Самооценка подростков

Каргаполова Татьяна Михайловна

Каждый подросток имеет свою самооценку. Иногда она завышена, или занижена. В этой статье я рассуждаю на эту тему.

Самооценка подростков

Автор: Каргаполова Татьяна Михайловна

Пояснительная записка: давно работая с подростками, я наблюдаю, какие они разные и порой противоречивые. Им свойствен юношеский максимализм, преувеличение некоторых понятий и вещей.  В этой работе я пишу о самооценке подростков, как они могут себя оценивать в повседневной жизни. Считаю, что очень важно. Многим подросткам с пониженной самооценкой надо помогать, а те, у кого самооценка завышена, с ними нужно проводить большую индивидуальную работу, поскольку такая самооценка чаще всего ведёт к конфликту с окружающими.

Цель: формирование представления учащихся о самооценке подростков;

Задачи: рассказать о самооценке учащихся;

привести примеры;

вызвать желание у учащихся работать над своей самооценкой.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Мир подростка очень сложен и противоречив. Подростки могут многое преувеличивать или на какие – то вещи совсем не обращать внимания. Все подростки разные: они имеют разные характеры, разное отношение к одним и тем же вещам и т.д.

Я давно работаю с подростками и вижу, как противоречив их внутренний мир. Это зависит от многих факторов: семьи, в которой они живут, от общения со сверстниками, от их отношения к миру в целом.

Конечно, у каждого подростка возникает интерес к себе, к качествам своей личности и каждый подросток имеет свою самооценку, которая регулирует поведение личности. Она может быть завышенной или заниженной. Что же такое самооценка?

Самооценка может быть завышенной и заниженной у подростков.

А что такое завышенная самооценка?

Это когда подросток оценивает себя на самом высоком уровне, считая себя самым умным и неотразимым.

В 9 –м классе у меня есть ученик, учится на 4 и 5, добросовестно выполняет домашнее задание. Ходит по школе с высоко поднятой головой, во всей его внешности и манере чувствуется высокая степень зазнайства и превосходства над другими.

Этот ученик дошёл до того, что давал списывать домашние задания за деньги, особенно работы по черчению, так как для многих учеников этот предмет является трудно усваиваемым.

Его завышенная самооценка привела к конфликту с одноклассниками. Он стал агрессивен и излишне подозрителен.

Есть ещё у меня один ученик в 9- м классе. У него летом умер отец, живёт он с мамой, которую не воспринимает. Учится он плохо по всем предметам, на уроках всех комментирует, делает глупые речевые вставки. Считает себя «сверхчеловеком», самым умным и говорит, что ему всё безразлично, а если о нём плохо думают, то ему чужие мнения не нужны. Наглый, учителю в глаза говорит: «Вы - плохой учитель». Его завышенная самооценка привела к отрицательному отношению со стороны учителей, одноклассников и их родителей.

Заниженная самооценка формирует чувство неуверенности, тревоги и даже   раздражения. Таким подросткам надо помогать и делать всё, чтоб они были увереннее и смелее в поступках и ответах на уроках.  Учитель может хвалить таких подростков перед одноклассниками.

Такие подростки не умеют постоять за себя, многим характерно одиночество, от которого они страдают. Со временем подростки меняются, появляется сила и воля Этим подросткам должны помочь учителя, родители и одноклассники. Учителю нужно держать постоянную связь с родителями, рассказывая о поведении таких подростков в школе.

Итак, образ «Я» в юности ещё не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «Я» весьма непросто, но возможно. В юности изменить свой образ, повысить самооценку легче, чем во взрослом возрасте.

 

 

Комментарии

Дюбко Людмила Гурьяновна

В юности изменить свой образ, повысить самооценку легче, чем во взрослом возрасте, как точно подмечено.