Методическая работа в малокомплектной сельской школе. Живицкая Галина Михайловна (учитель немецкого языка МАОУ СОШ п.Головановский Балаковского района, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.)

Сельская школа всегда занимала особое место в системе российского образования. У неё гораздо больше задач, чем у городской школы. И это не только просветительская  или обучающая миссия, это центр культурной, спортивной, воспитательной жизни на селе. О статусе посёлка судят  - есть или нет в нём школа, и если есть, то какая она? Начальная,  основная или средняя?  А если средняя,  сколько учеников там,  и  как  складывается их жизнь  после окончания  школы?   Могут ли выпускники сельской школы конкурировать со своими городскими ровесниками?  Можно много говорить о некоторых различиях в системно-социальном качестве городской и сельской школы. Принято считать,  что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских. Я бы поспорила, и примером тому практически ежегодные «золотые» медалисты нашей школы и такие же  выпускники  соседних сельских школ. Значит, не так уж всё и плохо?  К тому же, сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; сельская школа несет на себе печать сельского социума, сельской культуры, связанной с близостью к природе, с жизнью непосредственно в природном пространстве. А природа это мощный дополнительный ресурс образования. Это благоприятные условия для трудового воспитания; из сельских школ выпускается практико-ориентированная молодежь.  И здесь, никаким образом нельзя обойти стороной роль учителя на селе. Это, как  и много лет назад, уважаемый, порядочный, творческий человек-личность,  который  «сеет разумное, доброе, вечное»  и  продолжает совершенствовать своё ремесло на протяжении всей своей жизни.

Сегодня учитель не столько объясняет материал и увлекательно доносит до учеников новую информацию (это с успехом может делать любая поисковая система интернета), сколько умеет мотивировать учеников, налаживать отношения между ними, организовывать образовательную среду, в которой становится возможным творческое исследование и усвоение учебного материала. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредствам критического, творческого ее освоения, применяя достижения науки и педагогического опыта.  Говорят, «кто не думает о будущем, тот его и не имеет». Общество сегодня проявляет активную заинтересованность в будущем образования. На государственном уровне поставлена масштабная цель - привести образование к системным изменениям, повысить его качество, подготовить к жизни конкурентоспособную личность. А. С. Макаренко писал, что «хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллек­тиве». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая работа в малокомплектной сельской школе.

Живицкая Галина Михайловна (учитель немецкого языка МАОУ СОШ п.Головановский Балаковского района, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.)

Сельская школа всегда занимала особое место в системе российского образования. У неё гораздо больше задач, чем у городской школы. И это не только просветительская  или обучающая миссия, это центр культурной, спортивной, воспитательной жизни на селе. О статусе посёлка судят  - есть или нет в нём школа, и если есть, то какая она? Начальная,  основная или средняя?  А если средняя,  сколько учеников там,  и  как  складывается их жизнь  после окончания  школы?   Могут ли выпускники сельской школы конкурировать со своими городскими ровесниками?  Можно много говорить о некоторых различиях в системно-социальном качестве городской и сельской школы. Принято считать,  что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских. Я бы поспорила, и примером тому практически ежегодные «золотые» медалисты нашей школы и такие же  выпускники  соседних сельских школ. Значит, не так уж всё и плохо?  К тому же, сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; сельская школа несет на себе печать сельского социума, сельской культуры, связанной с близостью к природе, с жизнью непосредственно в природном пространстве. А природа это мощный дополнительный ресурс образования. Это благоприятные условия для трудового воспитания; из сельских школ выпускается практико-ориентированная молодежь.  И здесь, никаким образом нельзя обойти стороной роль учителя на селе. Это, как  и много лет назад, уважаемый, порядочный, творческий человек-личность,  который  «сеет разумное, доброе, вечное»  и  продолжает совершенствовать своё ремесло на протяжении всей своей жизни.

Сегодня учитель не столько объясняет материал и увлекательно доносит до учеников новую информацию (это с успехом может делать любая поисковая система интернета), сколько умеет мотивировать учеников, налаживать отношения между ними, организовывать образовательную среду, в которой становится возможным творческое исследование и усвоение учебного материала. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредствам критического, творческого ее освоения, применяя достижения науки и педагогического опыта.  Говорят, «кто не думает о будущем, тот его и не имеет». Общество сегодня проявляет активную заинтересованность в будущем образования. На государственном уровне поставлена масштабная цель - привести образование к системным изменениям, повысить его качество, подготовить к жизни конкурентоспособную личность. А. С. Макаренко писал, что «хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе». Анализ деятельности учителей, добивающихся высоких результатов в обучении и воспитании школьников нашей школы показывает, что для них характерно органичное взаимодействие знаний, умений, приемов педагогической техники и личностных свойств в их повседневной учебно-воспитательной работе.

Важнейшим условием, обеспечивающим развитие инновационного потенциала учителя, является создание творческой атмосферы в педагогическом коллективе. У мастеров педагогического труда более ярко выражено стремление быть в курсе всех общественно-политических событий, активно вести общественную работу. Ведущими мотивами их самоотверженного труда является потребность в достижении положительных результатов, увлеченность своим предметом,  любовь к детям, в основе которой лежит уважение к личности ребенка, желание воспитать из него счастливого человека, полезного нашему обществу. Трудятся такие учителя увлеченно, целеустремленно, с высокой ответственностью и добросовестностью. Открытость души и чувств мастеров педагогического труда – важнейший фактор их высокого личного влияния на учащихся и на молодых специалистов, работающих в нашей школе. Многие из них являются наставниками молодых и щедро делятся своим опытом с коллегами. Таких «Учителей от Бога» у нас большинство. Работа методической службы школы направлена на формирование нового типа учителя - профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением, высоким уровнем профессиональной компетентности и готового учиться новому на протяжении всей жизни.

Нам хорошо знакомы проблемы малокомплектных школ России: удалённость от города, малая наполняемость классов, нехватка квалифицированных кадров, старение педагогических кадров. Из всего этого возникла необходимость, создания модели непрерывного повышения квалификации педагогов. Задача состояла в том, чтобы от периодического повышения квалификации учителя перейти к непрерывному образованию через построение модели внутри школьной системы повышения квалификации. Развивать новые образовательные потребности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС и рынка труда, поиску новых путей и форм повышения педагогической квалификации, созданию конкурентоспособного образовательного учреждения в окружающем социуме. Мы разработали диагностику для оценки эффективности уровня профессионального мастерства каждого учителя, чтобы  выявить изменения в их педагогической деятельности и влияние этих изменений на уровень успеваемости, качества знаний учащихся. Отличительной особенностью этой модели является

  - щадящий режим работы, уход от обилия методических мероприятий;

 - основная роль принадлежит самообразованию учителей;

 - каждый педагог составляет собственную программу: изучение литературы, посещение семинаров, практикумов, разработка методических материалов и т. д.;

 - администрация через диагностику выявляет запросы и потребности учителей, организует консультации, семинары, конференции, "круглые столы", мастер-классы и т. д.;

 -  в конце года — обязательный анализ деятельности каждого учителя.

Анализ анкетирования позволяет выявить, с одной стороны, опыт учителей и их умения, с другой стороны – их проблемы. Кроме того, он даёт возможность определить вопросы, требующие изучения на разных уровнях методической работы школы: педсовет, заседания школьных МО, проблемных групп, самообразование учителя, педагогическая мастерская, открытые уроки, аттестация учителя. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к саморефлексии.

Не секрет, что иметь «портфель» руководителя методического объединения мало кто проявляет инициативу, потому что эта  работа достаточно хлопотная, беспокойная. Руководитель методического объединения осуществляет оперативное управление общественным объединением специалистов, имеет достаточно широкий круг обязанностей. Именно поэтому перед администрацией стоит непростая задача: подготовка руководителя методического объединения. Руководители методических объединений нашей школы – достаточно инициативные и грамотные профессионалы. Администрация, методический совет школы уделяет пристальное внимание решению поставленной задачи: проводится учёба для руководителей МО на уровне организации,

 - работы педагогических мастерских по созданию творческого опыта и  наиболее актуальным вопросам; 

- круглые столы по анализу конкретных педагогических ситуаций и семинаров обмену передовым опытом работы, обеспечивающим качественный результат деятельности;

-   консультационных мероприятий (индивидуальные и групповые);

- методические диалоги по защите позиций, идей,  планов. 

 Непрерывное образование педагогов, нацеленное на повышение их профессиональной компетентности, личностное развитие являются важнейшими ресурсами и непременным условием успешной реализации необходимых преобразований в системе школьного образования. Поэтому:

  • Методическую работу в образовательном учреждении можно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.
  • Одно из главных назначений  работы школьного методического объединения - быть проводником новых знаний о современных образовательных технологиях, ориентированных на деятельность по модернизации образования. Поэтому цель методической службы школы  по отношению к данным профессиональным формированиям – это  развитие инновационных процессов, направленных на достижение нового качества образования. Создание условий для повышения статуса учителя и престижа педагогической профессии. 
  • Основные задачи работы методических объединений:
  • Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
  • Профессиональное становление молодых преподавателей;
  • Повышение профессиональной квалификации учителей;
  • Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;
  • Внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем;
  • Сосредоточение основных усилий методического объединения на создание прочной  базы знаний у учащихся выпускных классов, для успешного поступления в ВУЗы по избранной специальности.

Методические объединения нашей школы используют следующие 

формы научно-методической работы:

  • Заседания методических объединений.
  • На них обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания рабочих программ и тематических планов изучения предметов, методики проведения занятий, повышения эффективности и качества всех видов учебных занятий,   учебных пособий, тексты и задания контрольных работ, аттестационные и другие учебно-методические материалы.
  • методические недели с показом и анализом открытых учебных занятий,
  • -          предметные недели по повышению учебной мотивации школьников,
  • -          методические семинары  по проблемам научно-методической поддержки учителей в данной образовательной области,
  • -          организация и проведение открытых уроков,

-          экспертиза  календарно-тематических планов по каждой предметной области.

  • В школе большое внимание уделяется самообразованию учителя, создаются условия для  самореализации. Ведь именно самообразование  есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Каждым учителем в нашей школе разработан индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой, который взаимосвязан с темой школы. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лице его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа, а вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
  • Результатом работы методических объединений является показатель стабильности качества знаний учащихся,
  • участие их в различных предметных конкурсах
  • Учащиеся школы  активно участвуют в различных региональных, муниципальных и всероссийских конкурсах и соревнованиях, и результативно, что очень важно. Занимаются исследовательской и проектной деятельностью.

Одним из главных критериев результативности деятельности школы и каждого учителя является все более широкое участие в развитии общероссийской системы независимой объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников,  формой которой стал Единый государственный экзамен. Основным результатом деятельности школы является выполнение государственных образовательных стандартов. В государственной (итоговой) аттестации по обязательным предметам (русский язык и математика) в 2016 году приняло участие 10 обучающихся (1 экстерн) 9- 11-х классов. Все учащиеся успешно сдали экзамены. Показатель общей успеваемости составил 100%. 1 выпускник набрал по русскому языку 96 баллов.

Общие выводы:

Успешно сдали экзамены: все выпускники средней  и основной школы, а именно:

  • окончили на «4» и «5»  50% учащихся  выпускных классов;
  • награждены Похвальной грамотой губернатора «За особые успехи в изучении отдельных  предметов»  25% выпускников  11-х классов;
  • награждены золотой медалью - 1 выпускник 11 класса.

С целью создания наиболее целостного, системного представления о продвижении педагога в росте его профессионального мастерства, решением педсовета организована работа по заполнению карт индивидуального развития преподавателя. Карта индивидуального развития даёт возможность проанализировать самооценку перспективы развития и результаты практической деятельности, объективно оценить уровень развития творческого потенциала каждого учителя, учитывая этот результат при определении рейтинга педагога внутри методического объединения и методического объединения по школе в целом. Это результат мониторинга рейтинговой оценки деятельности методических объединений. Абсолютное большинство педагогов активно участвуют в очных и заочных конкурсах профессионального мастерства. В этом году финалистом очного конкурса «Учитель года – 2017» стала наш педагог «Почётный работник Общего образования» Сырыско Л.М.. В прошлом учебном году по программе Единой России в конкурсе на «Лучшего сельского учителя» по  русскому языку и литературе призёром с почётным третьим местом стала учитель русского языка и литературы Сачкова Л.А., а так же лучший сельский учитель физической культуры работает в нашей школе, это «Почётный работник просвещения» Затинацкая Н.В.  

Таким образом, можно сделать вывод, что работа методических объединений стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации и повышению качества образования.

Список используемой литературы:

  1. Адамский Л. И., Педагогика развития. М., 2000г.
  2.  Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров. М.: АПК и ПРО, 2004г.
  3.  Гребенкина Л. К., Анциперовна Н. С., Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.,2000г.
  4. Зверева В. И., Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.,1997г.
  5. Иванова Г. И., Давыденко Т. М., Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.,2001г.
  6. Левитас Д. С., Практика обучения: современные образовательные технологии. Мурманск.,1997г.
  7. Лизинский В. М., О методической работе в школе. М.,2001г.
  8.  Макарова Т. Н., Планирование и организация методической работы в школе. М.,2001г.
  9. Поташник М.М., Управление качеством образования. М.,2000г.