Композиция о создании цикла "Стихотворения в прозе"

Материал урока содержит небольшую композицию о создании "Стихотворений в прозе " И.С.Тургенева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompoziciya_o_turgeneve.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

   

   Разработка композиции «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева

                  Учитель ГОУ СОШ №695 Самсина Л.Г.

Цели: познакомить с разнообразием тем, интонаций «Стихотворений в прозе» Тургенева, своеобразием жанра, показать мастерство писателя, уровень владения словом, глубину психологизма, продолжить работу над развитием чувства русского поэтического языка, выразительностью речи, воспитывать бережное отношение к слову, к русской речи, русской культуре, интерес к трудным вопросам бытия.

Оформление:

- выставка книг И.С.Тургенева,

- портреты писателя,

- аудиозаписи  ( романс на стихи Тургенева « Утро туманное», «Концерт  для виолончели»  Шуберта ),

- цветы.

  1. Вступительное слово учителя о Тургеневе, его жизни, так тесно связанной с творчеством, об основных темах книг писателя.
  2. Композиция.

-   Долгие годы жил И.С.Тургенев за границей. Водил знакомство с Мопассаном, Доде, Флобером, бывал на литературных вечерах и музыкальных концертах, где часто выступала Полина Виардо. Вот его жизнь, его круг общения вдалеке от родины.

- Потрясающие по глубине воспоминания оставил Мопассан о Тургеневе той поры:

           «Ивана Тургенева я увидел впервые у Гюстава Флобера. Дверь отворилась. Вошел великан. Великан с серебряной головой, как сказали бы в волшебной сказке. У него были длинные седые волосы, густые седые брови и большая седая борода, отливавшая серебром, и в этой сверкающей снежной  белизне – спокойное лицо с немного крупными чертами. Это была голова Потока, струящего свои воды. Он чудесно рассказывал, сообщая самому незначительному факту художественную ценность и своеобразную занимательность, но его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться…

     Это был человек простой, добрый и прямой до крайности, он был обаятелен, как никто, предан, как теперь уже не умеют быть, и верен своим друзьям – умершим и живым».

- Иван Сергеевич редко бывал в России. Его не отпускала – любовь, любовь к Полине Виардо, которую он увидел еще в 1843 году, и с тех пор они почти  неразлучны, несмотря на сильное притяжение Родины, на отъезды по делам. Тургенев не боролся со «святым чувством», он прошел все испытания любви.

- Любовь – это действительно испытание для человека, тем более любовь неразделенная, или – невозможная. И если человек проходит через все испытания любви с достоинством, он воспринимает, чувствует, думает по-иному, открывая в себе новые возможности, познает себя самого. Настоящая любовь облагораживает человека.

- «Как хороши, как свежи были розы».

- Невозможность счастья не изменили нежной и тонкой души Тургенева. И в старости он оставался  добр, прямодушен, искренен, тонок, в чем-то наивен, но все равно предан своей любви в любые времена.

- Романс «Утро туманное».

- Так чувствовать, глубоко и искренне, мог только великой души человек, вынужденный жить за границей, любивший и понимавший Россию и вспоминавший ее в самые последние годы и дни так точно, ярко, неповторимо.

- «Памяти Вревской».

- Вот утро 1874 года. Тургенев за работой. Приходят на память воспоминания, легчайшие, как дым, сладкие и нежные, как запах полей и лесов.

- Иван Сергеевич работает каждый день. Что-то подсказывает ему, что наступило особенное время. День за днем проходит быстро. Но время неумолимо идет вперед. И вот 1882 год.

- Писатель оторвался от стола, поднял глаза и снова задумался, как с ним часто бывало в последние годы, устремив взгляд куда-то поверх деревьев. Вспомнилось Спасское, поля и луга, запах сена, охота. Как любил он бродить по лесу с ружьем за плечами, встречать крестьян, разговаривать с ними.

- «Щи».

  «Два богача».

- Пора идти в гостиную. Приехали гости из России, литераторы. Показать ли свои опыты?

После обеда Иван Сергеевич решается прочесть два небольших рассказика.

- «Завтра, завтра».

  «Порог».

-  Что это? – удивились гости.

-  Да так, старческое… - отвечает Тургенев.

- В этом, 1882 году, «Стихотворения в прозе» появились в печати. Давно Тургенев не создавал ничего подобного. И вдруг произведения абсолютно нового жанра, лиричные, поэтичные, одухотворенные…

- «Молитва». Исполняется под мелодию Шуберта.

- «Стихотворения в прозе» принесли Тургеневу огромную любовь читателей, в ответ на ту любовь, которую дарил им он, мудрый и добрый человек.

- Как молод душой, порой горяч, порой гневен, порой ироничен автор, лирический герой «Стихотворений в прозе», и в тоже время как мудр и глубок. Как властно зовет за собой его мысль, как будоражит чувства его переживания о жизни и смерти, о любви и дружбе, о своем народе и своей стране, о русском языке, о русском характере и душе русской, широкой, самоотверженной, любящей.

- «Воробей».

  «Русский язык».

3. Заключительное слово учителя о значении творчества Тургенева, о любви к нему многих поколений, о прекрасном выступлении ребят, о том, что после таких уроков лучше понимаешь литературу, познаешь свои чувства.

Рефлексия.


 

Комментарии

Ярина Елена Револьдовна

Урок интересный, продуманный. Построен методически правильно. К уроку подготовлена выставка , портрет писателя, аудиозаписи (романс на слова И.с.Тургенева, концерт для виолончели Ф.Шуберта. На уроке звучат стихи с кратким экскурсом в историю создания. В конце урока подводится итог.Заключительное слово учителя о значении творчества Тургенева, о любви к нему многих поколений, о прекрасном выступлении ребят. Настоящее творчество - сплав музыки и поэзии!

Спасибо за добрые слова. Всегда приятно узнать мнение коллег. Хочется использовать в работе уроки, создающие творческую атмосферу.

Спасибо за добрые слова. Всегда приятно узнать мнение коллег. Хочется использовать в работе уроки, создающие творческую атмосферу

Спасибо за добрые слова. Всегда приятно услышать мнение коллег. Очень хочется использовать в работе уроки, создающие творческое настроение.