Рефлексивная техника оценивания

Портненко Елена Владимировна

Рефлексивная техника оценивания:

- недельные отчеты;

- критериальное самооценивание;

- оценочные рубрики.

Недельные отчеты позволяют выяснить насколько хорошо ученики знают материал, умеют рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksivnaya_tekhnologiya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексивная техника оценивания

К рефлексивной технике оценивания относятся:

- недельные отчеты (Что я изучил за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы был учителем, чтобы проверить их знания);

- критериальное самооценивание (Линейка. Свидетельство. Диаграмма);

- оценочные рубрики (Для ответа. Для проектной работы. Для эссе).

Оценивание - это неотъемлемая часть преподавания.

Нет единицы для сравнения, эталона, с помощью которого можно было бы измерить и объективно оценить знания учащихся. Нет средств их объективного измерения (типа весов, термометра).

Поэтому учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика. Какова же оценочная система в современной школе?

Изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса. Для этого существует формирующее оценивание.

Формирующее оценивание нужно для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использование данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Работа над этой темой,  информационные источники заставили меня по-другому взглянуть на своих учеников. Хочу поделиться своими находками в области оценивания.

Основным методом я взяла недельные отчеты, которые использовала по русскому языку в слабом классе. Отчеты - это своего рода ответы на вопросы: чему научился за эту неделю;  что осталось для меня неясным;   какие вопросы  я задал  ученикам, если бы был их учителем? В свободной форме ученики давали ответы. Внедряя недельные отчеты, я преследовала следующие цели - объективировать понимание учениками того, как они учатся; исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала; проследить развитие письменных навыков и их умения строить рассуждения.

  В начале первой недели  я рассказала детям  о новой системе оценивания. Вместе определили день проведения отчета. Сначала ученикам было трудно записывать ответы на поставленные вопросы. Привыкание к новому методу оценивания заняло почти месяц. Первое время я приучала детей к самоанализу отчетов. Потом  они самостоятельно научились себя оценивать.  В результате «слабые» ученики научились более грамотно оформлять свою письменную речь, «сильные» же ее совершенствовали, учащиеся стали серьезнее относиться к подготовке домашних заданий. Недельные отчеты по русскому языку позволили также более точно определить тот спектр вопросов,  который необходимо было прорабатывать дополнительно. При заполнении отчетов учащиеся не только давали оценку своим знаниям, но учились оценивать других.

Недельные отчеты – это способ практиковаться в рефлексии своих знаний  и того, как они получены.

Каким бы не было оценивание, его основной задачей является – не навредить ученику.  Главное понять, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания, а для этого  необходимо принципиально изменить наше сознание.

 

 


 

Комментарии