Описание опыта работы Гарафутдиновой Алии Гумаровны

Гарафутдинова Алия Гумаровна

Описание опыта работы Гарафутдиновой Алии Гумаровны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_raboty_garafutdinovoy_a.g.docx50.08 КБ
Файл minem_tormyshymda_ukytuchy.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя татарского языка и литературы Гарафутдиновой Алии Гумаровны

Свой профессиональный путь учителя татарского языка и литературы я начала со студенческой скамьи. После окончания педагогической практики на V курсе Казанского (Приволжского) федерального университета, мне предложили остаться в МАОУ «Лицей №121» на постоянную работу. Так быстро и неожиданно я стала учителем. Окончив в 2015 г. университет, продолжила обучение на магистратуре по программе «Современные теории и технологии обучения татарскому языку». Параллельное обучение у профессоров и высокоспециализированных учителей помогло мне повысить профессиональную подготовку и справиться с первыми педагогическими задачами, с которыми пришлось столкнуться с первых дней работы.

За время работы в школе мне удалось выделить основные цели моей деятельности, подобрать более успешные методы и приемы для их реализации. Основой методической системы для меня является создание условий для самоопределения личности. На своих уроках включаю  элементы практической значимости материала для учеников, трансформируя нормативные задачи в личностно-значимые. Преимущественно использую положительную мотивацию (одобрение, похвала). Создаю ситуации успеха для обучающихся с различным уровнем владения учебным материалом.

На своих уроках я, как учитель, не должна забывать о индивидуальном подходе. Поэтому на каждом уроке стараюсь создать ситуацию успеха, в которой ученик сможет почувствовать уверенность в своих силах, осознать свои возможности. Именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Основными принципами работы по данной технологии являются:

использование дифференцированного опроса (задания различные по степени сложности, слабым можно дать задания типа «сделай по образцу», «восстанови запись»);

время на обдумывание (от учащихся нельзя требовать немедленного ответа);

наводящие вопросы (если учащийся затрудняется в построении высказывания);

поощрение (даже самые маленькие удачи ученика должны быть замечены).

В своей профессиональной работе применяю передовые педагогические технологии: технологии развивающего обучения, технологию личностно-ориентированного образования, технологию перспективно-опережающего обучения, технологию проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии.

На уроках я широко использую технологии развивающего обучения, которые направлены на развитие личности и ее способностей. Стараюсь направить деятельность ученика на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

Очень люблю использовать проблемное обучение, которое помогает ребятам учиться мыслить, находить выход из проблемной ситуации, используя творческое мышление.

Так как преподаю в начальных классах, на каждом уроке использую технологии игрового обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся, вовлекают учащихся в образовательный процесс.

Технологии дифференцированного обучения дает мне возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Главной отличительной чертой этой технологии является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Здоровьесберегающие технологии актуальны на каждом уроке. Иногда провожу физминутки несколько раз за урок.

При проведении уроков стараюсь создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулирующую учащихся к высказываниям. Создаю ситуации общения на уроке, которая позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

При обучении татарскому языку, я использую электронные пособия, презентации, плакаты для интерактивной доски. Использование на уроках компьютерной технологии позволяет активизировать процесс обучения, способствует эффективному усвоению учебного материала; процесс обучения становится  разнообразным и увлекательным. Применение компьютера на уроках дает положительный эффект, формирует не только знания и умения, но и вырабатывает опыт творческой деятельности.

Уроки с использованием мультимедийные презентаций вызывают, большой эмоциональный подъем у учащихся и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся.

В своей практике применяю учебные электронные пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, получение дополнительной информации на уроке.

Очень часто в учебном процессе я использую видео и звуковое сопровождение.

  1. «Одарённые дети»

С первого года работаю над проектом «Одарённые дети». Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна, так как большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Цель проекта: создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Задачи:

  1. Изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей в школе;
  2. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  3. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;
  4. Создать условия для самореализации одарённых детей;
  5. Разработать индивидуальные программы развития одарённых учащихся.
  6. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
  7. Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными учащимися.

Принцип работы с одаренными детьми отражает направления работы на уроке, внеурочной деятельности, воспитательном блоке, в работе с родителями.

Исследовательское обучение сегодня – это технология, построенная на обогащении содержания образования и инновационного подхода к обучению. Основой этого обновления является собственно-исследовательский, проблемный и эвристические методы. Технологический подход к исследовательскому обучению в современной школе представлен комплексной системно-интегративной технологией исследовательского обучения, которая в новом типе образования при общем подходе к ее реализации может выступать стратегией и тактикой саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности.

Научно – исследовательская деятельность учащихся по татарскому языку и литературе направлен прежде всего на то, чтобы выработать правильную внутреннюю позицию к учению, любознательность, стремление определить точку зрения, аргументировано ее доказать.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Ведущими и основными являются методы творческого характера, проблемные, исследовательские, поисковые, эвристические, проектные.

Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы.

Исследовательский метод преподавания позволяет организовать поисковую и творческую деятельность школьников и способствует развитию интеллектуальных и художественных способностей: повышению собственной самооценки; расширению творческой деятельности; развитию между учителем и учеником демократического, гуманного стиля работы. Благодаря такому подходу к деятельности учащихся, у них вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию.

Содержание данного проекта базируется на основе современных педагогических подходов:

•        содержательно – деятельностный (деятельность выступает как система учебных действий, включающая учащихся в активную учебную и творческую деятельность);

•         личностно ориентированный (формирование и развитие личности, учет интересов ученика, мотивация успешности его деятельности, создание комфортной атмосферы, стимулирование творческой активности, готовой к саморазвитию).

Основными принципами данного проекта являются:

  • принцип гуманизма – в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей,
  • принцип сотрудничества учеников и учителя, принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем;
  • принцип уважения к иной точке зрения;
  • принцип обеспечения ответственности за результат.

Основные формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • факультативы;
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • научно-практические конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • конкурсы;
  • предметные недели (декады);
  • Дни науки;
  • кружки по интересам;
  • работа по индивидуальным планам.

Для достижения этого используются современные технологии, такие как:

  • технология проектной деятельности – позволяет раскрыться каждому ребенку и научиться отстаивать и обосновывать свое мнение;
  • информационно – коммуникационная – формирует в ребенке исследователя;
  • теория решения изобретательских задач – учит анализировать и гибко мыслить, предлагая индивидуальные, порой не стандартные решения;

Оценка результативности

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе.

Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.

3

Конкурентоспособность одарённых учащихся..

Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

День науки

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Учащиеся являются победителями, призёрами олимпиад и конференций различного уровня.

Результаты

Фамилия учащегося

Класс

Вид деятельности, название конкурса, его статус и место проведения

Результаты, занятое место

2013 – 2014 учебный год

1

Дияров Марсель

2

Районный интеллектуальный конкурс «Зирәк бала»

II место

2

Хайруллина Дина

10

VIII Республиканская гуманитарная научно-практическая конференция «Глобализация – реальность современного мира»

Диплом I степени

3

Хайруллина Дина

10

“Поволжская научная конференция учащихся имени Н.И.Лобачевского”,

Диплом за успешное выступление на секции “Актуальные проблемы татарского языка”

2014 – 2015 учебный год

1

Галимуллина Камиля

3

Городской конкурс «Казан сандугачы»

Лауреат I степени

2

Хкматуллина Вилена

3

Городской конкурс «Казан сандугачы»

Лауреат II степени

3

Хайруллина Дина

11

VI научно-практическая конференция учащихся школ г.Казани имени Д.В.Вилкеева (Вилькеевские чтения)

Диплом I степени

4

Хайруллина Дина

11

XIX научно-практическая конференция школьников «Мир науки» XIX научно-практическая конференция школьников «Мир науки»

Диплом II степени

5

Бадриева Рузиля

10

Республиканская научно-практическая конференция посвященная творчеству языковеда А.Каримуллина

диплом II степени

6

Хайруллина Дина

11

X Республиканская научно-исследовательская конференция школьников имени Ибрагима Хальфина.

Участник

7

Хайруллина Дина

11

XIII межрегиональная юношеская научно-исследовательские чтения имени К.Насыйри.

Участник

2015 – 2016 учебный год

1

Бадриева Рузиля

11

VIII научно-исследовательская конференция школьников имени К.Д.Ушинского.

Лауреат II степени

Итак, одаренный ученик – это, прежде всего, искатель истины, в нем заложен потенциал исследователя, он не только способен усваивать то, что открыто наукой. Для способного, одаренного ученика интересно то, что из круга предписанных действий ведет в область самостоятельных поисков и открытий.

Работа в данном направлении создает условия для развития у учащихся коммуникативных навыков, толерантности и гуманистических качеств, являющихся наиболее востребованными на современном этапе развития школы и общества.

  1. Научные достижения педагога

        Осуществляю обмен педагогическим опытом на семинарах и конференциях различного уровня:

        – республиканский семинар учителей татарского языка и литературы на тему «Использование на практике технологий результативного обучения, как способ усовершенствования методики преподавания татарского языка и литературы», открытый урок в 2 «Д» классе на тему «Сыйфатларны гомумиләштереп кабатлау» («Повторение и обобщение имен прилагательных»), 2014 г.;

  • республиканский семинар по проблеме «Требования Федерального государственного образовательного стандарта к современному уроку татарского языка и литературы», открытый урок в 3 «Д» классе на тему «Сүзләр иленә сәяхәт» («Путешествие в страну слов»), 2014 г.;
  • республиканский семинар МОН РТ и Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования на тему: «Формирование универсальных учебных действий на этапе перехода на ФГОС», открытый урок в «Д» классе на тему «Сыйфат сүз төркемен кабатлау» («Повторение имен прилагательных»), 2015 г.;
  • республиканский семинар учителей татарского языка и литературы по проблеме: «Требования ФГОС к современному уроку татарского языка и литературы», открытый урок 3 «С» классе на тему «Сыйфат иленә сәяхәт» («Путешествие в мир имен прилагательных»), 2015 г.;

– выступление на республиканской научно-методической конференции «Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы, перспективы» на тему «Требования ФГОС к современному уроку татарского языка», 2015 г.;

– выступление на республиканской научно-методической конференции «Научно-методическая мысль в Татарстане: достижения, проблемы, перспективы» на тему «Требования ФГОС к современному уроку татарского языка», 2015 г.;

– выступление на августовской конференции учителей татарского языка и литературы Советского района г.Казани на тему «Формирование исследовательской компетенции учащихся», 2015 г.

        Распространяю свой профессиональный опыт в виде методических публикаций:

  • «Некоторые вопросы обучения деепричастию» (сборник по итогам региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященная памяти заслуженного профессора Казанского университета Вахита Хозятовича Хакова «Хаковские чтения. – 2013» – Казань: Ихлас, 2013 г.);
  •  “Глаголы в развитии устной речи учащихся” (сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Татарская лингвокультурология: проблемы и перспективы» – Казань: КФУ, 2014 г.);
  • «Некоторые вопросы обучения деепричастию в татарском языке», (сборник материалов международной научно-теоретической конференции «Полиязычие и диалог культур», Казахстан, Актюбинск. 2014 г.);
  • «Значимость обучения глаголу в развитии устной речи» (сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции «Татарская лингвокультурология: проблемы и перспективы», Казань: КФУ, 2015 г.);
  •  «Современные требования к урокам татарского языка в условиях требования ФГОС», (сборник материалов региональной научно-методической конференции «Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы, перспективы», Казань: Ихлас, 2015 г.);
  • «Современные требования к урокам татарского языка в условиях требования ФГОС» (сборник республиканской конференции «Научно-методическая мысль в Татарстане: достижения, проблемы, перспективы», Казань: Отечество, 2015 г.);
  • «Грамматические категории глагола татарского языка» (сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора Р. Г. Давлетбаевой, Уфа, 2015 г.)
  • «Категории татарского глагола: функционально-семантический аспект» (сборник материалов международной научной конференции, посвященной Году литературы в Российской Федерации и Году русского и родных языков в Карачаево-Черкесской Республике «Языки и литературы в поликультурном пространстве современной России». - Карачаевск: КЧГУ, 2015 г.).

        

  1. Творческая деятельность

Принимаю участие в творческой жизни школы, являясь актером педагогической труппы «Өмет». Сыграла в постановке пьесы И.Юзеева «Гашыйклар тавы» – «Гора влюбленных». В 2015 году с педагогческим театральным коллективом «Өмет» приняли участие в XV Межрегиональном фестивале народных театров «Идел-Йорт». В 2015-2016 учебном году состоялась премьера спектакля по драме И.Юзеева «Кыр казлары артыннан», где я исполнила роль Дарины. Было отрадно слышать высокую оценку режиссёра телевизионного канала ТНВ Нурания Жамали.

  1. Музейная педагогика

Будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека. Она должна органично соединить в себе все конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности, обеспечить удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулировать развитие его творческих возможностей, включить его в процесс воспроизводства духовных и материальных ценностей. Значительная роль в решении этой задачи должна принадлежать музейной педагогике.

Именно поэтому этому направлению отводится большое внимание. В настоящее время я руковожу музейным кружком «Музей Габдуллы Кариева». На занятиях с VI классом мы изучаем историю татарского театра, основателей профессионального театра, учимся писать научные работы.

Вся  моя работа направлена на обеспечение успешного усвоения учащимися знаний, формирование у них умений, навыков и компетентностей при изучении татарского языка и литературы.; чтобы ученики раскрыли свои способности, осознали свою уникальность, почувствовали себя успешными. Активно участвую в нескольких интернет-сообществах (https://sites.google.com, http://www.proshkolu.ru, http://nsportal.ru).

Считаю, что результаты и достижения учеников в учебе, в научно-исследовательской деятельности являются показателем эффективности моих направлений в обучении и воспитании учащихся.



Предварительный просмотр:

“Минем тормышымда укытучы”

“Караңгылык пәрдәләрен ярып,

Күктә йолдыз булып янасың.

 Гомер буе янып яши алсаң-

 Укытучы була аласың”

Еллар арты еллар узган саен, ямьле балачакка, мәктәп елларына кайтып, үткән сәхифәләрне барлап чыгу үзе бер кызык икән. Сизмичә дә калынган – күпме гомер йомгагы сүтелгән...

Яшьме, олымы – һәркем  үзенең тәүге укытучысын, беренче сыйныфка аяк басуын яхшы хәтерли. Минем дә әле кайчан гына әниемнең ышанычлы кулларына тотынып, мәктәп бусагасын атлап кергәнем хәтеремдә. Өстемдә – ап-ак алъяпкыч, толымнарда – ап-ак бантик, ә күңелемдә – ап-ак хыяллар... Ләкин, башкалардан аермалы буларак, янымдагы кешем әнием генә түгел, ул – минем беренчн укытучым да. Шуңа күрә әлеге көн минем өчен икеләтә кичерешләр белән бай иде. Әлеге мизгелләрне тыныч кына искә алып та, дулкынланмый гына сөйләп тә булмый.  Бу истәлекләрдән дә газиз балачак хатирәләре бармы соң?! 

        Күңелем белән балачагыма әйләнеп кайтам. Мәктәп минем өчен белем йорты гына булмады, ул – үзе бер тормыш иде. Әнием кебек укучылар алдында дәрес бирәсем килә иде. Ул вакытта укытучы һөнәренең никадәр җаваплылык, сабырлык, зыялылык сораганын аңладыммы икән? Дәресләрдән соң әниемне көтеп мәктәптә калуларым, андагы китаплар, журналлар, төрледән-төрле материаллар белән танышу һ.б. Укытучы тормышын кечкенәдән күреп, сизеп яшәдем. Ләкин ул мине куркытмады, киресенчә, зур кызыксыну уята иде. Әниемнең укытучы булуы да зур горурлык иде. Кечкенәдән әнием авырлыклар килсә, сабыр булырга, кеше белән яхшы мөгамәләдә булырга өйрәтте, олыларны хөрмәт итәргә, кечеләргә шәфкатьле булырга, милләтебезгә тугрылыклы булып, телебезне сакларга кирәклеген сеңдерде.

Шулай итеп кечкенәдән үк укытучы булырга хыялландым. Бу һөнәрнең авырлыгы, җаваплылыгы, ахыр чиктә, аны сайлаган кешеләрнең тормыш рәвеше дә кире уйларга сәбәп булмады. Әлеге хыялларым педагогия университетының татар филологиясе бүлегенә илтте. Ә хәзер инде мин үзем укытучы!  

Беренче дәрес бирү шатлыклары, балалар белән очрашудан алган тәэсирләр онытылмас, мөгаен. Һәркөнне дәрескә кергәндә укучыларымның өметләрен аклый алырмынмы, күңелләренә яхшылык орлыклары чәчә алырмынмы, туган телебез белән горурлану хисе тудырта алырмынмы дигән сораулар борчый. Дәрескә керүгә, сиңа ничәмә – ничә күз карап тора. Һәр карашта  – аерым бер эчке дөнья. Минем өстемдә аларның эчке дөньяларын сак кына ачып, һәр нарасыйның күңеленә игелек орлыклары чәчү бурычы тора. Һәм әлеге бурычымны мин намус белән башкарырга тиешмен. Әгәр мин үземнән яхшырак, күбрәк белгән укучылар әзерли алам икән, димәк, киләчәк өметле булачак. Үзем сайлаган хезмәт юлымда дөрес һәм нәтиҗәле хезмәт куюым, миңа алга таба да эшләргә көч, дәрт өсти.

Кеше белем өстәүдән туктаса, аның фикер йөрешенең тараюы да мәгълүм. Укучылар, ата-аналар алдында зур абруйга ия булыр, тирəн  белемле,  зирəк  акыллы,  замана белəн бергə атлар өчен һәрдаим үз өстендә эшләргә тиеш. Шуңа күрә үзем дә күп укырга, укучыларга көн дә яңа белем бирергә тырышам. Әлеге вакытта зур тәҗрибәм булмаса да, иң мөһиме, Чын Укытучы булу теләгем бар.

Укытучы һөнәрен җиһанга яктылык, җылылык иңдерүче кояш нуры белән тиңлим. Кояш нуры да бит һәр туган көннең күзен ача. Бу һөнәр иясе  хакындагы сүзләрнең гомер-гомергә халык теленнән төшкәне юк. Үзем укытучы булгач кына, укытучылыкның һөнәр генә түгел, яшәү икәнен дә аңладым мин. Сабырлык, тырышлык, белем генә таләп итеп калмыйча, укытучылык кешедән җәмгыятькә үрнәк булуны да сорый.    

Фикеремне танылган язучы С.Л.Соловейчикның сүләре белән тәмамлыйсым килә:  “Укытучы оста артист, ләкин аңа кул чапмыйлар, ул оста скульптор, ләкин аны күрмиләр, ул яхшы табиб, ләкин аңа пациентлары бик сирәк кенә дәвалаган өчен рәхмәт әйтә, кайберәүләре, кайвакыт, дәваланырга да теләми. Ә рухлану өчен кайдан көч алырга соң? Бары тик үзеңнән, үзеңнең хезмәтеңнең бөеклегеннән”. Әлеге фидакарь хезмәт ияләренә зур сабырлык, төпсез идеяләр, якты хыяллар гына юлдаш булсын иде!