Дисциплина и дисциплинированность

Родичев Марк Эдуардович

Дисциплина

На уроках дисциплина измеряется двумя главными параметрами. Первый — это дисциплина деятельности. Второй — дисциплина взаимодействия. Дисциплина деятельности. На уроках речь идет о дисциплине учащихся. Деятельность учащихся — это учебная деятельность. Значит, речь идет о дисциплине учебной деятельности. Учебная деятельность — это предметная деятельность познания. Она складывается из учебных действий. В действиях ученики овладевают знаниями, познавательными умениями и навыками. Но всякое действие, как только начинает совершаться, развивается в качество поступка. Учебное действие ученика — это нравственное или безнравственное обстоятельство как для самого ученика, так и для людей, с которыми его учебная деятельность связана, успехи и неудачи в учебном познании, успеваемость, неуспеваемость. Таким образом, дисциплина деятельности измеряется направленностью действий-поступков на познание. Но на уроках дисциплина деятельности ученика (ее нарушение) прямо никому не мешает. Нормальному течению педагогического процесса на уроке мешает нарушение дисциплины взаимодействия его субъектов. Попросту говоря, нарушение дисциплины взаимодействия — это такое поведение ученика, в котором он перестает выполнять предметные действия познания и вступает с другими учениками во взаимодействие иной предметной направленности, или «отвлекается» и «отвлекает» других. Нарушение дисциплины взаимодействия на уроках часто становится большой проблемой для начинающих учителей и для многих учителей со стажем. Дисциплина взаимодействия. Педагогический и образовательный процессы на уроках реализуются в форме предметного взаимодействия его субъектов — учителя и учащихся. То есть в основе дисциплины взаимодействия на уроке следует различать деятельность учителя и деятельность учащихся. Деятельность учителя — это педагогическая деятельность. Деятельность учащихся — это деятельность учебного познания. Учебное познание организуется учителем, поэтому все предметные действия-поступки учащихся на уроках обусловлены деятельностью и предметным взаимодействием учителя с ними. Нет сомнения, что все предметные действия учителей всегда, безусловно, направлены на предмет педагогической деятельности, на образование учащихся. Причиной же нарушения дисциплины чаще всего оказываются ошибки во взаимодействии с учащимися, допускаемые учителями. С другой стороны, умело организованное взаимодействие учителя с учащимися на уроке становится фактором активной предметной деятельности учащихся, что соответствует дисциплине деятельности. Следствием дисциплины деятельности учащихся становится и дисциплина взаимодействия. Осознание учителем ошибок в педагогическом взаимодействии в качестве причины нарушения дисциплины на уроках, осознание педагогического взаимодействия как фактора дисциплины на уроках переводит умело организованное педагогическое взаимодействие в качество педагогического средства достижения дисциплины — важнейшего качественного параметра урока.

Дисциплинированность

Дисциплинированность — это нравственное качество личности, которое формируется исключительно в дисциплине деятельности и в дисциплине предметного взаимодействия. Подобно тому как активность формируется в активности или в активной деятельности; доброжелательность или отзывчивость — в практике, в деятельности, характеризующейся гуманистическими действиями-поступками; любовь к Родине — в упражнении чувств (во внутренних, психологических действиях), начинающемся в раннем детстве с переживания колыбельной песни, народных сказок, песен, плясок, с участия в народных обрядах, с переживания и «присвоения» народных традиций и т. п. Если вам удалось включить весь класс в работу, если вам это удается делать из урока в урок, с позиций методологии деятельности, можете быть уверены — идет процесс формирования дисциплинированности как нравственного качества личности. Причем этот процесс характеризуется единством, одновременным формированием самых разнообразных качеств личности. Состояние включенности в работу на уроке характеризует дисциплину урока, в которой идет процесс формирования не только дисциплинированности, но и таких качеств, как, например, активность, внимательность, усидчивость, организованность, собранность и многих других. Если состоянием дисциплины деятельности уроки будут характеризоваться продолжительное время, можно быть уверенным в том, что идет процесс формирования таких качеств, как познавательный интерес, познавательные потребности и т. п.

Состояние дисциплины на уроке снимает проблему, и мы перестаем употреблять само понятие. С этого момента учитель может переходить к осмыслению, к организации, к интенсификации самых разнообразных формирующих потенциалов урока, его воспитательной функции самого широкого диапазона. Проблема дисциплины возникает тогда, когда дисциплины нет.