Инновационный проект Седип Э.Э.

Седип Эмма Эрес-ооловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание инновационного педагогического опыта

учителя математики и физики

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Чеди-Хольского кожууна

Седип Эммы Эрес-ооловны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

Тема инновационного педагогического опыта:

«Использование технологии самооценки и самокоррекции учащихся - как средство активизации их познавательной деятельности, в условиях введения ФГОС»

Аннотация: В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса. Проблема оценивания знаний и стремление учащихся к знаниям особенно актуальна сегодня, когда радикальные перемены охватили всё общество.

Система оценивания в соответствии с требованиями ФГОС: Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки критического мышления  и привычку к самооценке. Самооценка и контроль относятся к регулятивным УУД, регулятивные УУД - это основа основ успешной деятельности ученика.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и физики использую технологию самооценки и самокоррекции знаний, которую можно использовать на различных этапах урока, а также при проведении различных типов уроков.

Самооценка выступает внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Чтобы улучшить качество образования по данному предмету,  предлагаю учащимся после изучения темы или после каждого занятия сообщать учителю результат самоконтроля (самооценку) по освоению каждого определённого элемента структуры знания или умения. Причём, учителю сообщают   такую оценку своих знаний или умений, на которую  ученик сам  претендует, и, если ему будет это предложено, должен её защитить. Эта самооценка независимо от того, защитил ученик её или нет, на каждом занятии выставляется в журнал. В журнал может выставляться и скорректированная оценка учителем. На каждом занятии у ученика в журнале должна стоять оценка его деятельности. Такой психологический прием позволяет стимулировать учащихся к достижению высокого качества знаний. Необходимо, чтобы учащиеся сами контролировали качество своей работы – полное формирование своих знаний и умений, предусмотренных программой. Для этого учащимся предлагается самим выставлять себе итоговые оценки за четверть, полугодие, как среднее арифметическое за период. Это будет итоговая оценка, на которую они претендуют. Таким образом, практически используя  самоконтроль учащихся, сравнительно легко автоматически повышается и качество, и эффективность учебного процесса.

Актуальность: В связи с введением новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области - новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно-измерительными материалами. Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период.  Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса. Даже профессиональные компетенции педагога рассматривают с точки зрения деятельностного подхода. Необходимость внедрения новых технологий во все сферы человеческой деятельности становится все более осознаваемой.

Проблема оценивания знаний и стремление учащихся к знаниям особенно актуальна сегодня, когда радикальные перемены охватили всё общество.

Система оценивания в соответствии ФГОС:

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

•         Оценивание является постоянным процессом

•         Оцениваться с помощью оценки  могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат

•         Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке [2].   

Самооценка и контроль относят к регулятивным универсальным учебным действиям (УУД). А регулятивные УУД это основа основ успешной деятельности ученика.

В Законе Российской Федерации об образовании обозначена необходимость непрерывного образования, обучающегося и педагога. В статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» указывается, что педагогические работники обязаны: «4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; …» [1]. Очевидно, что указанные функции педагог не может реализовать без осуществления сотрудничества с обучающимися, систематического изучения их представлений о себе, отношений со сверстниками. При определении сотрудничества выделим идею о совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности [2].Как видно,  тут тоже подчёркивается роль самооценки ученика.

Традиционные методы оценивания не позволяют развивать самооценку школьников. Традиционные методы  оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.

 

Цели инновационного проекта: внедрить в работу учителя технологию самооценивания и самокоррекци для развития контрольно-оценочной самостоятельности и активизации познавательной деятельности на уроках математики и физики.

Задачи инновационного проекта:

  • Главное не знания, а умение им пользоваться
  • Психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы)
  • Обучение деятельности при оценивании учебного процесса
  • Сделать ученика полноправным участником контроля (прозрачность правил)
  • Создать личностно ориентированную технологию оценивания, сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания
  • повысить качество знаний учащихся;
  • научить учащихся самооценке и самокоррекции знаний;
  • формировать критическое мышление учеников;
  • повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
  • повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
  • воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи, критического отношения к себе, повышение самооценки каждого обучающего;
  • развивать межпредметные связи.

Новизна проекта

Происходят стремительные изменения, которые требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Поэтому я считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и оценивания добытых знаний, умений и навыков. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, и самостоятельно оценивать свои знания и умения нельзя решить задачи по формированию нового человека.

Идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной деятельности через применение на уроках математики и физики современных образовательных технологий.

Новизна опыта состоит в совершенствовании самооценивания и самокоррекции обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся, в создании системы применения методов и приёмов, нацеленных на саморазвитие познавательной и творческой деятельности учащихся.

Объединение педагога и обучающихся общими целями является важным фактором создания условий для становления развивающейся и саморазвивающейся личности. Кроме того, максимальное вовлечение обучающихся в различные виды деятельности учебного процесса способствует более эффективному развитию, как ребенка, так и самого педагога. «Через создание ситуации успеха в реальной деятельности в учебном процессе можно успешно достигать воспитывающих, развивающих целей с большой эффективностью» [3, С. 25].

Описание инновационного опыта

Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и физики я использую элементы технологии проблемного обучения, игровых технологий, ИКТ - технологии, технологии разноуровневой дифференциации, здоровьесберегательные технологии и технологию самооценивания и самокоррекции знаний. Более подробно остановлюсь на технологии самооценки и самокоррекции.   

           Мир меняется у нас на глазах и предъявляет к ученику все больше требований, по новым стандартам ФГОС должен быть деятельностный подход во всем. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия (УУД). Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса. В этих условиях для педагога актуальны цели обучения, которые среди прочих А.К. Колеченко рассматривает как «основу психического здоровья школьников» [3]. Педагог должен сформировать у обучающихся кроме всего прочего, например, вовлеченность в совместную деятельность, терпимость к мнению другого человека, гибкости мышления. Желание к саморазвитию. Стремление к познанию нового, себя как личности и своего места в обществе, интереса к жизни;

А какое может быть саморазвитие без самооценивания и самовоспитания, самообразование без самокоррекции.

   Проблема оценивания знаний и стремление учащихся к знаниям особенно актуальна сегодня, когда радикальные перемены охватили всё общество. Вот несколько проблем, которые возникают при использовании существующей системы оценок: малая точность измерений, сегодня средняя школа использует четрыехбальную шкалу измерений (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично). Часто учителю нужно оценивать ребенка гораздо точнее («лучше чем удовлетворительно, но все еще далеко не хорошо). Появляются расширения шкалы («3+»..), но они не являются официальными оценками – скорее это договорённость между учителем и учеником. В существующей система оценивания прижилась модель, когда оценка является функцией от количества ошибок. То есть ученику для обоснования оценки все время предъявляется то, что он сделал неправильно. Естественно, это не способствует ни повышению мотивации, ни росту самооценки. Более того вырастая, ученик привыкает искать в себе ошибки, а не гордится успехами, что понижает его эффективность и коммуникабельность в современном профессиональном мире.

Все эти и многие другие проблемы, связанные с традиционной системой оценки, не позволяет ей быть эффективным инструментом развития школьника в современном мире. Система оценивания требует серьёзных изменений. 

 В свете усиления субъектной позиции учащихся в собственном образовании, помимо стандартных оценок, всё большее распространение получают альтернативные формы оценивания деятельности ученика, такие, как портфолио, рейтинг, а также самооценка. Вопросу изучения самооценки посвящено немало исследований в зарубежной психологии и педагогике (Начиная У. Джеймс в 1892г, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Липкина и др.), но её недостаточно в отечественной, а ведь учителю необходимо знать в полной мере все аспекты данного вопроса. Самоконтроль и самооценка знаний и умений учащихся является одним из этапов личностной системы управления ученика в процессе его познавательной деятельности. В последнее время самоконтроль знаний и умений все чаще становится предметом психологических и педагогических исследований. Это потому, что самоконтроль является важным фактором, составляющим самостоятельную учебную деятельность учащихся [3. Стр. 31].

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, -

 1) регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора,

2)защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. [9].

 

Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.

Самооценка бывает:

  • адекватная - высокая/низкая  
  • неадекватная - завышенная/заниженная.

В становлении личности существенную роль играет самооценка. Самооценка находит свое выражение как в деятельностной стороне жизни человека, так и в процессе формирования личности.

Самооценка выступает внутренним условием регуляции поведения и деятельности.

Являясь учителем предметником и классным руководителем, вместе со школьным психологом проанализировали успеваемость своих учеников с учетом их психологических особенностей (2014г, 2015г,2016г).  В итоге мы пришли к мнению, что именно применение технологии самооценки и самокоррекции будет способствовать повышению качества знаний учащихся и активизации их познавательной деятельности, так как отношение школьника к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. То есть целью нашей работы стало выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе. В результате проведённой работы мы пришли к следующим выводам: у учащихся обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка была динамична в исследуемых классах (2014г 5в,7а,9б; 2015г 6в,8а,10б;2016 г 7в,9а,11б классы) и в то же время имеет тенденцию к устойчивости. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Влияние самооценки школьников на их успеваемость наоборот, несомненно.  Самооценка помогает детям определить границы своего знания и незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Вообще различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельность учащихся, взаимный контроль учащихся и самоконтроль. Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля. Значимость функции взаимоконтроля предопределяет более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. При проведении  самоконтроля осознается правильность своих действий, что выражается в его направленности на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.  Внешний контроль должен постепенно переходит к самоконтролю.

Общую схему  процесса формирования самоконтроля можно, таким образом, представить в следующем виде (см. схему 1):

 

                                   

Детализация этого процесса с учетом специфики формирования самоконтроля при обучении математике приводится в схеме 2.

При обучении самоконтролю особое внимание следует уделять ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий. Определенные трудности здесь связаны с тем, что в процессе преподавания математики используются большое число таких приемов. Для лучшей ориентации в них можно воспользоваться приведенной классификацией приемов самоконтроля:

  • сверка с эталоном (с образцом, ответом);
  • повторение решения задачи;
  • решение обратной задачи;
  • проверка полученных результатов по условию задачи;
  • моделирование;
  • примерную оценку искомых результатов;
  • проверку на частном случае;
  • исправление полученных результатов по косвенным параметрам.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме, собственные наблюдения и результаты своих исследований, я предлагаю следующие рекомендации для учителей по формированию самооценки школьников:

1. Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.

2. Любой вид деятельности на уроке учитель должен использовать для учения детей самооценке.

3. Использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

4. Формировать самооценку надо с раннего детства, она должна быть устойчивым свойством личности, при этом условии ребёнок в школе будет успешным.              

              Схема 2.

 

 

Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки (как правило это в начале учебного года, начиная с пятого класса или еще раньше в начальной школе):

1 шаг: учитель выбирает уроки, на которых можно организовать предметный материал до минимума. Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение тем компенсируется более осознанное отношение детей к учебе).

2 шаг: при планировании урока учитель выбирает для демонстрации алгоритма самооценивания легко выполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

Между тем, как показали исследования, первоначальное обучение различным видам проверок, относящихся ко всем отмеченным выше классам приёмов самоконтроля, желательно осуществить именно в 5-6-ых классах. Данное требование находятся в полном соответствии с возрастными возможностями подростков. По этой же причине их умения проводить самоконтроль полезно довести до уровня, характеризующего систематическим выполнениям контролирующих действий даже в условиях отсутствия установки на самоконтроль. Тогда эффективное развитие самоконтроля подростков, а далее и старшеклассников на такой основе становится вполне реальным

Формирование умения самооценки

1 шаг: На первых уроках учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)

2 шаг: первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал: задание? Выполнено? Правильно? Сам?). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки.

Примечание: Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивания. Необходимо активировать внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.

3 шаг: на последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается провести по очереди всем ученикам класса.

4 шаг: постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Примечание: помимо диалога самооценка может производится при коллективной проверке посменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

5 шаг: когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

Алгоритм самооценки (предполагает освоение учениками):

1 шаг: что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг: удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг: справился полностью, правильно, или допустил незначительные ошибки (какой, в чем)?

4 шаг: справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Потом добавляются другие вопросы, в т.ч  «Какую ты ставишь себе оценку?»

Для быстроты работы по технологии самооценивания и самокоррекции, учитель на первых же уроках знакомит с следующими требованиями:

1. Во время урока ученики на полях (или на листах самооценки) отмечают свои баллы  за правильные ответы, в конце урока ученики считают сумму полученных баллов, и по критериям перевода  баллов ставят оценку себе.  При этом они для себя уточняют,  поняли ли они тему,  которую изучали во время урока.

2. Ученики самооценивают себя после каждого выполнения самостоятельной работы или домашнего задания.

Например: если дана  домашняя работа,  по математике для учащихся 5 касса П.20., №120;125; придумать свой пример для одноклассников. Который включает в себе теоретический материал для заучивания – п.20, и примеры где дети должны показать умение применять знания в одном простом примере -№100, и в других более сложных №125, и еще творческое задание. Если все выполнено, ученик может поставить себе оценку «5», если не смог выполнить один пример или задание «4», В начале следующего урока некоторые ученики будут доказывать свои оценки на доске, другие проверяют себя по образцу или могут вступить в диалог или дискуссию по поводу правильности своего ответа. Желающих доказать правоту, как правило много.

     Этим учитель устраняет: пробелы в знании теории и выставление плохих  оценок.  Отсюда возникновение успешности ученика.

Использование сформированного умения самооценки:

1 шаг: планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.

2 шаг: алгоритм самооценки сворачивается, после предложения учителя: «Оцени свой ответ» следует краткая фраза ученика: «Цель достигнута, ошибок не было» или «Решение я получил, но с помощью класса», или «Полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п.

Если мнение ученика и учителя совпадают можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.

3шаг: после проверки письменных работ ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя – после фразы ученика: «Я не согласен с выставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

Примечание: не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

Чтобы улучшить качество образования по данному предмету (математика и физика) предлагаем учащимся после изучения темы или после каждого занятия сообщать учителю результат самоконтроля (самооценку) по освоению каждого определённого элемента структуры знания или умения. Причём предлагаем сообщать учителю такую оценку своих знаний или умений на которую от претендует, и, если ему будет это предложено, должен её защитить. Эта самооценка независимо от того, защитил ученик её или нет, на каждом занятии выставляется в журнал. В журнал может выставляется и скорректированная оценка учителем. На каждом занятии у ученика в журнале должен стоять оценка его деятельности. Такой психологический примем позволяет стимулировать учащихся к достижению высокого качества знаний или повышению качества знаний.

Кроме того, необходимо, чтобы учащиеся сами контролировали качество своей работы – полное формирование своих знаний и умений, предусмотренных программой. Для этого учащимся предлагается самим выставлять себе итоговые оценки за четверть, полугодие, как среднее арифметическое за период. Понятие среднее арифметическое изучается в первой четверти 5 класса по математике. Это будет итоговая оценка, на которую они претендуют. Последующая диагностика качества знаний и умений учителем за этот период, как правило, подтверждает их достоверность. Таким образом, практически используя самоконтроль учащихся сравнительно легко автоматически повышается и качество, и эффективность учебного процесса.

 И еще, деятельность учителя должна предусматривать организацию помощи ученику по выполнению домашнего задания. В общем, учебном процессе урока домашняя работа наряду с другими функциями выполняет для школьника функцию самоконтроля и самооценки своей деятельности по овладения знаниями и умениями.

К сожалению, не   все учителя представляют, как их ученики готовят домашнее   задание: когда, в течение какого времени, как и в каких условиях? Оно выполняется вне поля зрения учителя и требует от учеников высокого уровня самоорганизации и саморегулирования. Такие умения у большинства учащихся просто не сформированы.

Домашняя работа тесно связанна с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из   предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок (таблица 1).

Таблица 1.

Проведенный урок

Домашнее задание

Последующий урок

Усвоение материала, теоремы….

Приобретение умения самостоятельного применения правила теоремы на практике

Применение правила, теоремы при выполнения задания, совершенствования умения самостоятельной работы, развитее личностных качеств (воли, ответственности)

Готовность к продолжению дальнейшей работы по теме, расширению дальнейшей работы по теме, расширению и углублению данной области знаний.

Оно минимально по объему, что обязывает тщательно планировать каждый пункт задания, знать   его назначения.

Важная задача педагога – обучить школьников приемам осмысленной, методически правильно организованной домашней учебной работы. Это тесно связано с проблемой организации урока.  Используя технологию самооценки и самокоррекции разработала алгоритмы    действий  при выполнению домашнего задания ученикам и напоминаю время от времени и ежегодно.

РЕКОМЕНДАЦИИ   ПРИ ВЫПОЛЕНИИ  ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

1. Задание лучше делать в тот день, когда был урок, а не на кануне следующего урока. Это особенно важно для предметов с 1-2-3 часами в неделю.

2. Начать подготовку рекомендуется с самого трудного или «нелюбимого» предмета.

3. Читать параграф или пункт т.е. не начинать с письменной части. Читать с карандашом – делать выписки, выкладки, отвечать на все вопросы к параграфу.

Для этой цели, предлагаю ученикам следующий алгоритм выполнения домашнего задания (ознакомить с правилом родителей и учеников, вывесить инструкцию в классном кабинете):

  1. Внимательно прочитать параграф, выяснить суть.
  2. Прочитать еще раз самое главное, выделить и выучить определения и правила.
  3. Ответить устно на вопросы в конце параграфа (в этом могут помочь в первое время родители или магнитофон), это и развитие речи.
  4. Только после этого приступить к выполнению письменной части домашнего задания.  

Если ученик выучил правила, ответил на вопросы и применил знания при выполнении примеров, то смело может себя оценить на оценку «5».   А на следующем уроке сможет доказать свою оценку.

 Как видно самоконтроль всегда имеется, так пускай это будет самооценкой.

Особое значение имеет проверка и оценка домашнего задания. Ученики должны быть уверены в том, что домашнее задание непременно проверяется. Учитель обязан иметь ясное представление о домашней работе каждого ученика, следить за всеми его успехами и неудачами и объективно оценить проделанную работу.

Для обучения оценивания учеником собственной работы возможно использование схемы самооценки «Учись контролировать себя».

Алгоритм самооценивания ученика:

Учись контролировать себя (схема самооценки)

1. Попробуй сам оценить свою работу или часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).

2. Попроси родителей или других родственников оценить твою работу.

3. Определи круг проблем, вопросов, которые проявились в результате самооценки выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования.

4.Определи по критерию перевода баллов окончательный вариант оценки («2», «3», «4», «5»)

Успешный ученик – это ученик, умеющий проверить свою работу исправить ошибки.

Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки?    

Учащийся должен:

 - иметь четкое представление о цели учебной и познавательной деятельности;

 - четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть;

 - понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а, следовательно, более эффективным.

Качество образования зависит от двух параметров: от содержания образования и от технологии обучения.

Самое эффективное и качественное обучение — это самообучение, самокоррекция и самооценка.

Для управления учением требуется иметь интенсивную обратную связь с каждым учащимся. Очевидно, что такую информацию можно получить:

во-первых, учителем, при персональной проверке знаний каждого ученика;

во-вторых, от другого ученика, хорошо усвоившего материал и сверившего знания одноклассника со своими знаниями;

в-третьих, от самого ученика, сверившего свои знания с неким "эталоном", т.е. с тем, что давал учитель или что дано в книге.

Первый способ в настоящее время основной (традиционный), широко применяемый в школе. С помощью второго способа еще Я.А. Коменский решал проблему оперативной обратной связи путем деления учащихся на группы по 10 человек, во главе которых были поставлены старосты из числа способных учащихся.

Третий способ получения обратной связи в научно-методической литературе никто не дискутирует. Причиной тому, на мой взгляд, является наличие психологического "барьера недоверия" к способности учащихся ставить себе достоверные оценки и боязнь вырваться из наезженной колеи существующей педагогики и мн. др. Чтобы избежать этого учитель инструктирует как выполнять домашнее задание, показывает на примерах, дает самим попробовать на уроке перед классом. Конкретизирует и объясняет правила, определения и т.д. (как бы дает инструктаж для домашней «самостоятельной работы») (Пример домашнего задания по математике 5 класса записанная в начале урока на краю доски, записывать на постоянном месте: п. 42 №100,105, придумать свой пример для одноклассников).

Ученик дома: учить теоретический материал, выучивает определения, показывает свои знания в умении применять в простых примерах №100, потом в средних более сложных примерах №105, делает творческое задание составляет пример для одноклассников. После ставит себе оценку (ставит «5» или «4»), который с желанием доказывает свою оценку на доске или при опросе.

Подарите ученику возможность выполнить столько, сколько он пожелает.

Математика и физика – учебные дисциплины, наиболее способствующие выработке у обучаемых потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности  являются важнейшими навыками, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса математики и физики.

 

Приёмы и методы введения технологии самооценки и самокоррекции учащихся для активизации познавательной деятельности, которые я использую.

 

Некоторые способы организации начала урока и самооценка

  1. Цель: создать с первых минут урока необходимые условия для успешной совместной деятельности преподавателя и учащихся по достижению намеченной цели.
  1. устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их жизненный опыт, на их смекалку;
  2. решение игровых и занимательных задач;
  3. даются задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.
  4. традиционным способом записано на доске решение задачи. Предлагается найти более короткое решение.
  5. перед учащимися ставится математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в группе. Учащиеся намечают план поиска её решения.

При использовании этих методов использую самооценку: даются баллы за правильные ответы, которые могут накапливаться в течении урока, а в конце урока баллы обмениваются оценками.

Результативность: нетрадиционное начало урока позволяет учащимся с первых минут урока включиться в работу по развитию мыслительной деятельности, а это даёт успех всему уроку. А набранные баллы при опросе теории и выполнении практических заданий, дает хороший стимул к продолжению урока. Некоторые ученики сразу могут получить оценки. 

  1. Цель: Проверка домашнего задания с самооценкой и самокоррекцией

На перемене 1-3 учащимся предложить записать решение домашнего задания на доске. После звонка начать урок с самопроверки домашнего задания. Ученики, работавшие на перемене у доски, доказывают, проговаривая свои решения. Остальные внимательно слушая проверяют себя и товарищей. Можно предложить задать дополнительные вопросы, чтобы поставить хорошую оценку. После дать подробную инструкцию по выставлению самооценки: все верно оценка «5», с немногими ошибками или недочетами оценка «4», ошибок много (но ученик пытался делать) оценка «3», «2» ставит себе только не выполнивший, не приступивший к выполнению домашнего задания.  Через два-три урока с таким началом, дети сами могут поставить себе оценки.

Результативность: при хорошем анализе домашней работы, проверено теоретическая часть, учитель увидел кто справился, а кто нет. Тетради уже проверены. После того, как дети сдают тетрадь на проверку, учитель может согласится с этой самооценкой, или понизить, или повысить её, подставив под чертой свою оценку. (5/5; 5/4; 4/5; …. И т.д.)

Приемы самооценки и самокоррекции при закреплении, при первичной проверке ЗУН

Цель: первичная проверка ЗУН и их коррекция

Описание приема:

а) показать образец, эталон приёма решения с помощью новых знаний (это может выполнить сильный ученик, который сразу понял новый материал, за балл или оценку. Или эталон показывает учитель с подробным объяснением). В конце предложить классу выполнить подобные задания с последующей проверкой по эталону.

б) предложить применить самостоятельно добытые знания в решении примера или примеров. После дать сравнить свое решение с эталоном (который один из учеников решает на развороте доски). За каждый правильный ответ давать также баллы.

В) Один ученик под диктовку проговаривая свои действия решает пример не на классной доске, а в своей тетради. Такой     примем дает многое: ученик который проговаривая решает, развивает свою мыслительную, логическую деятельность и речь. Остальные с одной стороны проверяют решающего, с другой корректируют свои решения.

Результативность: способствует закреплению и коррекции новый знаний. На первых порах так может поступать учитель (не на доске а на листочке писать решение проговаривая громко каждый свой шаги).

Приемы самооценки  при организации конца урока и рефлексии

Цель: Дать понять, что материал успешно изучен, повысить самооценку ученика, воспитать самолюбие, самооценивать качество и уровень усвоения материала, осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, формирование ценностных отношений друг, другу, учителю

Описание приема:

а) посчитать набранные баллы в течение урока, сравнить набранными баллами других, с учетом этого поставить себе оценку за урок.

б) поставить себе смайлик по настроению в конце урока

в) поставить себе уровень достижения цели

Результативность: учитель может увидеть кто затрудняется, кому было легко или трудно, комму нужно дополнительное занятие, объяснение. А хорошие оценки повышают настроение учащихся.

На своих уроках использую разные приемы рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», Ощутили ли вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т.д.

Приемы самооценки и самокоррекции при самостоятельных и контрольных работах

Цель: проверка ЗУН и их коррекция.

  1. Учащимся предлагается самостоятельное выполнение заданий. Но на полях каждое задание пометить одним из знаков:

«+» - уверен, что выполнил правильно,

«?» - не уверен, что выполнил правильно,

«-« - испытывал большие затруднения при выполнении или не справился вообще.

Результативность: покажет учителю с кем, по какому именно заданию надо дополнительно поработать, чтобы была уверенность и точность выполнения задания. Ученик самостоятельно узнает свои границы знания и незнания.

2)Описание приема: После работы всегда выполнять анализ работы, работу над ошибками. Дать понять, что оценка за работу правильная, или дать возможность оспорить оценку выставную учителем. После дать закрепить, предложив индивидуальные задания, которые проверяться тоже индивидуально.

Результативность: устраняет пробелы в знаниях учащихся, дает возможность исправить оценки, коррекция знаний и умений.

Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: "Как решать?”, "Каким приёмом воспользоваться?”, "Какой теоретический материал надо знать?”, "Что знаю?”, "Что не знаю?”, "Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням-дифференцированные задания. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

 

Самостоятельно добытые знания ценнее всего ценятся учениками,

Также имеются разработанные задания по математике на развитие самоконтроля и самокоррекции учащихся. Отличительной особенностью предполагаемых заданий является то, что в ходе их выполнения на уроках оказываются взаимосвязанными процессы развития самоконтроля и осмысления учащимися изучаемого материала.

Проиллюстрирую это на примере выполнения одного их таких заданий: «Среди чисел 31,8762; 33,872; 23,562; 32,483 имеется верное значение произведения 29,2*1,16. Выбрать его с обоснованием, а проверку сделать вычислением данного произведения»

При выполнении задания выясняем, что искомое произведение должно оканчивается цифрой 2, поэтому четвертое число не подходит. Кроме того, оно должно содержать не более трех десятичных знаков, поэтому и первое число не подходит. При умножении 29,2 и 1,16 произведение должно быть больше 29,2 поэтому третье число тоже не подходит. Остается число 33,872, которое мы выбираем. Проверкой убеждаемся, что 29,2*1,16=33,872.

На ошибках учат, на ошибках учатся, на чужих и на своих. Подать ошибку можно по-разному. Вижу три пути. Покажу их на примере решении неравенства -у>-1. Дети часто забывают, умножив обе части неравенства на -1, поменять знаки неравенства.

Первый путь – «лобовой» или «прямой». Пишу такую строчку

-у > -1 у > 1.                          И объясняю, почему она неверна.

Второй путь – «воспроизводительный». Пишу ту же строку, но задаю вопрос: а верна ли она?

Третий путь – «сафический».  Записываю исходное неравенство: -у > -1

. Затем записываю неравенство, которое может быть получено из данного без смены знака неравенства: у > 1. А теперь складываю оба неравенства и получаю такое: 0 > 0. После этого ошибка становится очевидной.

Мне нравится третий путь. Для лучшего запоминания ошибку надо не только осознать, но и «пережить». Удивление ученика при «сафическом» способе и может быть таким переживанием, эмоцией. Также эмоцией, но со знаком «минус», является досада или обида, когда ученик получает сниженную оценку за допущенную им ошибку. Значит на одну и туже ошибку можно организовать разные эмоциональные реакции. Предпочитаю организовать удивление. Вот примеры на удивление, которые помогают, самокоррекции знаний:

  1. Запись:  Распишем её подробнее  и  Теперь из первого вычитаем второе и получим 0=2а, откуда получаем, что а =0. Особенно эффективно этот номер проходит  при конкретном значении а, например а=2. Мы тогда получим, что 0=4. Потом уже объясняю смысл знака радикала (и явную бессмысленность использования термина «арифметический корень»)
  2. Надо рассказать о параллельном проектировании. Начинаем с рисунка квадрата с диагоналями – и спросим учеников? Один из ответов – правильная четырехугольная пирамида. Аналогично рисуем правильный шестиугольник с тремя большими диагоналями и говорим, что нарисован куб.
  3. Пусть надо доказать равносильность двух определений равенства многочленов одной и той же степени: два многочлена равны тогда и только тогда, когда равны их соответствующие коэффициенты.  Начнем с примера: упростить выражение:

 

Подставив в данное выражение вместо х последовательно а,в,с мы каждый раз получим единицу. Многочлен этот вроде бы является квадратным трехчленом. Но квадратный трехчлен не может принимать одно и то же значение в трех различных точках. Значит, данное выражение на самом деле не квадратный трехчлен, а многочлен – константа, всюду равный 1. Итак, все это выражение равно 1.      

                                    

Примеры применения мультимедийного сопровождения на уроках, по технологии самооценки и самокоррекции.

Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в середе PowerPoint, способствует решению развивающих целей, которые ставим на уроках, например, геометрии, кроме того презентации значительно экономят время, и дают красочную, наглядную информацию, развивают пространственное мышление.  Компьютерные презентации позволяют показать образец (эталон о котором говорилась выше) выполнения чертежа. Не всегда, выполняя задание на доске, ученики получают удачный и наглядный чертёж. Показать образец хорошего чертежа поможет компьютер. Использование различных способов заливки делает наши геометрические чертежи наглядными и понятными.

С помощью презентаций учитель может создавать интерактивные модели для доказательства теорем и решений задач. Компьютер на уроках геометрии становится неизменным техническим средством.

Пример работы над теоремой: «Свойства углов равнобедренного треугольника», 7 класс.

Учитель: выделяем условие и заключение теоремы

Обучающиеся формулируют, что дано в теореме и что требуется доказать.

Учитель: Прошу закончить мои предложения- подсказки: «Равенство углов следует обычно из …»

Ученики: из равенства треугольников.

Учитель: значит, нам нужны треугольники. Чтобы треугольники появлялись, сделаем дополнительные построения: построим биссектрису ВД.

Примечание (для учителя): На этом построении показ презентации останавливают. После просмотра первых анимаций доказательства, кликнув правой кнопкой, выбираем из меню команду: «Экран. Черный экран»

Ученики обычно сразу видят равные треугольники. Докажем равенство треугольников.

Один ученик приглашается к доске и мелом записывает доказательство равенства треугольников. Выписываем равные элементы. Делает вывод о равенстве треугольников с указанием признака и итоговый вывод о равенстве углов при основании.

Учитель: проверим и повторим доказательство. (продолжает показ презентации)

Примечание: таким образом, доказательство выполнено обучающимся самостоятельно, а через проектор учитель показывает еще раз – идет пошаговый разбор доказательства, ученики корректируют свои записи.

Как видно презентации на проекторе помогают быстро показать образец выполнения любой работы.

Использование технологии самооценки и самокоррекции в индивидуальной работе.

Для слабых учащихся или учащихся пропустивший (упустивших) урок, пользуюсь обучающими карточками. Покажу образец такой карточки:

 

М-6.       Карточка №1 по теме

«Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Правило

Образцы

Задания

Приведи дроби к общему знаменателю:

1)Умножь (или раздели) знаменатель дроби на число.

2)Умножь (или раздели) числитель дроби на тоже число.

1) Привести дробь  к знаменателю 15.

Решение:

1)3*5=15

2)2*5=10

Ответ: .

2) Привести дробь  к знаменателю 7.

Решение:

1)14:2=7

2)8:2=4

Ответ:

1)Привести дроби:

А)  к знаменателю 24;

Б)  к знаменателю 7.

2)Разделить числитель и знаменатель дроби   на 2.

3) Умножить числитель и знаменатель дроби  на 5.

4) Разделить числитель и знаменатель дроби  на возможно большее число.

Оценка

Оценка учителя:

Самооценка: ?

 

 

 

М-6.                 Карточка №2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Правило

Образец

Задание

1)Приведи дроби к наименьшему общему знаменателю.

2)Сравни, сложи или вычти получившиеся дроби с одинаковыми знаменателями

 Сравни дроби , найти их сумму и разность.

1)

2)2<10, значит,

 

 

 

Сравнить дроби, найти их сумму и разность

    

        

          

Оценка

Оценка учителя:

Самооценка: ?

При необходимости можно задать эту работу на дом.

А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты». Приведу пример рефлексивной карты по теме «Система уравнений с двумя переменными»

ЗУН

Самооценка

Оценка друга

Оценка учителя

Знаю:

  • что такое система уравнений
  • что такое корень системы
  • что значит решить систему
  • что такое график
  • алгоритм построения графика
  • графики элементарных функций
  • алгоритм решения системы уравнений графически
  • алгоритм решения системы уравнений способом подстановки

алгоритм решения системы уравнений способом сложения

 

 

 

Умею:

  • определять степень уравнения
  • выражать одну переменную через другую
  • определять по виду уравнения его график
  • отмечать точку по ее координатам в координатной плоскости
  • строить графики элементарных функций
  • определять, является ли пара чисел решением системы уравнений
  • решать системы уравнений графически
  • решать системы способом подстановки
  • решать системы способом сложения

 

 

 

  •  

Карта заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.

А если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

«Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман.
 

Распространение инновационной педагогической деятельности

Ежегодно выступаю и распространяю свой опыт на кожуунных семинарах; провела 5 открытых уроков, где я показывала применение элементов технологии самооценки и самокоррекции знаний, проблемного обучения и других современных педтехнологий. Провела следующие открытые уроки:

  1.  По теме «Формулы сокращённого умножения» в 7 классе на муниципальном уровне.
  2.  В муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года 2016» провела открытый урок по теме «Атмосферное давление» в 7 классе. Заняла 2 место и награждена дипломом II степени.
  3. В рамках кожууной конференции «Введение и реализация ФГОС» выставляла технологическую карту урока математики в 6 классе. по Н.Я. Виленкину. «Дробные выражения». Тип урока: Урок изучения нового материала
  4. Мастер -  класс по подготовке к ЕГЭ по физике

Публикации в печати Разработки  уроков размещены на моем сайте http://nsportal.ru/sedip-emma-eres-oolovna.

http://www.proshkolu.ru/user/cee/blog/414865/

http://sedipemma.blog.ru/

https://infourok.ru/user/sedip-emma-eresoolovn

Выводы: Наша школа вступила в эксперимент по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения с 2012-2013 учебного года в «полотном» режиме. Работая в течение 5 лет в классах, где проводила уроки по требованиям ФГОС, и где применяла технологию самооценки и самокоррекции знаний повысилось качество знаний учащихся. В 2012-2013 году КЗ-39%, УО-100%, в 2013-2014 году КЗ-45%, УО-100%, в 2014-2015 году КЗ-48%, УО-100%, в 2015-2016 году КЗ-49%, УО-100%.   Учащиеся 7в,9а,11б классов дают стабильные знания по математике. На уроках все владеют приемами самооценки (делают это почти автоматически) и делают самокоррекцию знаний, умеют аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания. Учащиеся заранее знают свой результат обучения, свои успехи и неудачи. Повысился интерес учащихся к изучаемому предмету. Все учащиеся выбирают внеурочную деятельность по математике «Уроки математического анализа» «Мир алгебры», «Мир Геометрии», элективные курсы «Реальная математика», «Профильная математика», «Базовая математика», «Методы решения физических задач».

Результатом моего опыта можно считать:

- рост мотивации к изучению математики и физики; 

- увеличение количества участников и победителей олимпиад, математических конкурсов, НПК;

- рост качества знаний учащихся

-рост самооценки учеников

- методическая разработка серии уроков по математике и физике с технологией самооценки

Показателем моей работы являются также результаты, показанные учащимися при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Результаты ОГЭ в 2011-2012г (среднее математика и физика): КЗ-50, УО-100%. В 2013-2014г (физика): КЗ-50%, УО-100%. В 2014-2015г (физика) КЗ- 50 %, УО-100 %. Результаты ЕГЭ в 2011-2012у.г.(математика): КЗ-85%, УО-100%; в 2012-2013у.г.(физика) КЗ-100%, УО-100%; в 2013-2014у.г.(физика) КЗ-50, УО-100%. В 2014-2015у.г. (физика) КЗ-50 %. УО- 100 %.   

 Результаты данного опыта выражаются в уровне суждений и умений, учащихся при самооценке и самокоррекции знаний. Основная масса учащихся усваивает знания по математике и физике на должном уровне.

Многие учащиеся активно участвуют и занимают места в олимпиадах на школьном уровне. Заняли места на муниципальном уровне математика– Хуурак Аганак (7а класс, 2 место), Куулар Белек (7а класс,3 место), физика- Тонгурак Ай-Херел (10 класс, 2 место), Мангыр Юрий (9,10 класс, 1 места). Участвуют также во Всероссийском молодежном математическом чемпионате и тоже занимают места. Ымбыы Айрана 2013г. 1 место в районе, Маады Манган 2014г-Лучший результат в районе. Дамдын Контстантин 1 место, Бады Бегзи 2014г, 2 место в районе.  Результаты Всероссийской олимпиады по математике проекта «Инфоурок» 2013г. из 15 баллов: Хуурак Аганак – 1 место, Ымбыы Айрана -3 место, Куулар Белек – 2 место, Доржу Начын – 3 место, Седип Аюрзана – 2 место и т.д.

Седип Аюрзана участвовала в НПК «Шаг в будущее» по прикладной математике занимала первые места в школьном и кожууном уровне (2015-2016г).  Хертек Виктория  «Шаг в будущее» занимала первые места в школьном и кожууном уровне (2015г) по физике. В НПК по физике в муниципальном уровне 3 место – Ачитаева Мила. В НПК по математике в муниципальном уровне1 место –  Ымбыы Айрана (2014г).

Ученики участвовали в муниципальной НПК по истории математики среди 5-6 классов, заняла 1 место Бады Бегзи, 2 место Дамдын Бюрбю Елена.

В кожунном конкурсе математических проектов Оюн Айлуна заняла 1 место.

Как результат моей работы считаю также и то, что мои ученики поступают по окончании нашей школы в училища, колледжи, а по окончании 11 класса в университеты и успешно учатся там.

      Применение инновационных технологий помогает научить учащихся активным способам получения новых знаний, создать комфортные условия для их обучения.

Исходя из этого, я считаю, что реализация используемых мною методов и форм самооценки и самокоррекции знаний на уроках математики, физики и во внеурочное время обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.

Несмотря на достигнутые результаты, есть проблемы с детьми в подопечных мной классах. В основном в этих классах дети из малообеспеченных, многодетных или неполных семей.  Стараюсь сложное объяснить просто – это девиз моих уроков. Я в постоянном поиске: как заинтересовать класс и сделать процесс обучения радостным, как предупредить отставание слабых и продвижение сильных? Впереди еще много работы. Надо совершенствоваться по правилу «век живи - век учись».

 

Литература:

  1. Закон РФ об образовании 2016. (273-ФЗ РФ 2016)
  2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. 1.03.2012г.
  3. Леонов Н.Ф. Новая эффективная дидактика. М., 2009г., с.175.
  4.  Бернс Р. Самооценка и успеваемость школьника. Издание «Мы и мир». 2000 г., 96 с., с. 15.
  5.  Липкина А. И. Самооценка школьника. М., Знание. 1976 г, 116 с., с. 36
  6.  Захарова А.В. Психология формирования самооценки. М., 1993 г., с. 87
  7. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся на уроке. Вопросы психологии. 1984 г. №5
  8. Психологический словарь под редакцией Давыдова В. В. М., 1983 г.
  9.  Энциклопедический словарь. 2000 г.
  10. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 1997 г., с. 800
  11. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург: КАРО, 2005г, с. 444
  12.  В.И. Рыжик. 30000 уроков математики. М., Просвешение-2003.,286
  13. Разработка Образовательной системы «Школа 2100» и РАО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инновационный проект 527.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Седип Эмма Эрес-ооловна 03/04/1967 Учитель математики и физики МБОУ « Хову-Аксынская СОШ» Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва.

Слайд 2

Резюме Ф.И.О. Седип Эмма Эрес-ооловна Образование высшее Место работы МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Чеди-Хольского кожууна Должность учитель математики и физики Квалификация у читель высшей категории c20 16г (Приказ Мин.обр. РТ. От 22 .12.2016г . № 1423 / д ) Стаж работы 30 ле т Персональные мини- сайты http://nsportal.ru/sedip-emma-eres-oolovna http://www.proshkolu.ru/user/reg/from/cee/ http://infourok.ru/user/sedip-emma-eresoolovn

Слайд 3

ОБРАЗОВАНИЕ-ВЫСШЕЕ Физико-математический факультет КГПИ Год окончания 1990 Специальность: Математика и физика Квалификация – учитель математики и физики средней школы

Слайд 4

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование технология самооценки и самокоррекции знаний учащихся - как средство активизации их познавательной деятельности, в условиях введения ФГОС»

Слайд 5

Масштаб инновации: системное . Для реализации требований ФГОС приказом по школе № 61/ж от 01 сентября 2014 года была сформирована рабочая группа педагогов, которая для достижения ожидаемых результатов активно внедряет своей работе инновационную деятельность и технологии, методы, формы работы, проекты, программы, курсы и многое другое. Таким образом, при федеральном уровне инновации введения ФГОС в учебный процесс, складывается системный масштаб инновационной деятельности, который в свою очередь состоит из локальных и модульных инновационных проектов, и программ отдельных учителей и групп педагогов.

Слайд 6

2. Количество участников инновационной работы: группа педагогов Распространение наработанного опыта педагогов происходит через проведение мастер-классов, выступлений на методических объединениях, участие учителей в профессиональных конкурсах школьного, муниципального, республиканского, федерального уровней, сайтах учителей. Группа учителей представляла свой опыт по использованию современных педагогических технологий на различных республиканских конференциях. Поэтому представленный опыт имеет системное внедрение, над которым работает коллектив школы.

Слайд 7

3.Уровень инновации: муниципальный, региональный, федеральный. На основании приказа МОН и МП РТ №1079-д от 8 октября 2015 года «Об организации деятельности инновационных площадок РТ по ведению ФГОС ООО в 2015-2020гг», приказа ОУ № 122/1 от 20 августа 2012г «О внедрении ФГОС ООО в Хову-Аксынской средней школе с 2012-2013 у.г . в экспериментальном порядке» МБОУ « Хову-Аксынская СОШ» вступила в эксперимент по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения в « пилотном » режиме. В 2012-2013 учебном году в эксперименте были задействованы параллель 5-х классов (26 учащихся) и 22 педагога (пилотов); В 2013-2014 году параллели 5 и 6 классов (40 учащихся) и 49 педагогов и т.д.

Слайд 8

4.Описание инновационного опыта Содержательные характеристики инновационного педагогического опыта:

Слайд 9

В связи с изменениями в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса. Самооценка и контроль относят к регулятивным УУД. А регулятивные УУД это основа основ успешной деятельности ученика. С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках пользуюсь технологией самооценки и самокоррекции знаний,которое можно использовать в различных этапах урока, также в различных типах уроков. Педагог должен сформировать у обучающихся кроме всего прочего, желание к саморазвитию, стремление к познанию нового…, а какое может быть саморазвитие без самооценивания и самовоспитания, самообразование без самокоррекции. Самооценка выступает внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Вместе со школьным психологом проанализировали успеваемость своих учеников с учетом их психологических особенностей (2014г, 2015г,2016г). В итоге мы пришли к мнению, что именно применение технологии самооценки и самокоррекции будет способствовать повышению качества знаний учащихся и активизации их познавательной деятельности, так как отношение школьника к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость.

Слайд 10

Целью нашей работы стало выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе. В результате проведённой работы пришли к следующим выводам: у учащихся обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка была динамична в исследуемых классах (2014г 5в,7а,9б; 2015г 6в,8а,10б;2016 г 7в,9а,11б классы) и в то же время имеет тенденцию к устойчивости. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Влияние самооценки школьников на их успеваемость наоборот, несомненно. Самооценка помогают детям определить границы своего знания и незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности. Анализируя литературу по изучаемой проблеме, собственные наблюдения и результаты своих исследований, обобщив опыт работы по данной теме, предлагаю рекомендации для учителей по формированию самооценки школьников, алгоритмы формирования умения самооценке, алгоритм самооценки и алгоритм использования сформированного умения самооценки. Описано приемы и методы введения технологии самооценки и самокоррекции учащихся для активизации познавательной деятельности, которыми пользуюсь. Привела примеры использования технологии, в различных этапах урока.

Слайд 11

Распространение инновационной педагогической деятельности Ежегодно выступаю и распространяю свой опыт на кожуунных семинарах; провела 5 открытых уроков, где я показывала применение элементов технологии самооценки и самокоррекции знаний, проблемного обучения и других современных педтехнологий . Провела серию открытых уроков.

Слайд 12

Публикации в печати Разработки уроков размещены на моем сайте http://nsportal.ru/sedip-emma-eres-oolovna . http://www.proshkolu.ru/user/cee/blog/414865/ https://infourok.ru/user/sedip-emma-eresoolovn

Слайд 13

Выводы: Наша школа вступила в эксперимент по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения с 2012-2013 учебного года в пилотном режиме. Работая в течение 5 лет в классе, где проводила уроки по требованиям ФГОС, и где применяла технологию самооценки и самокоррекции знаний повысилось качество знаний учащихся. В 2012-2013 году КЗ-39%, УО-100%, в 2013-2014 году КЗ-45%, УО-100%, в 2014-2015 году КЗ-48%, УО-100%, в 2015-2016 году КЗ-49%, УО-100%. Из 17 учащихся 9 учащихся дают стабильные знания по математике. На уроках все владеют приемами самооценки (делают это почти автоматически) и делать самокоррекцию знаний, умеют аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания. И заранее знают свой результат обучения, свои успехи и промахи. Повысился интерес учащихся к изучаемому предмету. Все учащиеся класса выбирают в течение 4 лет внеурочную деятельность по математике «Уроки математического анализа».

Слайд 14

Результатом моего опыта можно считать: Внедрение в работу технологии самооценки и самокоррекции для контрольно - оценочной самостоятельности и активизации познавательной деятельности на уроках математики и физики Умение учеников пользуясь алгоритмом, почти автоматически самооценивать себя Психологическая комфортность, мотивация успешности рост мотивации к изучению предмета Повышение качества знаний учащихся Формирования критического мышления учеников Повышения самостоятельности и активизации учащихся при изучении материала увеличение количества участников и победителей олимпиад, математических конкурсов рост самооценки учеников методическая разработка серии уроков по математике

Слайд 15

Показателем моей работы являются также результаты, показанные учащимися при сдаче ЕГЭ и ГИА. Результаты ОГЭ в 2011-2012г (среднее математика и физика): КЗ-50, УО-100%. В 2013-2014г (физика): КЗ-50%, УО-100%. В 2014-2015г (физика) КЗ-50%, УО-50 %. В 2015-2016г (физика) КЗ- %, УО- %. Результаты ЕГЭ в 2011-2012у.г.(математика): КЗ-85%, УО-100%; в 2012-2013у.г.(физика) КЗ-100%, УО-100%; в 2013-2014у.г.(физика) КЗ-50, УО-100%. В 2014-2015у.г. (физика) КЗ-0 %. УО-75%. В 2015-2016у.г. (физика) СТБ 30, УО-36 %. Результаты данного опыта выражаются в уровне суждений и умений учащихся при самооценке и самокоррекции знаний. Основная масса учащихся усваивает знания по математике и физике на должном уровне.