ЗАДАНИЕ ЕГЭ В-8. ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Белякова Марина Михайловна

Данный материал содержит опорный конспект 

по заявленной теме ( теория) , 

3 варианта заданий в формате ЕГЭ

( текст + задание В8) с ключами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание ЕГЭ В 8

ТЕОРИЯ

Художественно-выразительные средства языка

     

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

1.Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.

2.Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

3.Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

4.Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

5.Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

6.Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

7.Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

8.Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

9.Метафора скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

     Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

10.Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

11.Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

     а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

     б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

     в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…

12.Синекдоха прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»

13.Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление.Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…

14.Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

15.Сравнение одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

16.Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

17.Эпитет – слово, выделяющее в предмете  или явление  какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют  художественное определение, т.е  красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь  его  отличительное  свойство. Эпитетом может служить  всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1)      существительное: болтушка сорока.

2)      прилагательное: роковые часы.

3)      Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

            

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

 

    1.Анафора это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

     2. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

   3.  Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других         выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!

   4  Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

     5.Парцелляция прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

     6.Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

     7. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

     Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?

     Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

   8.  Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

ЗАДАНИЕ В8. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Работа с текстами.

1 вариант

      (1 )С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.

     (З)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (б)Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. (8)Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. (9)Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! (11)У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба. (12)Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует. (13)А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (16)Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.,

(17)А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски леса, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.

(21)Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.

(По В. Белову)

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 А31, В1 В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны тми в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. «Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с помощью разнообразных средств выразительности. Так, уже в первом предложении    употреблены     такие     лексические     средства,     как __________ («...неброской, неяркой, скромной...» — предложение 1; «...ярких, выразительных...» — предложение 2). __________(предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение автора текста. При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как _____________ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок» и т. д.). При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие синтаксические средства, как____________(предложения 3, 20)».

Список терминов:

1)  сравнительный оборот

2)  эпитеты

3)  фразеологизм

4)  контекстные синонимы

5)  анафора

6)  парцелляция

7)  вопросно-ответная форма изложения

8)  ряды однородных членов

9)  риторические восклицания

2 вариант

      (1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

      (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.

     (8)Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

     (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 А31, В1 В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны тми в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество — это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ____________ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

1)  эпитет

2)  литота

3)  вводные слова и вставные конструкции

4)  ирония

5)  развёрнутая метафора

6)  парцелляция

7)  вопросно-ответная форма изложения .

8) диалектизм

9) однородные члены предложения

3 вариант

     (1 )Некоторое время волею судеб мы жили в деревне Светихе, занимая половину пятистенного дома. (2)Против дома — ровная зелёная лужайка. (3) Приятно ступать босиком, лежать в тени развесистой старой липы...

     (4)И вот мы видим из окна, как соседка наша Нюшка выносит большой таз помоев и выливает его на лужайку, как раз против окон. (5)Нюшке понравилась чем-то лужайка, и она каждый день стала носить помои и выливать их на одно и то же место. (б)Зловонная чёрная язва образовалась на нашей когда-то чистой зелёной лужайке. (7)И мы пошли делегацией на другую половину дома. (8)Я и жена говорили о вреде мух, о свирепости летних болезней, о чувстве и значении прекрасного. (9)Нюшка слушала молча, пока мы не дошли до её конкретной помойки. (10)Соседка тут послала нас довольно-таки далеко, но всё же с указанием самого точного, недвусмысленного адреса. (11)Бросив свою энергичную, из четырёх слов состоящую фразу, она ушла за перегородку, а мы как ошпаренные выскочили из избы.

      (12)Между тем события развивались. (13)Чтобы хоть как-нибудь нейтрализовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую чёрную язву дустом: всё-таки дезинфекция. (14)Нюшка наблюдала из окна за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы её увиденное, но совпало так, что у Нюшки околел петух. (15)Не думаю, чтобы от дуста. (16)Тогда почему же не передохли все остальные куры? (17)Но в воображении Нюшки факт преломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведётся недозволенными химическими средствами. (18)Нужно было ждать ответных действий, и они не заставили ждать себя долго.

     (19)В тихий предрассветный час в комнату с рыданиями вбежала жена и бросилась на кровать. (20)Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг выпалила:

— Иди и немедленно застрели её пса Рубикона!

(21 Оказывается, Нюшка только что, минут десять назад, пришибла палкой нашего Афанасия — прекрасного пушистого котёнка. (22)Жена рыдала и требовала немедленной мести. (23)Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшкино злодеяние убиваю Рубикона — она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнём истребляю всех её кур и уток, возможно, поросёнка — она ошпаривает кипятком наших детей... (24)Вероятно, так и началась история на земле. (25)Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех — яблоко... (26)И вот в конце концов накопился океан зла, где может потонуть всё человечество...

(27) — Выход есть: возьми пачку дрожжей, что я привёз из Москвы, и отнеси ей, — сказал я.

(28)Жена посмотрела на меня испуганно, как на сошедшего с ума, у неё даже слёзы высохли.

(29) — Да лучше я её съем зараз всю! — прошептала она.

(30) — Скажи, что подарок этот от нас, — твёрдо проговорил я.

(31) — Ни в жизнь!

(32) — Возьми и отнеси!..

    (33)И жена пошла. (34)Я понимал, что она сейчас совершает героический поступок, в некотором смысле даже великий, потому что подняться на ступеньку труднее, чем спуститься, вылезти из болота на сухое место более трудно, чем с сухого места шагнуть в болото, а самое трудное во все времена и для каждого чело века — переступить через самого себя...

     (35)Когда она вернулась, глаза её сияли, а голос прерывался от радостной волнения. (З6)Оказывается, соседка, поняв, что к ней пришли с миром, вдруг за плакала и бросилась обнимать жену. (37)А потом обе они плакали на плече друг дружки. (38)Не успели мы успокоиться, как Нюшка появилась на нашем пороге -глаза её светились счастьем, в руках она держала большое решето, полное отбор -ного репчатого лука.

(По В. Солоухину)

В8.      Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра а списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«В начале текста автор, рассказывая о развивающихся враждебных отношениях соседей, использует _______ (предложения 4-18), что достигается соединением ________(«помойка», «околел», «не передохли») и __ («пошли делегацией», «нейтрализовать действие», «за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана»). В тексте встречаются яркие оценочные суждения с использованием _______ («зловонная чёрная» (язва) - «чистой зелёной» (лужайки).»

Список терминов:

1)      контекстуальные (контекстные) синонимы

2)      эпитеты

3)      разговорная лексика

4)      фразеологизмы

5)      синтаксический параллелизм

6)      книжная лексика

7)      метафора

8)      контекстуальные (контекстные) антонимы

9)      ирония

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ  

1 вариант: 4, 9, 2, 8

2 вариант: 5, 9, 3, 1

3 вариант: 9, 3, 6 ,8


Предварительный просмотр:

 

Комментарии

Некрасов Александр Григорьевич

Здравствуйте, Марина Михайловна! Немного не по теме (не специалист в задании В8, да и в других тоже). Сколько положительной энергии несут стихи Пушкина. Но все произведения Пушкина, по словам оптинского старца Амвросия, несут меньше, чем даже всего лишь один псалом Давида. И с эти нельзя не согласиться. Спасибо и всего вам хорошего.

Белякова Марина Михайловна

Александр Григорьевич! Боговдохновенность библейских текстов несомненна, соглашусь с Вами. И потому духовная литература укрепляет дух и не сеет сомнений. Светская литература - духовный опыт личности , с сомнениями, ошибками, прозрениями, оттого она не всегда душеполезна. Однако среди пушкинских творений есть богодохновенные стихи, особенно в зрелом периоде его творчества, в 1836-1837 гг. И, кстати, глубина прозрений его видна уже в "Борисе Годунове": Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться. Спасибо Вам за отклик.

Некрасов Александр Григорьевич

Здравствуйте, Марина Михайловна. Мне трудно "тягаться" с таким специалистом как Вы. Вы специалист в русском языке и литературе, а я скромный физик, химик, математик, астроном, информатика и ИКТ и даже был полгода биологом. Извините, я не хвастаюсь. Мне приятно, что у физика и гуманитария много общих взглядов, этакое единение духа. Всего Вам доброго.

Белякова Марина Михайловна

Здравствуйте, Александр Григорьевич! Я неравнодушна к физике и физикам, так как мой папа и мой муж - ученые-физики, а сама я училась в школе с физ-мат уклоном, хоть и гуманитарий. Единение духа - что важнее для общения людей. И, кстати, для общения ученика и учителя. только в таком случае возникает резонанс.Вот и физика вспомнилась. Как без нее?

Некрасов Александр Григорьевич

Это очень важно, найти человека, с которым, как говорится, одного духа. Господь говорил апостолам " не знаете, какого вы духа". А дух у нас один. Душа по своей природе христианка. Что касается учеников. Тут не все просто с душой, с духом. Всякие случаи встречаются. Как говорил Сент-Экзюпери, нет ничего лучше человеческого общения. Кстати, именно физика и поспособствовала Вам стать таким специалистом, как есть. Почему? ... . Спасибо, всего Вам наилучшего.

Белякова Марина Михайловна

Конечно,без аналитического аппарата никуда. А физика - царица всех технических наук ( не математика!!!!) с выходом в духовное пространство высшего порядка, оттого и безумно сложный предмет, как, впрочем, и литература. А линвистика сродни математике - знаковая система. Правда, с оговоркой: язык - дух нации. Нет языка - нация вымирает. Спасибо Вам. Мне очень приятно иметь такого умного собеседника.

Некрасов Александр Григорьевич

Марина Михайловна, (если я не утоимил Вас перепиской), Ваши слова как бальзам на душу (извините за избитую фразу). Боюсь ошибиться, в споре древних (Аристотеля и Демокрита, возможно ошибаюсь) развитие физики пошло по пути изучения материи, окружающего мира, а духовный мир (его часто называют тонкий мир) остался без должного внимания. Лишь отдельные ученые занимались им. А законы духовного мира, как точно подметил приснопамятный владыко Иоанн, также объективны, как и законы нашего трехмерного мира. Так что за физикой большое будущее. Что касается литературы. Вы прекрасно знаете, что большинство детей ничего не читают (очень рад, если это не касается Ваших учеников). И это беда. По себе знаю, если прочитав книгу на душе радостно, спокойно, то автор, с которым я вошел в духовное общение по мере прочтения, является высокодуховным. Вы это прекрасно знаете. Сколько детей в классе, столько и пониманий данного произведения учениками. Как учителю это оценить, ведь исследователи дали указание как понимать, например произведение "Село Степанчиково и его обитатели". А я понимаю произведение по-своему. Очень люблю эту книгу Достоевского. "Я хочу любить человека, а мне... ". Извините, я что-то увлекса. Вам спасибо за общение. Всего Вам доброго и творческих успехов в Вашей работе. Досвидания.

Белякова Марина Михайловна

Александр Григорьевич! Мне очень приятно общение с Вами. Но по поводу прочтения художественного произведения и его интерпертаций не могу с Вами согласиться. Книга имеет такие же законы, как и музыкальное, например, произведение.Не зная нот, не сыграешь, да и даже по нотам "Лунная соната" в исполнении мастера и в исполнении поверхностно прочитавшего и сыгравшего вроде бы по нотам, абсолютно разные уровни. Потому и , ни коим образом не желая задеть читательскую компетенцию, все же рискну утверждать, что и у литературоведов, и у читателей уровни прочтения часто не дотягивают до авторского замысла произведения. И опять мы с Вами упираемся в духовную культуру, замешанную на православии, на Евангелии. Приходим к выводу, что для приближения к авторскому замыслу произведения недостаточно только инструментария ( знания так называемых нот) литературоведа, а необходим духовный опыт, без которого исказится смысл, что мы часто и наблюдаем в комментариях к литературным источникам. А у читателя , даже при глобальном духовном опыте не всегда хватает так называемого знания ЗАКОНОВ ИСКУССТВА СЛОВА. Вот и получается, что законы духовного мира остаются без внимания наших замечательных ученых, как в физике, так и в литературе. Близкие , хочу заметить, упущения ученых. Если вас интересуют версии прочтения литературы, я как раз всегда шла вразрез общепринятым, хрестоматийным, потому что они не учитывают ДУХОВНОЕ , а концентрируют внимание лишь на ЭТИКЕ и НРАВСТВЕННОСТИ. Буду рада продолжить общение. Спасибо Вам.До свидания.

Некрасов Александр Григорьевич

Здравствуйте, Елена Михайловна. Спасибо, что откликнулись. Я согласен с вами, что существует определенные законы, в том числе и при написании книг. Мне не важно, как писал книгу автор, мне важно, чтобы она меня обогатила не только новыми знаниями, но и духовно. К стыду сказать, в последние годы практически ничего не читаю. Пусть Вам не покажется высопарным, после прочтения Нового завета (а что-то я стал понимать после многократного прочтения, с первого раза не понял ничего) все книги просто блекнут (в них, рассмотрен какой-нибудь евангельский сюжет, а накручено вокруг него на целый роман или повесть). Я не против того, чтобы добавить часы на литературу, но не за счет физики. Я считаю, что много суррогатных предметов введено в школы, разумеется, за счет тех или иных предметов, в том числе и за счет литературы. Извините , отвлекса. Спасибо Вам за интересное общение и прошу извинить меня за некомпетентность. Приятно, что физики и лирики так хорошо общаются. Досвидания.