ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Хазиева Лейсан Маратовна

 

Формирование   исследовательских   компетенций  учителя  С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCES OF THE TEACHER BY MEANS OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES

 

Хазиева Лейсан Маратовна

KHAZIEVA  LEYSAN MARATOVNA

 

Россия, МБОУ «Многопрофильный лицей им. А. М.Булатова

п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Russia, MBOU "Versatile lyceum of A.M. Bulatov, Kukmor" Kukmorsky municipal district  Republic of Tatarstan

 

 

Аннотация  

В статье рассматриваются  формирование исследовательских  компетенций учителя  с помощью новых информационных технологий,  которые  направлены на развитие теории и практики образования и предполагает выполнение исследовательских действий по выявлению и решению педагогических проблем, а также получение новых знаний о средствах достижения желаемых результатов обучения.

                              

Ключевые слова: исследовательская  компетенция  учителя, икт – грамотность, информационные технологии.

 

Abstract

In article are considered formation of research competences of the teacher by means of new informational technologies which are aimed at the development of the theory and practice of education and assumes realization of research actions for identification and the solution of pedagogical problems and also obtaining new knowledge of means of achievement of desirable results of tutoring.

 

Keywords: Research competence of the teacher, ICT – literacy, informational technologies.

 

    Преобразования, происходящие в различных сферах жизнедеятельности нашей страны, определяют новые требования к целям, ценностям, функциям образования в направлении обеспечения развития и самореализации личности учащихся. Выпускник современной школы должен владеть комплексом информационно-исследовательских умений, обладать критическим и творческим мышлением. Аналогичные требования выдвигает Совет Европы, выделяя пять групп ключевых компетенций: социальные, межкультурные, письменного и устного общения, информационно-исследовательские, непрерывного образования.                                                                                                                       

       Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования (2013-2020 годы)», Профессиональный стандарт «Педагог» и другие нормативные документы определяют новые задачи по повышению качества образовательного процесса, соответствующего непрерывно возрастающим требованиям общества и личности к системе образования. Идея развития образования, заложенная в этих и других нормативных документах, реализуется учителями в рамках осуществления инновационной деятельности, которая целенаправленно влияет на изменения содержания, способов и методов образовательного процесса и тесно связана с его исследовательской деятельностью. Поэтому исследовательский компонент педагогической деятельности учителя, влияющий на развитие профессиональной компетентности учителя и новой практики образования, актуализирует необходимость более высокого уровня развития исследовательских компетенций.                                                                                

       Под исследовательскими компетенциями учителя мы понимаем динамичные профессионально-личностные характеристики, имеющие сложную структуру, компоненты которой реализуют функции педагогической исследовательской деятельности; обладают свойствами интегративности и целостности; ориентируют на самореализацию и саморазвитие учителя в педагогической деятельности; нацеливают на поиск знаний для решения образовательных проблем конкретной общеобразовательной организации в соответствии с целями современного образования [3, С.26-31].

     Множество авторов посвятили свои исследования изучению  личности педагога-исследователя, из них В.И. Андреев,Т.В. Виноградова, И.Н. Гвоздкова, С.Д. Смирнов и др. Авторы выделяют  такие характеристики педагога-исследователя, как особенности характера, знания, умения и способности.

       В.И. Андреев приводит следующие характеристики педагога исследователя: владеет диагностическими умениями; обладает методологической культурой; вдумчивый; наблюдательный; обладает  творческой рефлексией; умеет активизировать свои внутренние  процессы самосознания и самопознания; творческий; умеет импровизировать; организованный; владеет методологической культурой и способами

научно-исследовательской деятельности; умеет работать с научной литературой; непрерывно повышает уровень своего педагогического мастерства [1].

        С.Д. Смирнов выделяет три основных уровня таких знаний: мировоззренческий, общекультурный и уровень специальных знаний[4, с.274].

        Развитие исследовательских компетенций учителя становится условием продуктивного обновления практики образования, обеспечивая предметные, метапредметные и личностные результаты обучающихся; способствует проведению исследований по повышению эффективности образовательного процесса; создает возможности построения учителем личностно-профессиональной карьеры.                                                                                    

       Современный период образования характеризуется сокращением временного разрыва между научно-теоретической разработанностью различных образовательных моделей, технологий, методик и их практическим освоением в условиях общеобразовательной организации. Задачей учителя становится не бесконечное усовершенствование традиционного содержания, методов и форм обучения, а выработка стратегии решения профессиональных задач в условиях изменений и неопределенности. В связи с этим учитель должен постоянно совершенствовать образовательный процесс, осуществлять интенсивный поиск оптимальных путей обучения и воспитания, уметь различать педагогические ситуации, их идентифицировать, определять направления развития педагогических процессов, что требует наличия у него исследовательских компетенций. Это особенно актуально при выполнении инновационных образовательных проектов, которые реализуются практически всеми общеобразовательными организациями с целью модернизации его образовательной системы, повышения качества образования.                                

       Однако исследовательская деятельность учителей в большинстве случаев носит бессистемный и случайный характер с преобладанием спонтанных исследований, применяемых отдельными учителями, с опорой на сочетание практического опыта с догадкой и интуицией, а возникающие педагогические проблемы решаются без учета аналитических, проектировочных функций управления, наблюдается недостаточность организационно-педагогического, научно-методического обеспечения развития исследовательских компетенций учителя в общеобразовательной организации.                                                     

       Проблема развития исследовательских компетенций учителя в условиях общеобразовательной организации может быть отнесена к менее разработанной в области современной педагогической науки. Необходимость ее научного осмысления и практической реализации определяется рядом противоречий, проявляющихся между: потребностью общеобразовательных организаций в учителе, обладающем высоким уровнем исследовательских компетенций, и недостаточным уровнем их развития у современного учителя; необходимостью развития исследовательских компетенций учителя и недостаточной разработанностью теоретического и технологического обеспечения процесса развития таких компетенций у учителя в условиях общеобразовательной организации [2 С.105].                                      

       Исследовательская деятельность учителя – такой вид деятельности, который направлен на развитие теории и практики образования и предполагает выполнение исследовательских действий по выявлению и решению педагогических проблем, а также получение новых знаний о средствах достижения желаемых результатов обучения. Исследовательская деятельность учителя реализуется посредством совокупности функций (диагностической, информационной, аналитической, рефлексивной, проектировочной, личностной и др.), которые способствуют его профессионально-педагогической деятельности и определяют структуру исследовательских компетенций учителя.                                                                                         

       Будущее образования неразрывно связано с использованием компьютерных технологий. Информационные и коммуникационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед новыми поколениями молодежи не существовавшие до сих пор возможности свободного распространения знаний и информации во всем мире. Одной из основных тенденций, определяющих требования к уровню современного учителя является  ИКТ-компетентность,  побуждает его  к готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности (таб.1)

 

        Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, освоения учащимися знаний и способности производить новые знания.

       Научный и технический прогресс, глобальное распространение технологий, создаваемых в наиболее развитых странах мира, служат одним из главных доводов в пользу ведущей роли образования в XXI веке. В настоящее время правительство большинства стран прилагает усилия к модернизации системы образования на основе информационных и коммуникационных технологий. Это требует разработки научно-обоснованной методики использования электронных образовательных ресурсов. Использование таких технологий и современные запросы информационного общества порождают необходимость в более высоком уровне грамотности, который требует создания принципиально новой технологии приобретения знаний, новых педагогических подходов к преподаванию и усвоению знаний, модернизации методик преподавания.        

       Следовательно, целью образования в современном обществе является формирование интеллектуальной высокообразованной, культурно-воспитанной, творческой личности, которая в силах решать не только профессиональные задачи, но и реализовывать личностные способности и интересы.

Список литературы

 

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития/ В.И.Андреев.- Казань: Центр инновационных технологий, 2003.- 608с.
  2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно- прогностический курс: учеб.пособие / В.И.Андреев.- Казань: Центр инновационных технологий, 2008.- 500с.
  3. Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Биология в школе. – 1999. - №6. С. 26-31.
  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от  деятельности к личности / С.Д.Смирнов. - М.: Академия, 2003. - 304с.