Мотивация учебной деятельности учащихся с помощью СОТ "РКМЧП".

Белоусова Елена Ильинична

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся

с помощью СОТ «РКМЧП».

       Технология развития критического мышления  через чтение и письмо представляет собой систему конкретных  методических стратегий и приёмов, направленных на достижение  следующих результатов:

- умение работать с информационным потоком в разных областях знаний,

- умение пользоваться различными способами интегрирования информации,

- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу,

- умение решать проблемы,

- умение вырабатывать собственное мнение,

-  умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно,

- умение аргументировать свою точку зрения с учётом мнения  других,

- умение самостоятельно заниматься своим обучением,

- умение брать на себя ответственность,

- умение участвовать в совместном принятии решения,

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с людьми,

- умение сотрудничать в группе.

       Использование в педагогической деятельности технологии «РКМЧП»  позволяет педагогу не только  достичь этого результата, но и     повысить свой профессиональный уровень путём применения системы эффективных приёмов, активизировать познавательную деятельность учащихся.   Одним словом, данная технология мотивирует учебно-познавательную активность  школьников.

     Мотивация же – это та сила, которая вдохновляет нас и управляет нами в процессе достижения цели.  Для обучения она совершенно необходима.  Не стоит ждать, пока дети сами пожелают учиться, каждый учитель в силах  повлиять на процесс возникновения мотивации на уроке  посредством имеющихся в его арсенале педагогических инструментов.  Таким инструментом с полной уверенностью считаю технологию «РКМЧП», которая в настоящее время реализуется  более чем в 29 странах мира.

      В основе технологии лежит следующая  идея критического мышления: думать критически означает проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы  и осуществлять планомерный поиск ответов на них. Этим мы и занимаемся  на уроках, базовая модель которых состоит  из трёх стадий: Вызов- Осмысление- Размышление (рефлексия).

     Вызов необходим, чтобы актуализировать имеющиеся у учеников знания  и представления о предмете разговора, обсуждения.  Ещё эта стадия позволяет структурировать  процесс изучения  нового материала.  Используя такие приёмы, как  ключевые слова,  прогноз, предсказание, рыбья кость, пирамида сужения и расширения понятий, ПОПС-формула, мозговая атака  и другие, пробуждаем  у ребят интерес к теме, формируем ценностное отношение к предмету;  обращаясь к накопленному опыту, обучающиеся  делают предположения.   Образовательный процесс на этой стадии урока активизируется, формируется личностный  интерес и ценностные отношения, так как  при этом сочетаются  индивидуальная и групповая формы работы.        

       Далее  на стадии Осмысления  обучающиеся вступают в контакт с новой информацией и идеями. Происходит их систематизация.  Обучающиеся имеют возможность получить новую информацию,  задуматься о природе изучаемого объекта, а по мере соотнесения старой и новой информации научиться формулировать вопросы и определить собственную позицию.   Очень важно, что  на этом этапе урока с помощью таких  приёмов, как: маркировка текста,  денотатный граф, кластер, маркировочная таблица, тонкие и толстые вопросы -   мы помогаем школьникам отслеживать процесс познания и понимания.

      На стадии Размышления (рефлексии)  происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации. Обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления для того, чтобы включить  в них новые понятия.  Таким образом, происходит «присвоение» нового знания.  А школьники вырабатывают собственное отношение к изучаемому материалу. Осмысление  и обобщение идёт через индивидуальную работу (данетка, синквейн,  сочинение-размышление, письмо, эссе, дневник и т.д.).

      В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают  различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно  по отношению к окружающим, к другим точкам зрения.

    Любимой стратегией  детей, особенно среднего звена, стала технологической стратегии «Чтение с остановками, или направленное чтение». Из моих наблюдений: то, что изучено   с  её использованием  гораздо лучше воспринимается и запоминается, интереснее анализируется в творческих работах и создаёт на уроке ситуацию успеха, окрыляя, а первую очередь,  неуспешных учеников.

      87,3 % обучающихся дают положительный отклик  о новых для них формах работы. Вот выдержки из анкет:

- Сегодняшний урок мне понравился, я смог сосредоточиться на теме

- Я пыталась найти веские аргументы для доказательства своей точки зрения, и мне это понравилось

- Мы работаем в группах, обмениваемся мнениями и слушаем других. Мне начинает нравиться урок литературы, хотя я математик

- Мне кажется, что нас учат по-другому. Мы теперь больше думаем над тем, что обсуждаем, чаще и полнее выражаем свои мысли. Мне нравится, как нас учат.

       Наиболее важными критериями  оценивания ребята сочли собственный интерес к происходящему, возможность высказывать свои идеи, обучение сообща и результативность урока. Всё это необходимые условия для развития критического мышления. И эти условия  говорят о наличии мотивации на уроке, без чего не может сегодня обойтись учебно-познавательный процесс.

 

 

 

Комментарии

Маслова Светлана Борисовна

Спасибо за стратегию "Чтение с остановками". Если не трудно, назовите произведения, которые Вы изучаете, используя эту стратегию. Заранее благодарна.

Белоусова Елена Ильинична

М.Шолохов "Родинка" (11 класс), А.П.Чехов "Ионыч"(10 класс), Паустовский "Телеграмма", М.Ю.Лермонтов "Мцыри" (8 класс), маленькие трагедии А.С.Пушкина (7 класс), и другие. Главное условие: произведения должны быть небольшими по объёму и остросюжетные.

Маслова Светлана Борисовна

Спасибо, Елена Ильинична!