Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Белоусова Елена Ильинична

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.

 

        Каковы объективные возможности учителя обучать, воспитывать и развивать в условиях  классно-урочной системы? Как ослабить противоречия между  массовым характером обучения и  индивидуальными особенностями  личности обучаемого?  А эти вопросы даёт  технология Метод проектов. Ведь работая над проектом,  школьник учится решать свою проблему, осваивает коммуникативную и информационную компетентности. Привлекает этот метод и тем, что внешний результат можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности, а внутренний – опыт деятельности -  становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

       Соглашусь с академиком РАО А.Новиковым, что метод проектов – форма обучения по сути.  Проектная деятельность позволяет создать  развивающую образовательную среду, инициирующую творческий процесс, в который включены все участники учебной ситуации,  в том числе и учитель.   Учебные проекты дают возможность направить учебный процесс в другое русло.  Мы выполняем их не вместо изучения учебных предметов (дисциплин),  а в рамках этих предметов (дисциплин)  или в дополнение к ним.

      Таким проектом в рамках предмета литература при изучении  «Капитанской дочки» А.С.Пушкина в 8 классе стал проект «Дворец» Пугачёва». Казалось бы, что тут сложного? Найти в тексте описание «дворца», внимательно прочитать его, определиться с материалом, вспомнить навыки, приобретённые на уроках труда в начальной школе. Но насколько разными получились макеты! И вместе с тем от описания «дворца», данного Пушкиным, не отступил никто, и во время презентации «продукта» ПД каждый сумел это доказать.  Десятиклассники, в начале изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» негативно  относившиеся к Базарову, к концу изучения поняли этот образ и прониклись к нему особой симпатией, что не замедлило сказаться на «продуктах» ПД -  дневнике главного героя. Дневниковые записи  продемонстрировали не только умение школьников воспроизводить прочитанный текст, но и понимать мотивы поведения Базарова, т.е.  умение критически мыслить.  Радость вызвало у меня желание десятиклассников изучить тему «Мысль семейная» по роману Л.Толстого «Война и мир» с использованием метода проекта. Разбившись на группы, обучающиеся самостоятельно проделали  большую работу по изучению текста произведения и дополнительной литературы (критические статьи, монографии). Результатом анализа и обобщения стали папки творческих работ о семьях Курагиных, Болконских и Ростовых, информация о которых была представлена в синквейнах, рассказах о семье от лица  героя,  девизах семей, их гербах, кодексах и эмблемах.          Деятельность школьников  в данном случае нельзя назвать исполнительской, цель им не была задана, и поэтому работа носила активный, в том числе, творческий характер.

     Сейчас речь идёт о том, что в перспективе в систему итоговой аттестации выпускника средней школы будет включена оценка его Портфолио, демонстрирующего достижения в разных областях.  Такой Портфолио нельзя сформировать за год – это многолетняя работа.   Портфолио может быть и «продуктом»  проектной деятельности обучающегося.  Попытки моих учеников на практике  реализовать свои знания по технологии «Портфолио» - это  Портфолио достижений «Покорённые вершины», «Учение с увлечением», Портфолио по предмету «Готовлюсь к экзамену».

   Проекты, демонстрирующие интеграцию литературы и ИЗО, музыки:

- «Что за чудо эти сказки!» - иллюстрированный сборник сказок собственного сочинения – подарок подшефному 1 классу;

- «Под сенью ставропольских муз» -  сборник  стихов собственного сочинения учащихся, выпускников и учителей школы с их фото и биографическими справками;

- «Песни наших бабушек» - электронный носитель   с календарно-обрядовыми песнями в исполнении жительниц села и другие.

    Школьники в основной массе умеют  делать выводы, приводить аргументы, т.е. обладают навыками критического мышления. И  в значительной степени благодаря использованию  Метода проектов.

 

(Выступление на школьном семинаре " Технология   ПД как одно из средств формирования компетентностей учащихся")

 

Комментарии

Маслова Светлана Борисовна

Да, Елена Ильинична, если использовать метод проекта в рамках предмета, то проектная деятельность, как и сам предмет, вызовет интерес у ребят. Убедилась в этом на собственном опыте. А проекты у Вас интересные.