«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Баландина Татьяна Валериевна

Тема: «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности,  своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления,  вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

   «В профилактической деятельности с конкретным человеком, - как правильно отмечает Г. А. Аванесов, - важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

В 2016 году в нашей школе была разработана программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе». Программа рассчитана на 5 лет. Целью программы является: создание системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

Основные задачи программы:

- осуществлять мониторинг семей, учащихся и воспитанников ОУ;

- отработать механизм межведомственного взаимодействия с организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- внедрять современные воспитательные технологии, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- внедрить новые подходы к организации просветительской профилактической деятельности в ОУ;

- увеличить количество несовершеннолетних, охваченных разными видами деятельности во внеурочное и каникулярное время;

- обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

- оказывать социально-психологическую помощь неблагополучным семьям;

- выявлять и пресекать факты вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Программа имеет следующие направления, которые включают ряд мероприятий:

1. Мониторинг включает: создание социального паспорта класса, школы; составление бака данных семей СОП, неблагополучных семей, семей находящихся в ТЖС, многодетных семей; мониторинг профилактической антинаркотической деятельности; мониторинг выявления рисков суицидального поведения среди учащихся; мониторинг организации летнего отдыха и занятости несовершеннолетних; проведение диагностических методик изучения личности ученика.

2. Организационное сопровождение. Эта работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Это направление включает: разработку механизма межведомственного взаимодействия организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание и ведение базы данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; выявление и учет учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия; составление и реализация индивидуальных программ реабилитации семьи; административные совещания.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- управление социальной защиты населения;

- отдел опеки и попечительства;

- подразделение по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Таврическом у району;

- управление молодежной политики и спорта;

- управление культуры;

- управление здравоохранения.

3. Профилактическая работа с учащимися: разработка содержания уроков общественно-научных учебных предметов, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; разработка курсов внеурочной деятельности духовно-нравственного и социального направлений развития личности; обновление содержания программ воспитания и социализации учащихся; разработка цикла классных часов по правовой тематике, по предупреждению суицидального поведения (показ видеофрагмента); разработка цикла тренингов по профилактике асоциального поведения, суицидального поведения; индивидуальная работа с учащимися.

4. Профилактическая работа с родителями: выбор совета родителей класса, школы; привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий; составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей; организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей; проведение родительских собраний, лекций, конференций, практикумов, семинаров, тренингов и т.д..; индивидуальная работа с родителями. На общешкольных  и классных родительских  собраниях проводится работа по предупреждению социально-негативных явлений среди учащихся, организовывается просмотр видеороликов и распространение  памяток для учащихся и родителей. Во время недели профилактики,  согласно рекомендаций,  были проведены лекции, просмотрены соответствующие видеоролики о результатах и последствиях асоциального поведения. Классными руководителями ведется диагностика по выявлению детей «Группы риска».

5. Организация занятости: организация доступных кружков и секций; содействие занятости несовершеннолетних программами дополнительного образования; вовлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в детские школьные объединения; вовлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в школьные и муниципальные мероприятия; проведение с несовершеннолетними комплекса тренинговых психолого-педагогических занятий по результатам мониторингов; организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в летний период. Все учащиеся, находящиеся в трудном социальном положении заняты в кружках и секциях при школе. При формировании кружков по интересам и спортивных секций одной из основных задач было вовлечение в них учащихся « группы риска». Также эти учащиеся постоянно привлекаются к культурно - досуговой деятельности классных коллективов и школы в целом.

Большую роль в программе отводится совету профилактики правонарушений. Он оказывает своевременную и квалифицированную помощь детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и другие ситуации.

Работа по профилактике алкоголизма и наркомании несовершеннолетних из семей, ведущих асоциальный образ жизни, проводится в тесном взаимодействии между школой, специалистом БУ «КЦСОН», отделом молодежи, администрацией Пристанского сельского поселения, сельской библиотекой, спортивным комплексом «Иртыш».

С целью индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, за семьями закреплены общественные наставники и наставники-педагоги. Так 7 семей имеют наставников-педагогов. 

Показателями результативности работы по профилактике правонарушений можно считать:

1. Отсутствие учащихся систематически пропускающих уроки без уважительных причин;                                                                                                        

 2.уменьшение количества конфликтных ситуаций в классных коллективах;

3. увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы, социальному педагогу, педагогу психологу;

4. снижение  числа учащихся состоящих на профилактическом учете.

В школе действует система работы по профилактике правонарушений, это доказывается тем, что в 2014 году на учете в ПДН состояло 2 человека, на 2016 года-1 человек; на ВШК в 2014 году стояло 5 человек, в 2016 году-3 человека.

Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися -  процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят,  дорогу осилит идущий. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого - педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

 

 

 

 

  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Баландина Татьяна Валериевна

учитель географии

ОУ «Пристанская школа»

Тезисы

Тема: «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности,  своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления,  вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

   «В профилактической деятельности с конкретным человеком, - как правильно отмечает Г. А. Аванесов, - важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

В 2016 году в нашей школе была разработана программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе». Программа рассчитана на 5 лет. Целью программы является: создание системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

Основные задачи программы:

- осуществлять мониторинг семей, учащихся и воспитанников ОУ;

- отработать механизм межведомственного взаимодействия с организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- внедрять современные воспитательные технологии, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- внедрить новые подходы к организации просветительской профилактической деятельности в ОУ;

- увеличить количество несовершеннолетних, охваченных разными видами деятельности во внеурочное и каникулярное время;

- обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

- оказывать социально-психологическую помощь неблагополучным семьям;

- выявлять и пресекать факты вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Программа имеет следующие направления, которые включают ряд мероприятий:

1. Мониторинг включает: создание социального паспорта класса, школы; составление бака данных семей СОП, неблагополучных семей, семей находящихся в ТЖС, многодетных семей; мониторинг профилактической антинаркотической деятельности; мониторинг выявления рисков суицидального поведения среди учащихся; мониторинг организации летнего отдыха и занятости несовершеннолетних; проведение диагностических методик изучения личности ученика.

2. Организационное сопровождение. Эта работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Это направление включает: разработку механизма межведомственного взаимодействия организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание и ведение базы данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; выявление и учет учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия; составление и реализация индивидуальных программ реабилитации семьи; административные совещания.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- управление социальной защиты населения;

- отдел опеки и попечительства;

- подразделение по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Таврическом у району;

- управление молодежной политики и спорта;

- управление культуры;

- управление здравоохранения.

3. Профилактическая работа с учащимися: разработка содержания уроков общественно-научных учебных предметов, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; разработка курсов внеурочной деятельности духовно-нравственного и социального направлений развития личности; обновление содержания программ воспитания и социализации учащихся; разработка цикла классных часов по правовой тематике, по предупреждению суицидального поведения (показ видеофрагмента); разработка цикла тренингов по профилактике асоциального поведения, суицидального поведения; индивидуальная работа с учащимися.

4. Профилактическая работа с родителями: выбор совета родителей класса, школы; привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий; составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей; организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей; проведение родительских собраний, лекций, конференций, практикумов, семинаров, тренингов и т.д..; индивидуальная работа с родителями. На общешкольных  и классных родительских  собраниях проводится работа по предупреждению социально-негативных явлений среди учащихся, организовывается просмотр видеороликов и распространение  памяток для учащихся и родителей. Во время недели профилактики,  согласно рекомендаций,  были проведены лекции, просмотрены соответствующие видеоролики о результатах и последствиях асоциального поведения. Классными руководителями ведется диагностика по выявлению детей «Группы риска».

5. Организация занятости: организация доступных кружков и секций; содействие занятости несовершеннолетних программами дополнительного образования; вовлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в детские школьные объединения; вовлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в школьные и муниципальные мероприятия; проведение с несовершеннолетними комплекса тренинговых психолого-педагогических занятий по результатам мониторингов; организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в летний период. Все учащиеся, находящиеся в трудном социальном положении заняты в кружках и секциях при школе. При формировании кружков по интересам и спортивных секций одной из основных задач было вовлечение в них учащихся « группы риска». Также эти учащиеся постоянно привлекаются к культурно - досуговой деятельности классных коллективов и школы в целом.

Большую роль в программе отводится совету профилактики правонарушений. Он оказывает своевременную и квалифицированную помощь детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и другие ситуации.

Работа по профилактике алкоголизма и наркомании несовершеннолетних из семей, ведущих асоциальный образ жизни, проводится в тесном взаимодействии между школой, специалистом БУ «КЦСОН», отделом молодежи, администрацией Пристанского сельского поселения, сельской библиотекой, спортивным комплексом «Иртыш».

С целью индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, за семьями закреплены общественные наставники и наставники-педагоги. Так 7 семей имеют наставников-педагогов.  

Показателями результативности работы по профилактике правонарушений можно считать:

1. Отсутствие учащихся систематически пропускающих уроки без уважительных причин;                                                                                                        

 2.уменьшение количества конфликтных ситуаций в классных коллективах;

3. увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы, социальному педагогу, педагогу психологу;

4. снижение  числа учащихся состоящих на профилактическом учете.

В школе действует система работы по профилактике правонарушений, это доказывается тем, что в 2014 году на учете в ПДН состояло 2 человека, на 2016 года-1 человек; на ВШК в 2014 году стояло 5 человек, в 2016 году-3 человека.

Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися -  процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят,  дорогу осилит идущий. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого - педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.