Как вызвать интерес к урокам развития речи.

Белоусова Елена Ильинична

Как вызвать интерес к урокам развития речи.

 

   Обычно  уроки развития речи не вызывают большой радости у учащихся. Устная работа, проводимая на уроке с целью подготовки ребят для написания ими дома письменной работы, ещё принимается.  Работаем либо группой (фронтальные задания), либо парами (с соседом по парте).  А вот письменная самостоятельная и классная, и домашняя вызывает вздохи сожаления у многих, за исключением  некоторых учеников.

   Как правило, лучшие работы, в которых, на наш взгляд,  полно раскрыта тема, использованы выразительные средства, что позволило сделать сочинение  ярким, живым, мы зачитываем  как образец для подражания. При этом  другие ученики, чьи работы не были оценены пятёркой, оказываются обделёнными, будто их работы совсем не заслуживают внимания.

    Избежать такого рода отрицательных эмоций обучающихся можно, если превратить  процесс подготовки к творческой работе в интересное занятие.

   Стратегия «РКМЧП»  «Пирамидная история»  нам в этом поможет.

   Данная стратегия имеет три этапа:  первый – это коллективное заполнение пирамиды, второй -  индивидуальное выражение учащимися своих мыслей, третий – коллективное обсуждение написанного.  Такой подход интересен для разных возрастов и для разных дисциплин.  Но мы всё-таки чаще используем его на уроках русского языка (развития речи) в 5-7 классах.

    Вот как работает эта стратегия на уроке подготовки к написанию сочинения – рассказа по картине  Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» в 6 классе.

    До начала урока на доске делаю схему:

1.______________

2.____________________

3.__________________________

4.____________________________________

5._________________________________________________

6._______________________________________________________________

7._________________________________________________________________

    

     Эту схему заполняет учитель по ходу рассмотрения картины, записи в схеме – результат групповой работы всего класса.

     На доске  указаны пункты:

1. Имя героев вашей истории.

2.  Возраст, внешность, черты характеров героев.

3. Место действия, в котором герои принимают участие.

4. Первое событие, предшествующее тому, что мы видим на картине.

5. Второе событие, изображённое на картине.

6. Третье событие, которое произойдёт.

7. Заключение истории (может быть, источник истории).

    В пирамиду вписываем наиболее популярные  из предлагаемых учениками варианты.

    Вот, что может получиться.

1. Вася, Петя

2. 9 и 11 лет. Светловолосый,

 голубоглазый,

 круглолицый, с улыбкой на лице,

 в футболке и спортивных штанах;

худой, узкие плечи, темноволосый,

 нос картошкой, в рубашке  с короткими рукавам; 

весёлый,  любопытный,   осторожный, подчиняющийся.

3.  Домик  художника на краю деревни, мастерская с открытым окном.

4.Поход мальчиков на речку по тропинке мимо домика художника.

5.  Рассматривание  мастерской художника через распахнутое  окно.

6. Приход хозяина, приглашение в гости, показ картин, чаепитие, начало дружбы.

7. Рассказ истории самим художником друзьям за чайным столом  или мальчиками родителям.

    Когда пирамида заполнена, предлагаю,   опираясь на неё,  сочинить рассказ устно. Т.е. ребята, получая основную информацию из ими же составленной пирамиды, перерабатывают её и связывают в текст.  При этом они учатся фантазировать, но в рамках тех условий, которые обязательно должны выполнить.   Затем несколько ребят и только по желанию   рассказывают свои истории.   Работы пишутся дома.

   Используя данный приём, мы закрепляем умение  составлять  рассказ  по картине и одновременно развиваем критическое мышление.

   Обычно все письменные работы, подготовка к которым проходила на уроке с использованием пирамидной истории, сдаются на проверку вовремя и оцениваются высоким баллом.

 

 

 

Комментарии

Маратканов Сергей Михайлович

Елена Ильинична, интересная методика. Знаю по себе как тяжело писать сочинения физику.

Маслова Светлана Борисовна

Согласна, Сергей Михайлович. Эта методика поможет любому, кому тяжело писать сочинение.

Шустова Наталья Владимировна

Нет, это схема, а нужно творчество. Начните с буриме. Это хороший способ развивать речь. А потом и картины, и зарисовки, и фото.

Белоусова Елена Ильинична

Спасибо за совет. Но всё-таки в схеме вижу смысл. Это основа даже творческой работы, в которой мы предоставляем возможность полёту нашей фантазии.