Организация дифференцированного обучения на уроках русского языка

Погребицкая Екатерина Михайловна

Е.М.Погребицкая, учитель русского языка и литературы высшей категории, директор МАОУ «СОШ № 25» г.Перми,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 25» г.Перми

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является успешное развитие ребенка, которое возможно при условии психологического комфорта на уроке. Достичь этого можно и путем дифференциации в процессе обучения. Однако конкретные средства и методы практического решения этой проблемы разработаны недостаточно. Сущность проблемы, на мой взгляд, заключается в том, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Интуитивно каждый учитель старается построить свой урок с учетом этого, но в результате часто «соскальзывает» на некий усредненный подход, ориентируясь на «среднего» ученика, оставляя вне эффективного обучения многих детей в классе.

Проблема и заключается, во-первых, в том, чтобы выявить реальный уровень умений и навыков учащегося или группы учащихся, а во-вторых, построить дифференцированное или даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.

Проблема, с которой сталкивается учитель, в том, что нет четко выявленных путей определения базовых компетенций, нет конкретных наработок, определяющих конкретные методы и формы дифференциации.

Цель моего исследования заключается в том, чтобы разработать систему, которая позволила бы дифференцировать процесс обучения русскому языку с учетом разного уровня сформированности компетенций учащихся.

В процессе своей работы я выполняю следующие задачи:

  1. Создание теста для выявления реальных ключевых компетенций учащегося или группы учащихся.
  2. Создание диагностических карт.
  3. Поиск приемов, методов дифференцированного обучения и их обоснование.
  4. Разработка дидактических материалов, позволяющих вести дифференцированную работу.

Предметом моего исследования, таким образом, является:

  1. Поиск приемов и методов дифференцированного обучения.
  2. Способы выявления реальных умений и навыков.
  3. Разработка дидактических материалов.

Первый этап моей работы заключался в том, чтобы разработать тесты по изучению компетенций учащихся и провести по данным тестам обследование класса. По итогам  была составлена сводная диагностическая карта:

 

Ф.И.

уч-ся

Орфография

Пунктуация

Речь

пре-/

при-

-лаг-/

-лож-

…….

ПП

СП

……..

тема

план

……

1.Д….

+

+

-

+

-

-

+

-

-

2.Н…

+

+

+

+

+

+

+

-

+

В течение следующих уроков работа с классом строилась с опорой на эту таблицу. Вот тогда и появилась идея дифференциации заданий на уроках, так как с большей частью приходилось отрабатывать не только новые темы, но вспоминать и заново «проходить» те, в ходе которых были выявлены недоработки.

Таким образом, на уроках стали использоваться элементы дифференцированного обучения. И здесь пришлось столкнуться с тем, что, оказывается, не все учебники рассчитаны на такое обучение, в них в основном даются репродуктивные задания. Конечно, в новых учебниках появились задания и творческие, и повышенной сложности, но не хватает качественного дополнительного материала для осуществления дифференцированного подхода к процессу обучения на уроке. Это заставляет задуматься  о следующем: дифференциации  на базе существующих учебников недостаточно, нужно создавать на основе существующих учебников дополнительный  дидактический материал, надо искать новые приемы работы и постараться построить все уроки как систему дифференцированного обучения, а не как возможность «разового» использования приемов дифференциации. С того момента, когда были определены эти задачи, прошло несколько лет работы в поиске. За это время удалось выявить реальный уровень базовых компетенций учащихся (и каждого в отдельности) и, основываясь на этом, построить дифференцированное и даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.

Система дифференциации проходит через все типы уроков, при этом важным отличием уроков становится ориентация на результат, что является приоритетом в стандартах второго поколения. Надо заметить, что результат будет тогда, когда учащимся не просто усвоены определенные правила русского языка, а тогда, когда ученик способен применить эти правила в практической деятельности. Следовательно, потребовались и другие формы проверочных и контрольных работ. Наибольшую сложность, разумеется, представляли уроки, связанные с открытием нового знания и уроки контроля, так как надо было учесть уровень знаний каждого ученика, его возможности и способности, а также наличие дидактического материала, соответствующего требованиям этой системы.

В подготовке к урокам использовалась таблица разноуровневого обучения (по В.В.Гузееву) и исходя из этого предлагались задания по следующим уровням:

1 уровень – репродуктивный, минимальный; ребенок выполняет задание по заданному образцу на изучаемое правило;

2 уровень – общий; ребенок выполняет задание, используя 2-3 правила (одно по изучаемой теме и 1-2 на повторение);

3 уровень – продвинутый, творческий; ребенок выполняет творческое задание с использованием изучаемого правила.

Чтобы выявить, на каком реальном уровне находится ученик, каждому ребенку предлагались индивидуальные задания по трем уровням, при этом необходимо стремиться к тому, что в идеальном варианте каждый ребенок должен выполнить все три уровня. Эта работа помогает не только учителю, но и самим детям определить уровень знаний на данном этапе. Учащимся известно, что каждый уровень соответствует своей оценке, но и внутри каждого уровня учитель может создать «внутреннюю» систему оценок, соответствующую индивидуальным способностям ученика.

Эта тема сейчас особенно актуальна, о чем свидетельствует и появление возможностей предоставления ученикам индивидуальных учебных планов, что позволяет смоделировать индивидуальную траекторию обучения по предмету. Нельзя забывать, что кроме абсолютной успешности есть и относительная успешность. Зная об этом и имея свободу выбора, ребенок чувствует себя на уроке психологически комфортно, а это, в свою очередь, является необходимым элементом успешного обучения.

Работая по уровням, ребенок, в зависимости от вида задания, может выбирать разные уровни. Результативность этой работы проявляется в том, что в начале года 3-ий уровень выбирали, например, в 7 «А» классе, только четыре  человека, сейчас его выбирают постоянно девять  человек, периодически – до 15  человек (в классе обучается в этом учебном году 28 человек). Это при том, что сложность уровней меняется, иногда дети сами предлагают усложнить задания выбранного уровня.

Примеры разноуровневых заданий могут быть следующими:

  1. Словарная работа (домашнее задание):

1 уровень – найти в словаре 2-3фразеологизма на изучаемое правило;

2 уровень – найти примеры 2-3 фразеологизмов на изучаемое правило, объяснить их значение; составить с каждым предложение;

3 уровень –найти фразеологизм на изучаемое правило,составить текст, используя фразеологизм в качестве основной мысли.

  1. Словарная диктовка

1 уровень – записать слова под диктовку;

2 уровень – записать слова под диктовку, одновременно составляя с ними словосочетания;

3 уровень – выданы слова с пропущенными буквами на карточке; составить текст, используя их (или предложения) по определенной теме (по выбору).

  1. Работа с текстом (текст записан на доске, например, по теме «Правописание НЕ с причастиями»):

1 уровень – выписать примеры на изучаемое правило, раскрывая скобки;

2 уровень – списать весь текст, раскрывая скобки («Не с разными частями речи») и объяснить орфограммы;

3 уровень – продолжить текст, используя правило «Не с разными частями речи».

  1. Контрольная работа (дополнительное задание после диктанта):

1 уровень – выписать примеры слов на правило «Не с разными частями речи»;

2 уровень – выписать все слова на правило «Не с разными частями речи»и объяснить их написание;

3 уровень – продолжить текст, используя правило «Не с разными частями речи».

Все разноуровневые задания выполняются в течение одинакового времени.  Перед изучением темы в тетради каждого ученика появляется таблица, которая заполняется в течение всех уроков по данной теме. Оценки выставляются за каждое задание.

 

Типы заданий

  1.  

2 уровень

3 уровень

Итоговая оценка

1.Словарная работа

 

 

  1.  
  1.  

2.Словарный диктант

 

  1.  

 

  1.  

3.Теория

 

 

  1.  
  1.  

4.Контрольная работа

 

  1.  

 

  1.  

5…..

 

 

 

 

Таким образом, можно отметить, что дифференцированное обучение помогает овладению компетенциями каждым учеником на максимально возможном именно для этого ребенка уровне, следовательно, учащиеся будут вооружены способами действия, значит, можно говорить о максимальной адаптации детей к жизни.

Приложение

Тема: «Частицы в тексте» (7 класс)

1 уровень

  1. Подчеркните в тексте все частицы.
  2. Озаглавьте текст.

Он жил и дрожал. Теперь смерть у него на носу., а он все дрожит., сам не зная из-за чего. В норе у него повернуться негде. Ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в сырой мгле, незрячий, никому не нужный.

Мимо его норы шмыгают другие рыбы, и ни одна не интересуется им. Ни одной на мысль не придет: дай-ка спрошу я у премудрого пескаря, как он умудрился, нигде не бывая и ни с кем никогда не разговаривая, сто с лишним лет прожить, а ни одна щука его не заглотила нечаянно. Плывут себе мимо и не знают, что вот в этой норе не глупый недоумок сидит, а премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает.

2 уровень

   1.Вставьте подходящие по смыслу частицы.

       2.Озаглавьте текст.

Дороги! Как много написано о них и как много еще … написано! … найдется писатель, герой которого … разу в жизни  …совершил хотя … одного путешествия!? Едва … отыщешь такого в мировой литературе.

И все … у каждого человека свое представление о дороге. Идет … малыш в первый класс, едет  ... юноша в университет, отправляется … солдат на службу, рабочий на завод, крестьянин в поле – все проходят своей дорогой. Иногда она может наскучить (один и тот .. – путь, одни и те .. впечатления, одна и та … цель впереди – словом, каждый день одно и то …), и тогда ее захочется изменить. А переменить дорогу – это зачастую переменить жизнь.

Дорога … раз совершает повороты. Свернуть с привычного курса страшновато, но все … увлекательно.  И человек подчас говорит себе: « Поеду … я путешествовать! Поменяю … я работу! Что … случилось, откроются новые горизонты, новые перспективы. А то  сижу на одном месте – так … ничего интересного и … увижу!

  1. уровень

1.Спишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

2. Продолжите текст, используя частицы.

3.Подчеркните частицы.

4.Озаглавьте текст.

На те(р,рр)а(с,сс)е старой усадьбы сидел заяц. Я (не) поверил своим глазам, а заяц как(н..) в чем (н..) бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером пр..сесть.

Таинстве..ый заяц все сидел на те(р,рр)а(с,сс)е и то (же) как буд(?)то о чем (то) мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и …..

 

Список литературы:

  1. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: «Народное образование», 2001.
  2. Советова Е.В. Школа нового поколения. – Ростов-на-Дону: ООО «Феникс»/ 2012.
  3.  Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: «Институт практической психологи», НПО "МОДЭК”, 1998.
  4.  Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. –М.: Изд. «Эйдос», 2012.
  5. Чарный Б.М. Наедине со всеми. – Пермь: Изд. «Звезда», 1996.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Е.М.Погребицкая, учитель русского языка и литературы высшей категории, директор МАОУ «СОШ № 25» г.Перми,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 25» г.Перми

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является успешное развитие ребенка, которое возможно при условии психологического комфорта на уроке. Достичь этого можно и путем дифференциации в процессе обучения. Однако конкретные средства и методы практического решения этой проблемы разработаны недостаточно. Сущность проблемы, на мой взгляд, заключается в том, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Интуитивно каждый учитель старается построить свой урок с учетом этого, но в результате часто «соскальзывает» на некий усредненный подход, ориентируясь на «среднего» ученика, оставляя вне эффективного обучения многих детей в классе.

Проблема и заключается, во-первых, в том, чтобы выявить реальный уровень умений и навыков учащегося или группы учащихся, а во-вторых, построить дифференцированное или даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.

Проблема, с которой сталкивается учитель, в том, что нет четко выявленных путей определения базовых компетенций, нет конкретных наработок, определяющих конкретные методы и формы дифференциации.

Цель моего исследования заключается в том, чтобы разработать систему, которая позволила бы дифференцировать процесс обучения русскому языку с учетом разного уровня сформированности компетенций учащихся.

В процессе своей работы я выполняю следующие задачи:

  1. Создание теста для выявления реальных ключевых компетенций учащегося или группы учащихся.
  2. Создание диагностических карт.
  3. Поиск приемов, методов дифференцированного обучения и их обоснование.
  4. Разработка дидактических материалов, позволяющих вести дифференцированную работу.

Предметом моего исследования, таким образом, является:

  1. Поиск приемов и методов дифференцированного обучения.
  2. Способы выявления реальных умений и навыков.
  3. Разработка дидактических материалов.

Первый этап моей работы заключался в том, чтобы разработать тесты по изучению компетенций учащихся и провести по данным тестам обследование класса. По итогам  была составлена сводная диагностическая карта:

Ф.И.

уч-ся

Орфография

Пунктуация

Речь

пре-/

при-

-лаг-/

-лож-

…….

ПП

СП

……..

тема

план

……

1.Д….

+

+

-

+

-

-

+

-

-

2.Н…

+

+

+

+

+

+

+

-

+

В течение следующих уроков работа с классом строилась с опорой на эту таблицу. Вот тогда и появилась идея дифференциации заданий на уроках, так как с большей частью приходилось отрабатывать не только новые темы, но вспоминать и заново «проходить» те, в ходе которых были выявлены недоработки.

Таким образом, на уроках стали использоваться элементы дифференцированного обучения. И здесь пришлось столкнуться с тем, что, оказывается, не все учебники рассчитаны на такое обучение, в них в основном даются репродуктивные задания. Конечно, в новых учебниках появились задания и творческие, и повышенной сложности, но не хватает качественного дополнительного материала для осуществления дифференцированного подхода к процессу обучения на уроке. Это заставляет задуматься  о следующем: дифференциации  на базе существующих учебников недостаточно, нужно создавать на основе существующих учебников дополнительный  дидактический материал, надо искать новые приемы работы и постараться построить все уроки как систему дифференцированного обучения, а не как возможность «разового» использования приемов дифференциации. С того момента, когда были определены эти задачи, прошло несколько лет работы в поиске. За это время удалось выявить реальный уровень базовых компетенций учащихся (и каждого в отдельности) и, основываясь на этом, построить дифференцированное и даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.

Система дифференциации проходит через все типы уроков, при этом важным отличием уроков становится ориентация на результат, что является приоритетом в стандартах второго поколения. Надо заметить, что результат будет тогда, когда учащимся не просто усвоены определенные правила русского языка, а тогда, когда ученик способен применить эти правила в практической деятельности. Следовательно, потребовались и другие формы проверочных и контрольных работ. Наибольшую сложность, разумеется, представляли уроки, связанные с открытием нового знания и уроки контроля, так как надо было учесть уровень знаний каждого ученика, его возможности и способности, а также наличие дидактического материала, соответствующего требованиям этой системы.

В подготовке к урокам использовалась таблица разноуровневого обучения (по В.В.Гузееву) и исходя из этого предлагались задания по следующим уровням:

1 уровень – репродуктивный, минимальный; ребенок выполняет задание по заданному образцу на изучаемое правило;

2 уровень – общий; ребенок выполняет задание, используя 2-3 правила (одно по изучаемой теме и 1-2 на повторение);

3 уровень – продвинутый, творческий; ребенок выполняет творческое задание с использованием изучаемого правила.

Чтобы выявить, на каком реальном уровне находится ученик, каждому ребенку предлагались индивидуальные задания по трем уровням, при этом необходимо стремиться к тому, что в идеальном варианте каждый ребенок должен выполнить все три уровня. Эта работа помогает не только учителю, но и самим детям определить уровень знаний на данном этапе. Учащимся известно, что каждый уровень соответствует своей оценке, но и внутри каждого уровня учитель может создать «внутреннюю» систему оценок, соответствующую индивидуальным способностям ученика.

Эта тема сейчас особенно актуальна, о чем свидетельствует и появление возможностей предоставления ученикам индивидуальных учебных планов, что позволяет смоделировать индивидуальную траекторию обучения по предмету. Нельзя забывать, что кроме абсолютной успешности есть и относительная успешность. Зная об этом и имея свободу выбора, ребенок чувствует себя на уроке психологически комфортно, а это, в свою очередь, является необходимым элементом успешного обучения.

Работая по уровням, ребенок, в зависимости от вида задания, может выбирать разные уровни. Результативность этой работы проявляется в том, что в начале года 3-ий уровень выбирали, например, в 7 «А» классе, только четыре  человека, сейчас его выбирают постоянно девять  человек, периодически – до 15  человек (в классе обучается в этом учебном году 28 человек). Это при том, что сложность уровней меняется, иногда дети сами предлагают усложнить задания выбранного уровня.

Примеры разноуровневых заданий могут быть следующими:

  1. Словарная работа (домашнее задание):

1 уровень – найти в словаре 2-3  фразеологизма на изучаемое правило;

2 уровень – найти примеры 2-3 фразеологизмов на изучаемое правило, объяснить их значение; составить с каждым предложение;

3 уровень –  найти фразеологизм на изучаемое правило,  составить текст, используя фразеологизм в качестве основной мысли.

  1. Словарная диктовка

1 уровень – записать слова под диктовку;

2 уровень – записать слова под диктовку, одновременно составляя с ними словосочетания;

3 уровень – выданы слова с пропущенными буквами на карточке; составить текст, используя их (или предложения) по определенной теме (по выбору).

  1. Работа с текстом (текст записан на доске, например, по теме «Правописание НЕ с причастиями»):

1 уровень – выписать примеры на изучаемое правило, раскрывая скобки;

2 уровень – списать весь текст, раскрывая скобки («Не с разными частями речи») и объяснить орфограммы;

3 уровень – продолжить текст, используя правило «Не с разными частями речи».

  1. Контрольная работа (дополнительное задание после диктанта):

1 уровень – выписать примеры слов на правило «Не с разными частями речи»;

2 уровень – выписать все слова на правило «Не с разными частями речи»  и объяснить их написание;

3 уровень – продолжить текст, используя правило «Не с разными частями речи».

Все разноуровневые задания выполняются в течение одинакового времени.  Перед изучением темы в тетради каждого ученика появляется таблица, которая заполняется в течение всех уроков по данной теме. Оценки выставляются за каждое задание.

Типы заданий

1  уровень

2 уровень

3 уровень

Итоговая оценка

1.Словарная работа

++55

5

2.Словарный диктант

++44

4

3.Теория

+5

5

4.Контрольная работа

+3

3

5…..

Таким образом, можно отметить, что дифференцированное обучение помогает овладению компетенциями каждым учеником на максимально возможном именно для этого ребенка уровне, следовательно, учащиеся будут вооружены способами действия, значит, можно говорить о максимальной адаптации детей к жизни.

Приложение

Тема: «Частицы в тексте» (7 класс)

1 уровень

  1. Подчеркните в тексте все частицы.
  2. Озаглавьте текст.

Он жил и дрожал. Теперь смерть у него на носу., а он все дрожит., сам не зная из-за чего. В норе у него повернуться негде. Ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в сырой мгле, незрячий, никому не нужный.

Мимо его норы шмыгают другие рыбы, и ни одна не интересуется им. Ни одной на мысль не придет: дай-ка спрошу я у премудрого пескаря, как он умудрился, нигде не бывая и ни с кем никогда не разговаривая, сто с лишним лет прожить, а ни одна щука его не заглотила нечаянно. Плывут себе мимо и не знают, что вот в этой норе не глупый недоумок сидит, а премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает.

2 уровень

   1.Вставьте подходящие по смыслу частицы.

       2.Озаглавьте текст.

Дороги! Как много написано о них и как много еще … написано! … найдется писатель, герой которого … разу в жизни  …совершил хотя … одного путешествия!? Едва … отыщешь такого в мировой литературе.

И все … у каждого человека свое представление о дороге. Идет … малыш в первый класс, едет  ... юноша в университет, отправляется … солдат на службу, рабочий на завод, крестьянин в поле – все проходят своей дорогой. Иногда она может наскучить (один и тот .. – путь, одни и те .. впечатления, одна и та … цель впереди – словом, каждый день одно и то …), и тогда ее захочется изменить. А переменить дорогу – это зачастую переменить жизнь.

Дорога … раз совершает повороты. Свернуть с привычного курса страшновато, но все … увлекательно.  И человек подчас говорит себе: « Поеду … я путешествовать! Поменяю … я работу! Что … случилось, откроются новые горизонты, новые перспективы. А то  сижу на одном месте – так … ничего интересного и … увижу!

  1. уровень

1.Спишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

2. Продолжите текст, используя частицы.

3.Подчеркните частицы.

4.Озаглавьте текст.

На те(р,рр)а(с,сс)е старой усадьбы сидел заяц. Я (не) поверил своим глазам, а заяц как(н..) в чем (н..) бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером пр..сесть.

Таинстве..ый заяц все сидел на те(р,рр)а(с,сс)е и то (же) как буд(?)то о чем (то) мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и …..

Список литературы:

  1. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: «Народное образование», 2001.
  2. Советова Е.В. Школа нового поколения. – Ростов-на-Дону: ООО «Феникс»/ 2012.
  3.  Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: «Институт практической психологи», НПО "МОДЭК”, 1998.
  4.  Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. –М.: Изд. «Эйдос», 2012.
  5. Чарный Б.М. Наедине со всеми. – Пермь: Изд. «Звезда», 1996.