Сущность и основные особенности одной из школ, работающих в концепции свободного воспитания (Йена-план школа)

Малютина Людмила Сергеевна

Особенности

Йена-план школа

Система

Традиционная школа с классно-урочной системой заменена «воспитательной общиной». Классы заменены четырьмя разновозрастными группами (до 40 чел. в каждой). Старшие учащиеся выступают в роли опекунов для младших.

Средства духовно-нравственного воспитания личности

- абсолютная открытость отношений

- взаимопомощь детей в закалке характера, развития в духе единства и братства

- право каждого ребенка на собственную точку зрения, свободу выражения

- признание равных прав за всеми

- формирование добрых чувств, дружелюбия и искренности

- обсуждение всех случаев в группе или всей школьной общиной

Концептуальные особенности школы

- образование ставится на службу воспитанию

- желание познавать мир в его единстве

- ребёнок часто перенимает что-либо быстрее от другого ребенка, чем от взрослого; их жизненные миры очень близки

- мировая ориентация, охватывающая все ближнее и дальнее окружение воспитанника, является тем, с чем знакомится ребенок, продвигаясь от познания непосредственного окружения ко все более и более отдаленному

- то, что переживает ребенок в каждый момент своей жизни, и вся окружающая среда представляет собой единое целое. Разделение его на части - учебные предметы, которые изучаются учащимися, является структурой, изобретенной учеными

Методы и приёмы воспитания

Невербальное замечание в форме:

- возвышенного к губам пальца;

- легкого движения руки;

- определённого знака.

- против замечаний в словесной форме

- практические действия по исправлению поступка

Контекст развития ребёнка

- признание уникальности каждой человеческой жизни

- воспитание гуманных чувств

- воспитание ответственности за других

- отстаивание свободы и самодеятельности

- права на индивидуальное творчество каждого ребенка

 

Целевые ориентации

Научить детей:

- разговаривать друг с другом

- не бояться проявлять инициативу

- научиться критически смотреть, думать

- уважать других и другое вокруг себя

- хотеть быть честным и быть самим собой

- научиться сотрудничать

Структура школы

- младшая (1-3 год обучения)

- средняя (4-6 год обучения)

- старшая (7-8 год обучения)

- молодежная (9-10 год обучения)

- школьная община

- семейная группа

- группа одного стола

- уровневая группа

- группа по выбору

Особенности содержания школы

Йена-план-школа не опирается на предметы. Она стремится организовать и активизировать встречу детей с окружающей действительностью. Школа создает для этого жизненные и рабочие ситуации. Естественно, дети здесь учатся читать, и писать, и считать, приобретают другие знания и умения.

Основные принципы школы

Каждый из нас уникален

Каждый имеет право развивать свою личность независимо от расы, пола, национальности, социального положения, религии

Каждый является целостной личностью

Каждый имеет право быть новатором в области культуры

Для развития индивидуальности каждому необходимо лично взаимодействовать с материальным и духовным миром, социальным и культурным окружением