"У природы нет плохой погоды..."

Федосова Галина Александровна

На улице серо. Дождь. Ветер. Как чувствует себя каждый из нас? Вы скажете, что приблизительно все одинаково: доподлинно, большинство сетует на капризы природы. И только единицы ответят: «Жизнь прекрасна, как эта погода, которая позволяет нам понять, что бывают и другие дни – солнечные, радующие нас теплом и легким ветерком». Так и в школьной жизни – что ни день, то разная погода. Отношение к этой данности учителя –  отправная точка всего происходящего в школе не только сейчас, но и после. Ведь то, с каким представлением о вершащемся педагог приходит в школу и какое участие принимает в формировании у окружающих правильного взгляда на реалии мира, находит обязательное отражение в будущем.

Все живущие в школьном доме подобны атомам неких химических элементов, которые, соединяясь вместе, создают атмосферу, по коей и можно судить о множественности взглядов и взаимоотношениях большинства в социуме. Если бы изобрели такой аппарат, который в цветовом разрешении отображал бы общий настрой в обществе (а попытки уже существуют), то мы воочию бы убедились, как в один миг может все меняться, причем диапазон таковых трансформаций был бы просто поразителен.

О чем свидетельствовало бы подобное цветоизменение школьной атмосферной шкалы? Скорее всего, о том, что людям трудно достичь общего мнения по поводу проистекающего. Но не это главное, важно то, с чем согласится, пожалуй, каждый. Цвет менялся бы! Причем неизменно, постоянно и кардинально. Это закономерность. Школа живет, развивается, дети растут, преображаются, учителя набираются опыта,  становятся мудрецами. В какой-то миг связанная пусть непрочными узами согласия нить представлений соединяется, замыкаясь в круг, у которого, как известно, нет начала и конца. Вот ради осознания каждым новым поколением неизбежности и необходимости бесконечного движения человечества по заданному кругу и существует школа. Как важно в жизни признание этого очевидного факта и как трудно согласиться с данностью! 

К сожалению, человек может долго блуждать в поисках истины, с упорством не признавать правоту законов настоящего бытия и привносить в палитру будней серый цвет разочарования, грязно-фиолетовый цвет неудовлетворенности, черный цвет негодования. Но всегда в противовес ему найдутся те, кто добавит ярких красок и по-иному отобразит реальность, заявит о другом воззрении на события и непреложно изменит отношение хоть малой части людей к жизни. Логично предположить, что к данной категории людей-оптимистов должен в первую очередь относиться учитель. Ведь основная его задача – учить  вере. Вере в то, что добро побеждает не только в сказках, что в жизни оно тоже торжествует, но только благодаря творящему его. А главные функции педагога – быть прежде всего самому творцом добра, созидать ради уверения ученика в правоте всего происходящего, являться вдохновителем ребенка на стезе к вершинам познания сущего и освещать ему тернистый путь к истине светом искренней любви.

Конечно же, воспитать в ребенке веру в главенство добра над злом и любовь к добродетели – непростая задача. В нашем мире все имеет свою цену. Сегодня во взрослом человеческом обществе властвуют товарно-денежные отношения, а дети все чаще являются свидетелями низости тех, кто по праву старшинства дан им в попечители. И все меньше школьников верят малочисленной группе энтузиастов, называющих себя учителями и призывающих к самосовершенствованию ради какой-то высокой цели. Отношение большинства подростков к происходящему в школе и есть тому подтверждение. Да, современные дети раньше взрослеют, поэтому большинство из них и заболевают пороком лености, не видят смысла в преображении. Это тоже данность. Но они все же дети! Их судьбы поручены нам, учителям, пусть и на короткое время, значит, мы можем и должны вести неустанную борьбу за их души. Они неопытны, потому и подвержены сомнениям и разочарованиям, они не умеют жить по правилам с радостью и благодарностью. Они нуждаются в проводнике, который укажет им единственно верную жизненную дорогу.

Да, жизнь прожить – не поле перейти, тем более целую жизнь, пусть и маленькую, школьную. Шанс пройти этот путь не единожды дан педагогам не случайно, а для того, чтобы они сами вначале поверили в правоту истин, на которых зиждется мироздание: каждый подвластен пороку и должен стремиться освободиться от гнетущего верховенства оного ради достижения единственно верной цели своего существования – стать Человеком. Являясь невольным свидетелем взросления юных душ, учитель действительно убеждается в этом. В школьном мире меняются лишь внешние атрибуты, суть же остается неизменной: именно в стенах школы происходит коррекция личности – молодой человек примеряет на себя ту или иную роль, участвует в репетиции взрослой жизни и в идеале меняет амплуа, если, конечно, отыщет свое место и согласится принять новый облик.

Без сомнения, каждый школьный миг для ученика – открытие себя. Стало быть, любой час в школе для учителя должен знаменоваться каким-то свершением во благо воспитанников. Только при этом условии всякий день для школьного сообщества станет вехой в истории развития его личностей. Какая же важная задача возложена на учителя! Решить ее без приятия подвига самоотречения не под силу даже при отличной оценке в дипломе по педагогике. Да и тем, кому было дано постичь смысл профессии, достичь мастерства в деле воспитания подрастающего поколения, удается тоже не сразу. Вдохновение не замедлит посетить не тех, кто только жаждет, а тех, кто неизменно ищет, кто никогда не сдается. Может, в суете сует школьной жизни такой педагог порой и не разглядит важное, но обязательно его почувствует. Сердце всегда подскажет, в каком направлении должно смотреть, куда нужно вести детей.

По моим наблюдениям, первый шаг учителя на пути вспомоществования ученику в деле достижения цели самосовершенствования – научиться оценивать события не со стороны их участника, а со стороны наблюдателя. Это позволяет составить объективное суждение о воспитанниках и более точно построить их индивидуальные маршруты. Сопровождая ученика, главное – не упустить момент, когда ребенка надо поддержать, и своевременно заметить, что он уже твердо стоит на ногах, принять роль попутчика. Главное – разрешить порулить, когда пришло время.

Второй шаг – определить круг простых оперативных механизмов воздействия на обучающихся. Речь вовсе не идет только о мерах поощрения или наказания. Важно как то, так и другое. Речь об определении разумного, стройного сочетания приемов педагогического влияния на личность и осторожном применении к отдельно взятой индивидуальности данного набора приемов с обязательным скрупулезным анализом результатов действия. В данном процессе нет мелочей. Все должно служить достижению цели. Для учителя крайне важно найти все точки соприкосновения со своим учеником, помнить о том, что всему свое время. А раз так, значит, время перемен обязательно настанет, но только при непременном движении вперед, без долгого сосредоточения на прошлом.

Учителю необходимо также научиться видеть "третьим" глазом, развить "шестое чувство" восприятия личности ученика, помнить о том, что образован не столько тот ученик, который обладает неким объемом предметных знаний, сколько тот, кому удалось за годы учебы создать в себе образ, подобный всеми признанному образцу. Поэтому каждому педагогу за расписанием уроков нужно увидеть расписание судеб учеников и усердствовать в преподавании не просто русского языка, алгебры, биологии, а стремиться давать уроки доброты, уроки милосердия, уроки справедливости, то есть самому стать примером, достойным подражания…

Чтобы дети услышали, увидели, почувствовали главное, педагогу необходимо быть естественно открытым и пребывать в неизменном мире сердечной теплоты и любви. Достичь же такой сопричастности духовному миру детей можно только находясь в бесконечном состоянии самоочищения, ведь юным дано от рождения то, чего лишены взрослые: они тонко чувствуют правду и ложь, с ними невозможно наладить обратную связь на основе лукавства, их не назовешь легковерными. Только образец правильно ведущего себя наставника являет собой то главное оружие, которое превращает детей из противников учителя в его союзников. Такому педагогу дети начинают доверять безраздельно, даже когда не могут понять причин его решений. И вот тогда в диалоге учителя с учеником наступает время откровений, время, когда с глазу на глаз происходит таинство процесса под названием перерождение.

В одно мгновение ребенку становится легко и радостно. И уже неважно, что было с ним до, и не так страшно, что будет с ним после. Данный миг запомнится ему навсегда и станет ярчайшим воспоминанием в будущем, а значит, не позволит серьезно оступиться. Ради этой минуты достижения учеником высоты духа учителю не жаль заплатить такую дорогую цену, как отречение от мнимых радостей суетного мира. Служить человеку – что еще может быть значительнее на этой земле? Действительно, это то дело, которому стоит посвятить свою жизнь без остатка!

Кульминация действа под названием преображение ребенка – главная сцена в репетиции жизни, но развитие действия продолжается и, конечно, ученик еще не раз оступится. Именно поэтому третий, самый значимый, шаг в деле воспитания личности - уверовать во что бы то ни стало в окончательную победу своего подопечного над собой, не забывая  об изначальном образе, заложенном в нем матерью-природой, и любя его таким, каков он есть. Ведь только настоящая любовь ближних способна содействовать преображению личности. Необходимо смотреть на ребенка как в зеркало. Все люди – и старые, и молодые – близнецы, только годы-расстояния отделяют их друг от друга. Нужно помнить, что самый непонятный человек для ребенка есть он сам и неустанно помогать ему в самоидентификации. Только делать это надо ненавязчиво легко. Памятование о своих мытарствах в юные годы – лекарство от высокомерия мудрости, наилучшая страховка в деле построения взаимоотношений с ребенком. Мы, взрослые, должны помочь найти детям простой путь к постижению истин,  а нам зачастую очень нравится все усложнять.

Чтобы настроиться на волну детского восприятия действительности нужно чаще мечтать. Скажете, что это удел молодых и наивных. Вовсе нет. Человек, который разучился мечтать, перестал верить в чудо (а я уверена, что на земле нет того, кто когда-то, пусть давным-давно, не верил в чудеса) это человек, который лишился зрения, умения видеть за границами человеческих возможностей, это тот, кто больше никогда ничего не сотворит прекрасного. А мечтать и реализовывать радужные грезы – значит изменять мир к лучшему.  И здесь нам впору самим поучиться у детей. Фантазии у них не занимать, только прагматичные взрослые не хотят верить в возможность оживления картин детского воображения. А ведь мир действительно таков, каким мы его творим каждую минуту своего настоящего. Поэтому и нужно очень серьезно относиться  к детским мечтам, следуя им, юные экспериментаторы способны сотворить новую реальность, остановленные взрослыми, будут томиться в действительной.

Итак, быть носителем веры в окончательную победу ученика над собой – последний шаг в деле воспитания. Ребенок, у которого выросли крылья,  должен ведь еще научиться летать. Поэтому учителю нужно быть с ним до конца. Перешагнув школьный порог, ученик уже сам выстроит верную траекторию движения к самосовершенству. Ощутив истинную свободу освобождения от порока, познанную в школьные годы, он непреложно загорится желанием испытать это чувство уже в настоящей взрослой жизни. Ему захочется пребывать в окружении соратников, захочется самому творить добро ради прозрения сомневающихся. Прилив невообразимых сил подвигнет его к сотворению невозможного. А если нет, то уже сама жизнь призовет его к ответу. Для учителя же, который был верным сподвижником в деле перевоплощения личности ученика, все опять начнется сначала.

На улице солнечно. Духота. Пыльный ветер. Как мы себя чувствуем? Истинно, большинство опять сетует на капризы природы. И только единицы ответят: «Жизнь прекрасна, как эта погода, которая позволяет нам понять, что бывают и другие дни – тихие, радующие нас покоем и чистотой красок после дождя». Среди них и я. Такое отношение к неизменной данности человеческого бытия – отправная точка всего происходящего в моей школьной саге. Ведь то, с каким представлением о вершащемся я прихожу в школу и какое участие принимаю в формировании у окружающих правильного взгляда на реалии мира, находит обязательное отражение в будущем. И вот уже много лет в моей педагогической истории на смену годам утомительного труда неизменно приходят минуты удовлетворения от содеянного и секунды созерцания гармонии.