уроком, подготовка наглядных пособий к уроку и т. п.
- Диагностика опозданий позволяет вскрыть и уважительные причины. Таким детям нужна помощь. Наша профессиональная обязанность – помогать семье создавать благоприятные условия для учёбы школьника.
2). Вы объявили в классе, что пора выходить в театр. Дети обрадовались, повскакивали с мест, бросились к двери, где создали «пробку» и начали толкаться… (Обсуждение)
Приёмы продуктивного решения ситуации:
- «Ребята, я не нарушу ваш «порядок», если пройду?»
- «Вы позволите мне пройти? По-видимому вы забыли, что сильным бывает тот, кто умеет позаботиться о слабом»
- «Полагаю, что в театре вы будете более интеллигентными»
Эффективность урока зависит от психологической самоорганизации учителя:
1. Позитивное отношение к детям вообще, чувство удовольствия от предстоящей работы с детьми.
- Позитивные установки учителя на активность, взаимодействие, уверенность в себе и учениках и пр. Антиподы эти установок, на равнодушие, формальное проведение урока, агрессивность, неуверенность в себе, разрушают учебную деятельность.
- Психологическая готовность учителя на работу с детьми определённого возраста. Необходимо не только знать возрастные особенности учащихся, но и чувствовать проблемы ученика как свои собственные (эмпатия).
- Психологическая готовность учителя общаться с конкретным классом, т.к. каждый класс обладает своей «психологической индивидуальностью».
- Тактичность учителя в отношении каждого ученика (дети быстро распознают фальшь).
Почему эмоции учителя играют такую важную роль в обучении детей?
Т.к в общении люди воспринимают 93% информации невербальной и только 7% вербально;
Т.к. запоминается не сама деятельность, а эмоции с ней связанны;
Т.к. существуют такие феномены, как «подстройка» под невербальные сигналы, «отзеркаливание» эмоций.
Регуляцию эмоционального состояния е стоит путать с блокировкой эмоций, когда учитель блокирует негативные эмоции, стараясь демонстрировать нейтральные и позитивные. Это может привести к обеднению мимики, жестов и интонаций учителя и, как следствие, к состоянию эмоционального выгорания. А учащимся трудно «прочитать» эмоции такого учителя, что повышает их тревожность.
Т.о. нужно искать позитив в любой ситуации.
Игра «К счастью, к сожалению». Высказываемся на тему «Профессиональный рост» по очереди. Например:
- к счастью, профессиональный рост обеспечивает и личностный рост
- к сожалению, чтобы профессионально расти, нужно прикладывать много усилий
- к счастью …
- …
Основная мысль, которую я хотела донести в своём выступлении - это то, что умение регулировать и переключать на позитив своё эмоциональное состояние является одной из характеристик профессионализма учителя, то есть входит в наши обязательные умения.
