Приёмы и формы в учебной деятельности.

Денисова Наталья Михайловна

Вопросы организации обучения всегда волновали и будут волновать учителя. Каждый педагог постоянно находится в поиске разных подходов, форм и приёмов с целью активизации познавательной деятельности учащихся, реализации на практике гуманистического подхода в обучении и воспитании. Поэтому эта проблема нуждается в обсуждении в педагогической среде, так как имеет практический опыт. Несколько  моментов из моей практики, требующих задуматься о результатах работы учителя, я постараюсь проанализировать.

1. У хорошего учителя не может быть неуспевающих учеников.

Задумываясь над смыслом этого тезиса, ответьте себе на следующие вопросы:

  • Оценка "2" поставлена за неподготовленное домашнее задание или за отсутствие знаний по предмету? Или..? Или...?
  • Если оценка "2" поставлена за отсутствие знаний по предмету, то при следующем опросе эта оценка, по-видимому повторится?
  • Однако, значит ли это, что в четверти у учеников, которые не знают предмет, будет поставлена оценка "2"?
  • Не является ли неудовлетворительная оценка дисциплинарным фактором, показывающим несостоятельность учителя?

2. В единстве обучающей, развивающей, и воспитательной деятельностей педагога заложены основания для успешной социализации ребёнка. При этом особое место занимает проблема организации, условий и содержания воспитания в учебном процессе. Что должен уметь и какими качествами обладать педагог для обеспечения успешного воспитания в учебном прцессе?

  • Знание детской психологии;
  • душевное,ровное,заботливое отношение к детям;
  • индивидуальный подход и всегда уважительное отношение к ребёнку;
  • толерантность как важнейшее профессиональное качество;
  • умение создавать бодрую, светлую созидательную обстановку в детском коллективе;
  • умение признавать свои ошибки;
  • умение общаться и сотрудничать с детьми;
  • владение разными гранями юмора;
  • добровольный отказ учителя от позиции превосходства, желания упрекать; умение выслушать ребёнка и попытаться помочь в решении его проблем...

3. Как часто опрос и другие способы проверки домашнего задания проводятся даже в том случае, когда учитель с точностью до одного балла знает, что ученики не готовы, многие не поняли или не захотели выполнить домашнее задание. Ещё до начала диагностирования знаний и умений учащихся педагог должен ответить себе на несколько вопросов:

  • Любят ли дети меня как педагога и мой предмет?
  • Сумел ли я увлечь детей интересной подачей материала?
  • Был ли урок насыщен и удалось ли включить учеников в познавательную деятельность?
  • Сумел ли я в полной мере научить их тому, чему должен научить в соответствии с учебной программой и планом?

4. Что больше всего мешает учителю?

  • Неумение удерживать дисциплину на уроке;
  • отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые бы могли быть весьма значимы для учеников;
  • педагогические и психологические ошибки в общении с детьми и взрослыми;
  • несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствия профессионализма;
  • неумение организовать любую деятельность;
  • неумение быть увлекательным, убедительным и успешным педагогом.

Учитель- это должность, состояние, потребность, образ жизни.

5. Итересна технология проведения цикла из 4 уроков (по Г.Г.Левитасу)

1 урок. Учитель в течение всего урока читает лекцию, сопровождаемую средствами наглядности. Каждому ученику розданы тезисы с пропусками, куда ученик  может записать пропущенную информацию. В конце урока учитель предлагает задания разной сложности, которые учащиеся выбирают себе сами.

2 урок. Ученики выступают с сообщениями  по новой теме.

3 урок. Урок состоит из 2 частей: в первой проходит пресс-конференция, подготовленная малой группой учащихся, во второй- предметно-понятийная викторина.

4 урок. Ученики выполняют разные поуровню сложности письменные работы.