Система подготовки к ОГЭ .

Сообщение Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку Подготовила: С.А. Саврасова учитель русского языка и литературы 2015 г. В практике работы общеобразовательных учреждений используется форма государственной итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, позволяющая оценивать достижения учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо (что предусматривается в настоящее время), но и чтение. При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения её перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями. Учителя русской словесности создают свои системы подготовки учащихся к успешному выполнению заданий ОГЭ, позволяющие учитывать как уровень владения русским языком школьниками конкретного общеобразовательного учреждения, муниципального района в целом, так и индивидуальный уровень каждого. В процессе преподавания русского языка в 9 классах у меня также сложилась определённая система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку. Основная цель данной работы – успешная сдача экзамена по русскому языку в новой форме. Перед учителем-словесником, работающим в 9 классе встают следующие задачи: - систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии; - совершенствование умения излагать учебный текст; - совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему. Главные принципы, на которых строится работа, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам. Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволяют учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов. На занятиях использую: • Лекции учителя с различными видами заданий; • Составление обобщающих таблиц и схем • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы); • Самостоятельный отбор материала • Работа в группах; • Проведение деловых игр и практикумов; • Работа с пакетами КИМов; • Написание изложений и сочинений. Анализ результатов экзамена позволяет выявить серьёзную проблему, стоящую перед основной школой, – проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка. Решить эту задачу помогают толковые, фразеологические и иные словари. Однако освоение лексики может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если оно проводится на основе текста. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, работа по расширению словарного запаса учеников основной школы становится всё более актуальной сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге. В целом решение названных проблем следует искать в использовании новых форм преподавания и методик, связанных с комплексной работой с текстом, а также в увеличении доли работы по обучению сжатому изложению и сочинению на основе текста. В настоящее время можно найти немало пособий, предлагающих разные способы подготовки школьников к ОГЭ. Так, например, Е.И. Литневская, В.Н. Багрянцева в «Методике преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (М.:Академический проект, 2006) для предупреждения ошибок учащихся рекомендуют следующую памятку. Памятка 1. Не стремиться воспроизвести текст дословно. 2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.). 3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные. 4.Правильно употреблять личные местоимения. 5.Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы; б) снять логическое противоречие; в) исправить неточное употребление слова. С учащимися также проводится определённая информационная работа: 1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся: - правила поведения на экзамене; - правила заполнения бланков; 2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ОГЭ. 3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков. 4) Пробные внутришкольные ОГЭ. Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу. Изложение – традиционный вид работы по развитию связной речи, который включён в обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Сжатое изложение является одним из самых сложных заданий Государственной итоговой аттестации, которое показывает, насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению детей пониманию текста, умению определять в нём существенное. Экзамен по русскому языку в IX классе – это сосредоточенная, интенсивная работа в течение 235 минут, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет, если он умеет вести диалог с текстом. Какие же тексты следует использовать в качестве тренировочных к сдаче ОГЭ? Во-первых, лучше, если они будут научно-популярные или публицистические. Художественные тексты сокращать труднее, поскольку слово в них многозначно, стиль при сжатии не сохраняется, а значит, надо придумывать специальные формулировки, отсутствующие в исходном тексте, чтобы передать авторское отношение. Во-вторых, они должны быть информативны и содержать четыре-пять связанных между собой, но разных мыслей или развёрнутых пояснений, примеров (то, что мы называем микротемами). Это свойство присуще далеко не всем текстам. В - третьих, предпочтительнее такие тексты, которые хоть в какой-то степени отвечают интересам подростков, имеют отношение к их жизни, не отталкивают навязчивым и унылым дидактизмом или патетикой. В-четвёртых, тексты для сжатых изложений должны быть такими, чтобы девятиклассник их мог понять на слух, но при этом для понимания требовалось бы умственное напряжение. Невозможно толково пересказать непонятное, но почти столь же трудно пересказать то, что и так всем известно, само собой разумеется. Это, в частности, касается и лексики: она не должна быть слишком простой, примитивной; перегружать текст терминами, трудными, книжными словами недопустимо. В-пятых, тренировочные тексты должны быть примерно такого же объёма, что и экзаменационные, то есть включать 250-290 слов. При сокращении в хорошей ученической работе окажется чуть больше 90 слов, то есть вдвое - втрое меньше, чем в исходном тексте При написании сжатого изложения проверяются следующие основные умения: - умение слушать; - умение обрабатывать воспринятую информацию, выделять в ней главное; - умение письменно передать обработанную информацию. Сжатое изложение-это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста. Сжатое изложение предполагает краткую, обобщённую передачу исходного текста и, следовательно, требует воспроизведения основного содержания. Приёмы сжатия исходного текста 1. I. Содержательные приёмы компрессии текста: 1) разделение информации на главную и второстепенную; исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнения, пояснений); 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). II. Языковые приёмы компрессии исходного текста. 1. Замена: а) замена однородных членов обобщающим наименованием; б) замена фрагмента предложения синонимичным выражением; в) замена предложения или его части указательным местоимением; г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; д) замена сложноподчинённого предложения простым. 2. Исключения: а) исключение повторов; б) исключение фрагмента предложения; в) исключение одного или нескольких синонимов. 3. Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций). Как помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ОГЭ? Надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми материалами, которые соотносятся с заданиями ОГЭ. Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, следует избегать натаскивания; заниматься изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно готовить девятиклассников к сдаче экзамена. Разумеется, мы, учителя, имея возможность всматриваться в текст, обладаем огромным преимуществом перед детьми, которые этот текст только услышат. Мы можем по-разному подчёркивать главное и второстепенное, обдумывать, какие подробности можно оставить, от чего отказаться совсем, что обобщить... Воспринимая на слух, ученики на бумаге сначала создают основу, остов, а потом дополняют его тщательно отобранными пояснениями. Изучаю с учениками Алгоритм работы над изложением. I. При первом чтении ученики ничего не пишут, все их усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними. II. Затем дети записывают план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и пр., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить. III. При втором чтении уточняют тезисы и заполняют оставленные промежутки дополнениями, объём и степень которых следует обдумать после чтения. IV. Потом создаётся черновик, подсчитывается количество слов в нём, и в зависимости от результатов вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить рекомендуемый объём изложения. V. Черновик нужно проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция может уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно - пунктуацию. Третью проверку лучше следует проводить «ершом» - от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать о структуре предложений. VI. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и ещё раз проверяется. После написания изложения предлагаю учащимся самостоятельно оценить свою работу, опираясь на критерии оценивания изложения, которые представлены в демоверсии. Такой вид работы позволяет учащимся проанализировать созданный текст и заострить внимание на самых важных аспектах написания сжатого изложения. Особое внимание обращаю на задания в тестовой части КИМа, учу обучающихся видеть подсказки в заданиях. Учу работать методом исключения . Особенно действенной считаю работу по составлению КИМов к текстам. При такой работе, на мой взгляд, дети быстрее осознают структуру тестовых заданий, работают с большим интересом, сами видят свои пробелы в знаниях и сами же их ликвидируют и особенно бывают довольны проделанной работой, когда сверяют получившиеся у них тесты с оригиналами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Система подготовки к ОГЭ.19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Организация повторения  учебного материала .

                                                                         

Учитель русского языка

                                                                         и литературы

                                                                         С.А.Саврасова

“Я могу ошибаться,
и ты можешь ошибаться, 
но совместными усилиями 
мы можем постепенно
приближаться к истине”

                                                                                                                                         К. Поппер

         В циклограмме уроков каждого учителя обязательно есть уроки повторения. Эти уроки возникают в конце темы, как обобщающее повторение. Уроки такого типа могут проводиться и в конце года, когда необходимо повторить весь учебный материал. При подготовке к экзаменам учителя также организуют повторение.

        Встает вопрос: как сделать так, чтобы повторение решало сразу несколько задач:

полностью включало в себя программный материал, за минимум времени позволяло повторить максимум материала, развивало не только память, но и другие психофизиологические характеристики личности, давало навык антистрессового поведения, было интересно организовано.

       Повторение играет очень большую роль как в развитии долговременной  

памяти, так и  в формировании орфографического навыка.

       Повторение  пройденного  материала

- предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое,

- содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая  их  

осознанными  и прочными.

        Поэтому задача вооружения учащихся действенными  знаниями  родного языка,

задача формирования у них прочных орфографических навыков может решаться

успешно только при условии, если учитель в течение учебного года систематически

и умело проводит повторение изученного. В свое время Ушинский отмечал, что

хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а  между  тем  быстро движется вперед.

        В зависимости от целей и содержания повторение может быть:

       1) в начале учебного года;

       2) текущее (ежедневное);

       3) тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела);

       4) итоговое (повторение материала,  пройденного  в  течение  учебного года).  

       Каждый из этих видов повторения имеет свою методику,   каждому   из   них

отводится определенное место на уроке или в системе уроков.

        Повторение в начале учебного года  

Цель: восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по пройденному материалу.

       Особенности организации:

Планировать материал  повторения применительно к своему классу, исходя из состояния знаний, умений и навыков учащихся. Важно в начале учебного года восстановить не просто полученные знания, а систему знаний. Поэтому повторение нужно строить таким образом, чтобы воспроизводимые явления орфографии осознавались учащимися в орфографической связи с другими  орфографическими   явлениями, как   составная часть системы знаний по определенной теме. Положительную роль в этом отношении играет использование схем и таблиц, составленных в предшествующем году   в   процессе обобщения и  систематизации знаний.

       1)    не    рекомендуется    при    повторении    орфографических    явлений использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты,  которые   имели   место    при    изучении    их.    Упражнения, применяемые при  повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее  полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным;

      2) творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено

значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний.  

          Текущее (ежедневное) повторение.    

Цели:  

- закрепить материал;  

- тренировать, развивать и закреплять умения и навыки по орфографии,

- увидеть проблемы в знаниях учащихся и устранять  эти  проблемы, выявляя их

причины.

          Особенности организации:

Текущее повторение дает возможность осуществлять   сопоставление   новых знаний   с   явлениями   известными,   устанавливать   между   ними   сходство   и  различие, способствует формированию  орфографических  навыков при  успешном  использовании   различных   упражнений (диктанты,   изложения, сочинения и так  далее) как на уроке, так и дома.

          Методические требования к организации повторения:

1) правильно распределять материал повторения во   времени. Недопустимо, повторив какой-либо материал, не возвращаться  к  нему слишком долго;

2) повторяемый   материал   должен   естественно,   свободно   вливаться   в  содержание урока;

3) осуществление дифференцированного подхода в  обучении.

Тематическое повторение.

      Цель:  систематизировать   знания,   полученные   детьми   при изучении определенной темы или раздела.  

Особенности организации:

     Важно при тематическом повторении использовать такую форму наглядности,  которая    дала    бы    возможность представить полученные по теме  сведения в системе, в их взаимосвязи. Этой цели отвечают таблицы и  схемы. Понимание   таблиц  или   схем  не затруднит детей, если они составляли их  постепенно, в  течение  всех  уроков повторения.

Тематическое   повторение   –   заключительный   этап   работы   над   темой,

поэтому тематическое повторение должно стать началом итогового повторения.  

Итоговое повторение (в конце учебного года).

    Цель: за сравнительно  короткое  время  

-  повторить большой объем материала;  

- привести  в  систему сведения, полученные учащимися в  течение года;

-  закреплять и совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

       Особенности организации:

       Итоговое повторение принесёт пользу   и   будет   успешным   только   при

условии, если учитель в течение   всего   года   уделял   серьезное   внимание   и

текущему повторению, и повторению тематическому.

      Итоговое повторение осуществляется в процессе выполнения различных   по

содержанию и форме упражнений (орфографический  разбор, списывание,

различные виды диктантов, изложения, сочинения).

         Учитель, используя орфографические  упражнения  при  повторении,  опирается

на длительность сохранения учебного материала в памяти, тем самым способствует  

формированию орфографических навыков у школьников.

         Знания по   орфографии   закрепляются   и   углубляются   путем   повторения

действий. В ходе   упражнения   осуществляется   перенос   сделанных   обобщений,

сформулированных в виде правил, на аналогичные случаи,   знания   углубляются,

конкретизируются, осмысливаются и   преодолеваются   трудности,   обусловленные

применением правил, происходит   упрощение   способов   оперирования   знаниями,

что   и   способствует   формированию    орфографической зоркости у    школьников.

       Эффективность упражнений определяется рядом действий:

1)   упражнения   должны   проводиться    систематически,    способствовать

условиям и этапам формирования навыков;

2)   велика   роль   при   выполнении   упражнений   мобилизации    действий,

понимания этих действий;

3) упражнения должны быть посильными для учащихся  и  в   то  же   время

включать трудности, постепенно их увеличивая;

4) эффективность упражнений определяется и в   том,   в   какой   мере   их

выполнение   активизирует   познавательные   способности младших школьников.  

        Упражнения определяются особенностями орфографии, различаются по

назначению, характеру мыслительной деятельности, по особенности   работы   над

дидактическим   материалом,   по   форме   речи   выполняемых   работ и  другим

признакам.

       Рассмотрим классификацию упражнений, которую  описывает М. Р. Львов.  

1) По цели, назначению: обучающие и контрольные.

Данные классификационные наименования являются условными.  

Контрольные упражнения   также   являются   обучающими:   они    выполняются  при

максимальном внимании.

2)    По    характеру    мыслительной    деятельности:    аналитические    и синтетические.

       К аналитическим относятся: орфографический разбор, чтение   примеров   с последующим объяснением орфографии и другое; к синтетическим  –   описывание

приложений со   вставкой   пропущенный   букв,   подбор   предложений   на   данное

правило и так далее.

3) По дидактическому материалу.

      Дидактический материал может состоять   из   отдельный   слов,   отдельный предложений, связных текстов. Для одних упражнений дидактический материал

дается  в готовом виде (орфографический разбор), для других дидактический

материал не прилагается,  а  даются указания для его составления (написание

изложений, сочинений).

4) По характеру работы над дидактическим материалом.

       Для    одних    упражнений    дидактический     материал     не     меняется

(орфографический   разбор),   для   других   в   дидактический   материал    вносят

разного рода изменения (творческий диктант).

5) По степени самостоятельности.

    Могут выполняться  по  образцу и требовать самостоятельного решения.

6) По форме речи: письменные и устные. Чаще   всего   преобладают   письменные   упражнения, нередко   сопровождаемые   объяснениями   написания   слов.   К   устным    относят орфографический   разбор, который   может   предшествовать   записи   текста   или  следовать за ним.

7) По степени закрепления материала упражнения  могут  проводиться  по

закреплению одной темы или   нескольких;   упражнения   по   орфографии могут не

совмещаться или совмещаться с закреплением других разделов школьного курса

русского языка.