Краткое описание моего опыта

Зубова Дарья Викторовна

На данный момент мой педагогический стаж составляет 10 лет и в своем конкурсном методическом портфолио я продемонстрировала то, что успела сделать (наработать) после выхода из декретного отпуска, а именно с 01.09.2020.

Основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Как известно, успешное овладение иностранным языком происходит при погружении в языковую среду, когда ученик получает не только колоссальную языковую практику, но и постигает особенности культуры. Современные образовательные технологии позволяют осуществлять такое погружение в рамках общеобразовательной школы. Большую популярность сегодня получил метод CLIL, который как раз и лежит в основе моей работы.

CLIL – content and language integrated learning  - предметно-языковое интегрированное обучение. Термин был введен Дэвидом Маршем и Анной Мальерс (университет Ювяскюля, Финляндия) в 1994 году. Тогда данный метод был представлен как преподавание различных предметов на английском языке.

Таким образом, реализуются сразу две цели: изучение предмета посредством иностранного языка и иностранного языка через преподаваемый предмет.

Принято считать, что в рамках технологии CLIL  урок строится на 4С:

Content (содержание)

Communication (общение)

Cognition (познание)

Culture (культура) [1]

[1] (Усманова, З. Ф. Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения / З. Ф. Усманова, Т. В. Заяц, Г. Ж. Мукажанова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 94-97. )

Несмотря на то, что данная методика достаточно популярна и известна, отличительной  ее особенностью в моей работе является использование регионального компонента.

Как видно из моего методического портфолио,  большое внимание я уделяю изучению истории, культуры, литературы нашего края, города. Потому что невозможно  воспитать и развить высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, оставаясь «Иванами, родства не помнящими».

Так, например, для изучения тем, связанных с искусством, живописью, мы с ребятами работаем в картинной галерее Державинского лицея, где представлены картины известных карельских художников. На таких занятиях мы не только отрабатываем лексико-грамматический материал по теме (с точки зрения изучения английского языка), но и овладеваем знаниями, умениями и навыками по теме искусство, живопись, чем в дальнейшем ребята смогут воспользоваться на уроках ИЗО. Более старшие школьники имеют возможность  получения навыков гидов-экскурсоводов по картинной галерее, что в дальнейшем они смогут применить на практике.

На курсе внеурочной деятельности  «Г.Р. Державин. «От Петербурга до Званки», учащиеся получают знания об истории нашего края, о города,  лицея, об известных достопримечательностях и природных объектах Республики, об истории России, о литературе и вкладе Г.Р. Державина в нее. 

По окончании изучения курса учащиеся также осваивают не только навыки гида-экскурсовода по экспозиции, но и навыки ораторского мастерства, (умении держаться на публике, убеждать, удерживать внимание и интерес к теме, о которой он говорит).

В этом году, (в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией) я успешно перенесла данный курс в онлайн формат, с применением здоровьесберегающих технологий. Свой опыт я презентовала на республиканской научно-практической конференции «Х Фрадковские педагогические чтения», а также опубликовала статью («Применение здоровьесберагющих технологий на занятиях внеурочной деятельности по английскому языку») в образовательной социальной сети (nsportal, которая также представлена на моем сайте).  

Погружение в языковую среду подразумевает под собой и общение с носителями языка. Так на базе 8-1 класса мною был создан международный разговорный клуб по английскому языку "Operation English Outreach" с участием дипломированного в области педагогики и психологии носителя языка Joey Styles (Дулут, США),

Миссия клуба – соотнести изучение английского языка с практическим применением. Практическая значимость таких занятий – очевидна: на таких занятиях ребята не только погружаются в языковую среду, но и получают знания о культуре, традициях, особенностях жизни в  США. И наоборот, применяя полученные языковые знания, рассказывают о жизни в России, нашей культуре, традициях и обычаях.

Так как занятия клуба проводятся в онлайн формате, ребята осваивают навыки использования различных ИКТ и цифровых технологий, которые в дальнейшем могут применять на уроках информатики, при подготовке презентаций для выступлений.

Говоря о применении информационных и дистанционных технологий в рамках ФГОС, я не могу не упомянуть проект, над которым мы работали с учащимися 7 класса в рамках учебной программы "Практикум по английскому языку для 7 класса".

Учащимся была предложена к прочтению адаптированная версия книги Д.М. Барри "Питер Пен" и основанная на ней проектная деятельность с использованием социальной сети "Instagram".  

Среди учащихся 7 класса были распределены герои книги, от лица которых им предстояло вести личные аккаунты, еженедельно (после прочтения каждой главы) выкладывать новые посты с кратким содержанием событий главы от лица их героя.

Таким образом ребята учились

- воспринимать прочитанный текст на английском языке;

- пересказывать прочитанный текст;

- вычленять основную идею (связанную с конкретным героем)

- формулировать мысль, на основе прочитанного

- искать и отбирать информацию в интернете;

- использовать современные средства ИКТ;

- получать навыки оформления/дизайна при работе с социальной сетью инстаграм

В этом году я не являюсь классным руководителем, но на своих занятиях я стараюсь не только научить ребят своему предмету, но и воспитать в них нравственность,  развить творчество, компетентность в целом через английский язык.

Выступая на родительских собраниях, я освещаю не только проблемные и положительные аспекты, касаемые конкретно изучения английского языка, но также даю рекомендации по привитию любви к чтению, преодолению языкового барьера (данная тема очень актуальна), рассказываю, как помочь ребенку  развить навык аудирования, даю рекомендации по подборке фильмов на английском языке, которые помогут в освоении языка.