Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии

Киселева Мария Александровна

 Познавательный интерес, в педагогике, рассматривают часто как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят авизировать их мышление. Как средство обучения, познавательный интерес становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников открывающему перспективы обучения. 

Познавательный интерес – есть мотив учебной деятельности, который имеет ряд преимуществ, перед другими мотивами: 1. Ранее других мотивов осознается школьниками. Основные критерии оценки урока у школьника «интересно» и «неинтересно». Мотив познавательного интереса, по данным исследований педагогов и психологов, является преобладающим. 2. Познавательный интерес, по сравнению с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается. 3. Познавательный мотив более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать, следовательно, легче управлять его формированием. 4. Познавательный мотив как мотив личности имеет меньшую ситуационную прикованность, в чем интерес как средство обучения. 5. Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. 31 Учитывая преимущества, которые характерны для познавательного интереса, учитель должен строить урок и подбирать материал, так, чтобы способствовать формированию познавательных мотивов, которые впоследствии перейдут к познавательному интересу. Процесс деятельности под влиянием познавательного интереса носит у школьников (например, у учащихся 6-го класса) ярковыраженный эмоциональный характер. Для учащихся 6 класса характерен ряд особенностей, которые необходимо учитывать педагогу, при обучении: подростковый возраст, особенно возраст 12-14 лет характеризуется высокой социальной активностью учащегося, которая направлена на усвоение новых способов поведения, а так же установление взаимоотношений с окружающими. В этом возрасте резко возрастает самостоятельность подростка. Главной особенностью интеллектуального развития подростка на данном этапе является переход к логическому мышлению, но при этом, наглядно-образное, сохраняется. Учащийся учится рассуждать путем построения гипотез и их проверки. Логическая память развивается. Все познавательные процессы достигают высокого уровня развития. Наибольшее значение, для формирования интересов, имеют познавательные процессы, которые у подростков определяются возрастными новообразованиями – стремлением к самостоятельной деятельности. Интересующая деятельность полностью концентрирует внимание учащегося: торопится завершить задание и получить прогнозируемый результат.

 
Деятельность, которая совершается с решением познавательных, проблемных задач, носит продуктивный характер, совершается с увлечением. Успех решения учебно-воспитательных задач, уровень познавательной активности учащихся в большой степени зависят от используемых на уроке методов, методических приемов и средств обучения. Поэтому выбор методов, приемов и средств обучения следует рассматривать как важное требование к уроку. Так же, при выборе методов и средств, необходимо учитывать и такую особенность учащихся данной возрастной группы, как ведущая деятельность. У учащихся 6 класса, ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. При выборе методов и средств обучения следует учитывать различные факторы: содержание учебного материала, возрастные особенности учащихся, поставленные перед уроком задачи, оснащенность кабинета биологии учебным оборудованием, наличие раздаточного материала и др. 32 Для того чтобы заинтересовать учащегося с первых минут урока, можно использовать нестандартные приемы. А.Н.Мягкова придерживалась следующей точки зрения: «гораздо важнее заинтересовать школьников сообщением новейших открытий в биологической науке, раскрытием значения биологических знаний для практической деятельности человека, для научного мировоззрения. Познавательная деятельность учащихся направляется на осознание значения развития биологической науки для сельского хозяйства, биотехнологии, здравоохранения и медицины, охраны природы. В зависимости от используемых методов, технических средств деятельность учащихся
 
организуется с помощью вопросов (беседа), заданий (работа с учебником) для определения основных проблем, раскрываемых в предмете, разделе. Можно начать урок не только с рассказа о необычных и интересных фактах, но и привести примеры из жизни и работы ученых-биологов, краткого экскурса в историю развития биологии: например рассказать об истории открытия процесса фотосинтеза или дыхания растений. В учебнике по биологии А.Г.Еленевского после некоторых параграфов имеются сноски, посвященные жизни и работе ученых биологов, например к теме «Распространение жизни на Земле», дается краткая информация о трудах В.И.Вернадского. 33 Для формирования познавательного интереса учащихся на уроке биологии может быть использован следующий прием: учащиеся, используя биологические термины, описывают состояние природы за окном. Или можно вспомнить известные стихотворения, связанные с погодой и погодными условиями. Наиболее актуально такое начало урока для учащихся 5-6 классов. Такие приемы активизируют не только познавательные интересы, но и помогают сформировать основы творческих способностей, которые являются основой формирования интереса. Таким образом, с самого начала урока учитель заинтересует учащихся, и сконцентрирует внимание на предмете. Не менее интересным будет начать урок с биологической загадки или ребуса, можно связать с загадкой тему урока, или ключевое понятие, учащиеся будут выдвигать гипотезы, предположения, развивать дискуссию, при этом, на протяжении всего урока будет поддерживаться интерес и любопытство класса. Такой прием одновременно будет являться и проблемной ситуацией для учащихся, которые необходимо использовать в процессе обучения, согласно требованиям федерального образовательного стандарта.
 
Этот прием ляжет в основу формирования творческого мышления. Поскольку урок является основной формой реализации взаимоотношений учителя и учащегося, можно организовать весь урок в нетрадиционной форме.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Дидактическая игра в курсе биологии направлена на:
1. Содействие развитию познавательных сил учащихся.
2. Стимулирование творческих процессов деятельности.
3. Снятие утомления и напряженности.
4. Создание благоприятной атмосферы учебной деятельности.
5. Оживление учебной деятельности. 34
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать процессы и явления в живых организмах, тренироваться в описании процессов жизнедеятельности, решать различные задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В процессе игры учащиеся взаимодействуют, общаются, развиваются, учатся принимать решения, адаптируются к изменяющимся условиям. Игра может моделировать процессы, происходящие в живых системах, благодаря чему, учащиеся могу применять полученные знания на практике. Для учащихся 7,8,9 классов наиболее актуально проводить уроки в форме занимательных игр «Что? Где? Когда?», «Сто к одному». Так же, интересной
 
будет форма проведения урока в виде организации мастерской, которая подойдет как для 5,6, так и для старших классов. Эта форма проведения урока поможет сформировать познавательный интерес, выстроить отношения в коллективе. Интересная разработка игры представлена в пособии В.Г.Смеловой: «Игры на обобщающих уроках ботаники». Все игра разбита на разделы (туры), каждый из которых характеризуется определенным видом деятельности. Например, второй тур игры - «Лабораторный» называется: «Нарисуй – узнаю». Такая форма игры приучает детей описывать биологические закономерности и процессы в виде рисунков и пояснений к ним. Каждый ученик при этом сравнивает свои знания со знаниями одноклассников, стремится найти точки соприкосновения, выходя на более высокий уровень. 35 Игру можно использовать как комплекс для подведения итогов главы или нескольких параграфов. Такую форму игры актуально использовать для проведения лабораторных уроков, либо обобщающего характера, либо закрепляющего. Элемент соревнования, занимательности будет способствовать развитию познавательных интересов. Так как в этом возрасте учитываются особенности психического развития, в игру включается элемент самостоятельности, который заключается в следующем: учитель, заранее указывается критерии оценивания работы, и учащиеся, самостоятельно, ставят себе отметку за проведенную работу. Те учащиеся, которые активно проявили себя, или помогали одноклассникам, прибавляют балл. Уроки в виде конференций, диспутов, семинаров, подойдут для старших классов, так как, это наиболее подходящая, для данной возрастной группы, форма взаимодействия между учащимися и учителем.
 
Распределив обязанности и роли перед проведением конференции, каждый учащийся будет задействован и заинтересован в подготовке и проведении такой формы урока. Темы старшим школьникам можно предложить выбрать самостоятельно, или предложить список тем. Одной из наиболее интересных форм проведения урока, которая поможет сформировать познавательный интерес является создание на уроке проблемной ситуации. При попытке решить проблему каждый учащийся проявляет оригинальность мышления, творческий и нестандартный подход. При создании проблемных ситуаций важно направлять учащихся на теоретическое объяснение противоречий между известными фактами, явлениями. Решение проблемных ситуаций можно использовать как в качестве беседы, так и в форме игры. Например: перед классом ставится проблема (учащихся предварительно делят на команды), дается время на обсуждение. Выдвигаются гипотезы, по одной о каждой команды, и после этого – обсуждаются. Учащиеся формулируют решение проблемы, на основе выдвинутых гипотез – учитель подводит итог и обобщает. В.Г.Смелова в своих разработках предлагает следующую проблемную ситуацию: «Где у растений грань между жизнью и смертью?». По итогу дискуссии, предлагается выставить командную оценку: если группа из пяти человек справилась с заданием 25 баллов – по 5 баллов каждому частнику. Если справилась, но с затруднениями – 20 баллов на команду из 5 человек – по 4 балла каждому. Интересным методом формирования познавательных интересов у учащихся 5,6 классов может быть использование противоречия – при изучении передвижения минеральных веществ в растении учащиеся сталкиваются с таким противоречием: сила тяжести направлена к поверхности земли, а
 
многие растения вынуждены поднимать воду от корней на большую высоту, или какие органы растения используют для дыхания, если у них нет легких, в какой день можно найти цветущий папоротник. Использование ситуаций – противоречий можно использовать в ходе урока не только с 5,6 классами, но и с более старшими, в зависимости от темы урока. С большим количеством противоречий учащиеся сталкиваются в курсе биологии человека в 9-м классе. Например: с чем связано то, что, несмотря на внешнее сходство и образ жизни акула, дельфин и ихтиозавр являются представителями разных классов животных? На таких противоречиях строится понятие о конвергентной эволюции у учащихся. Наибольший интерес представляют собой творческие задания. В ходе изучения различных тем учащимся предлагается проявить свои творческие способности: написать стихотворение, сказку и т.д. Несмотря на сложность таких заданий, практически в каждом классе выявляются дети, с удовольствием выполняющие их. Все это позволяет приобщить детей к пониманию красоты и уникальности природы, необходимости бережного отношения к ней, формирует потребность пополнять знания. 36 Творческие задания, предлагаемые учащимся на уроках биологии, очень разнообразны и могут быть использованы как на разных этапах урока, так и в качестве домашнего задания. Подобные задания заинтересовывают учащихся, поскольку имеют множество вероятных способов выполнения заданий, возможность выполнить задание не по образцу, выбрать собственный путь достижения цели.
 
Творческие задания, несмотря на кажущуюся простоту, требуют применения полученных ранее знаний и умений, развивают интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и творческие способности учащихся. Например, изучая тему “Цветок”, учащиеся выясняют, что процессы жизнедеятельности растения зависят от строения цветка. Что цветок – образование, которое состоит из множества структур. После этого учащиеся получают задание изготовить макет строения цветка. 37Для разнообразия можно использовать цветки растений принадлежащих к разным семействам. При изучении разных курсов биологии учащиеся проявляют свои способности, изготавливая разнообразные наглядные пособия по предмету. В 6-7 классе школьники с удовольствием изготавливают различные модели, например, строение гриба, строение цветка, листорасположения и другие. Чем старше становятся дети, тем сложнее и серьезнее становятся их работы и появляются таблицы и экспериментальные модели, позволяющие лучше понять и представить различные биологические процессы. Используемые на уроках биологии данные пособия, изготовленные руками ребят, активизируют познавательный процесс, повышают интерес к изучаемому материалу, а также действуют на школьников как приглашение к созданию собственных изобретений. Еще один вид творческих заданий, который с удовольствием выполняют ученики – составление тематических кроссвордов. Этот вид работы можно использовать и при изучении нового материала и для проверки знаний учащихся.
Помимо нестандартных подходов к построению урока, используются традиционные способы активизации внимания, формированию интереса учащихся.
 
Для урока биологии важной формой работы является проведение лабораторно-практических занятий. Подобные уроки дают учащимся возможность знакомства с биологическими объектами и явлениями, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для школьников.
При проведении работы, необходимо дать учащимся возможность изучить объекты или явления самостоятельно, сформулировать интересующие вопросы, сформулировать гипотезы.
А.Н.Мягкова большое внимание уделяла значимости работы учащихся с натуральными объектами.
Непосредственное знакомство учащихся с видами растений и животных, со строением и функциями организмов, их органов, с опытами, раскрывающими процессы жизнедеятельности у живых организмов, способствует получению истинных знаний о жизни живой природы. Использование натуральных объектов помогает обратить внимание учащихся на сам объект изучения, выявить главное в строении, свойствах, познать суть явления, раскрыть
существенные признаки понятия.
На организацию самостоятельной работы с натуральными объектами ориентирует программа, в которой предусмотрены демонстрации и лабораторные работы с использованием живых и гербарных экземпляров растений, их плодов, семян, чучел, скелетов животных, раковин моллюсков, микропрепаратов клеток растений, животных и человека, бактерий и грибов.38
Работа с натуральными объектами имеет большие преимущества по сравнению с изобразительной наглядностью, так как в этом случае в познании участвуют многие органы чувств, происходит всестороннее восприятие учащимися изучаемого объекта.
 
В работе с натуральными объектами большое значение имеет четкое формулирование цели наблюдения или опыта, определение последовательности действий учащихся, подведение итогов.
Система вопросов должна ориентировать школьников на выявление цели наблюдения или опыта, на рассматривание тех признаков объекта, которые позволят установить его особенности, проявление той или иной закономерности.
Формировать познавательные интересы можно используя прием создания биологического журнала. Темы журналов могут быть различными, в зависимости от изучаемой темы и возраста учащихся: для 5-6 классов «Лес – дом животных», «Прогулка по лесам малой Родины», «Природная лаборатория», «Поможем природе вместе», для 7-8 классов темы, связанные с животными и человеком: «Алкоголь: добро или зло?», «Будь здоров», «Здоровье», «Краснокнижные животные наших лесов». Для 9-11 классов можно использовать темы более глобального характера: «Забота о биосфере», «Человек и природа», «Забота об озоновом слое – наша общая проблема». Основная цель создания журналов – формирование познавательных интересов учащихся, активизация творческих способностей, приобщение всех учащихся к проблемам окружающей среды и биологии.
Устные журналы: наиболее актуальные темы – пропаганда здорового образа жизни, предотвращение заболеваний, поддержка окружающей среды, основы первой медицинской помощи.
Учащиеся готовят материалы по заранее выбранной теме и рассказывают о своих исследованиях.
Уроки-проекты - основная цель, дать учащимся возможность представить свое видение проблемы. Уроки этого типа формируют у учащегося навыки самостоятельной работы, умение формулировать мысли.
 
Урок-проект, хорошая возможность сформировать познавательный интерес учащихся. В курсе биологии 6 класса для проекта наиболее интересны темы: «Фотосинтез», «Дыхание растений», «Отдел цветковые растения», «Влияние внешних условия на растение», «Прорастание семян».