Древнейшие произведения природы. Лекция

Филатова Галина Юрьевна

Люди, интуитивно воспринимающие связь человека с природой, издавна наделяли деревья и травы необыкновенными, могущественными свойствами. Живут в народе и переходят из поколения в поколение легенды, предания, сказы и были о чудесном мире растений. Подчас трудно отличить в этих романтических историях, где кончается правда и начинается вымысел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Древнейшие произведения природы.

.

Если всю историю существования Земли как планеты представить в виде суток, истекших  от полуночи до полуночи, то клеточные организмы возникли в теплых морях незадолго перед рассветом, первые растения появились после захода солнца, а первый человек - всего лишь за полминуты до полуночи. Растение как старшее поколение, умудренное опытом миллиардов лет пребывания на Земле, неустанно заботятся обо всех остальных живых существах – своих, говоря без преувеличения, детях, в том числе и о нас, людях.

( А.Брем, Жизнь растений).

Люди, интуитивно воспринимающие связь человека с природой, издавна наделяли деревья и травы необыкновенными, могущественными свойствами. Живут в народе и переходят из поколения в поколение легенды, предания, сказы и были о чудесном мире растений. Подчас трудно отличить в этих романтических историях, где кончается правда и начинается вымысел.

Роза – царица цветов. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времен. О ней создалось столько сказаний, что об этом можно бы написать целые тома.

Самые первые сведения о розах мы встречаем в древне индусских сказаниях, по словам которых, она пользовалась в древней Индии таким почётом, что даже существовал закон, по которому каждый принесший царю розу мог просить у него всё, чего он только ни пожелает.

Ею украшали брамины свои храмы, ею усыпали путь, по которому должны следовать во время торжественных процессий божества, ею убирали цари свои покои, ею уплачивали дань и царские подати.

В индийских писаниях сообщается, что красивейшая на свете женщина Лакшми из  распускавшегося, составленного из 108 больших и 1008 мелких лепестков бутона розы. Вишну, охранитель вселенной, увидев эту обворожительную красавицу,  укрывавшуюся в своей прелестной розовой колыбельные,  увлеченный ею прелестью, разбудил её поцелуем и, таким образом, превратил её в свою супругу.

Окутав, как дымкой, весь Восток своими сказаниями, роза нашла главный приют себе в древнем Иране, стране персов, поэты которых написали о её прелестях сотни книг.

По словам одного из них, она была подарком самого Аллаха. К нему явились однажды все дети флоры с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонливого лотоса, который хотя и был дивно красив, но забывал среди ночи свои обязанности правителя. Тогда Аллах внял их просьбу и дал им правительницей белую девственную розу с охраняющими её шипами.

Когда соловей увидел эту чудную новую царицу цветов, то был так пленен её прелестью, что в восторге прижал её к своей груди. Но острые шипы, как кинжалы, вонзились ему в сердце, и теплая, алая кровь, брызнув из любящей груди несчастного, оросила собой нежные лепестки цветка. Вот почему, говорит персидское сказание, многие наружные лепестки розы и до сих пор сохраняют свой розовый оттенок.

По одному из сказаний, роза происхождением своим обязана богине охоты Диане.

Влюбленная в Амура, богиня эта приревновала его к дивно красивой нимфе Розалии, полагая, что он предпочел ей эту последнюю. И вот, однажды, в диком гневе, она схватила несчастную, повлекла её в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого колючего кустарника, лишила её жизни.

Узнав о горькой участи своей возлюбленной, Амур поспешил на место преступления и, найдя её бездыханной, в неутешном горе, залился горючими слезами. Слёзы его капали, капали из глаз на терновник, как роса, и – о, чудо! – орошаемый ими куст начал покрываться цветами. Цветы эти были розы.

Любопытно также возникшее сказание о происхождении загнутых шипов розы.

По этому сказанию, сатана, будучи, свергнут Господом с неба, задумал вновь подняться и для этого избрал шиповник, которого прямые символы с их шипами могли бы служить как бы лестницей. Но Господь угадал его мысли и согнул стволы шиповника. Тогда рассерженный сатана согнул и шипы. И вот с тех пор шипы розы не прямые, а загнутые к низу и цепляются за всё, что до них ни дотронется.

         « Твой яркий цвет, что капля крови

            Эмблема чести и свободы

            Тобой клялись, тебя любили

            И храбрый воин, и поэт… »

А эти строки относятся к другому цветку – ярко пунцовой, приятно ласкающей взор – гвоздике.

Как прекрасен мир цветов, что ни цветок, то свои легенды.

Рассказывают, что однажды богиня Диана, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшем на своей свиристели веселую песенку. Вне себя от гнева, она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой всю её дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем неповинен, и умоляет её о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза.
Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного ею злодеяния.

Её начинает мучить раскаяние, образ кротких, умоляющих о пощаде глаз пастушка преследует её всюду и не дает ей ни минуты покоя; но поправить дело она не может.

Тогда, чтобы увековечить эти так жалобно смотрящие на неё глаза, она бросает их на тропинку и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой своей (есть гвоздики, у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) совершенное злодеяние, а своим цветом – невинно пролитую кровь.

В феодальном Китае существовали так называемые цензоры, которые имели право высказывать порицания поведению членов императорского дома и даже самого императора. Но это не означало, что император был ответствен перед ними: критика со стороны цензоров скорее являлась моральной оценкой действий императора. Если же цензор и решался иногда подать императору свои советы или выступить перед ним с какими - то пожеланиями, то он действовал на свой страх, рискуя быть изгнанным или даже казненным.

Придворный этикет Китая требовал от того, кто разговаривает с императором, держать во рту гвоздику. Гвоздика использовалась как дезодорант еще с III в. до нашей эры.

Цветком постоянства, верности, эмблемой « майской королевы» называют незабудку.

«Скоро жимолость в нашем саду зацветет,

и опять незабудками сплошь  зарастет

мшистый берег над речкой студеной.»

Прелестная, с нежно – голубыми, как бирюза, лепестками и ярко – желтой, точно из золота сделанной, серединкой, незабудка является одним из лучших украшений нашей весенней флоры. Свое странное научное название «myosotis», обозначающее в переводе на русский язык «мышиное ушко», этот прелестный цветок получил от своих покрытых волосками листьев, которые, развертываясь из почки, сначала имеют действительно некоторое сходство с ухом мыши.

О возникновении незабудки сложилась очень поэтическая древне – греческая легенда:

« Ликас и Эгля были самой красивой из всех пастухов и пастушек Аркадии, а их любовь и верность на побережьях реки Алфея вошли даже в поговорку. Но вот однажды Ликас  получает строгое приказание от отца немедленно воротиться домой, и вступить в наследство, оставленное ему его умершим дядей.

Тогда у бедной Эгле зарождается сомнения: как бы Ликас, разбогатев, не изменил ей и, увлёкшийся какой-нибудь горестной красавицей не бросил её. Но она не решается открыть ему своё опасение, и сердце её разрывается от горя на части.

Настаёт минута разлуки, Эгле не может воздержаться от слёз и несколько крупных капель катятся на траву – и о чудо! Каждая из этих слезинок превращается в голубой цветок. Это были первые незабудки, Эгле срывает и передаёт молча любимому, но Ликасу смысл их ясен и он называет их: не забудь меня!

Но не только в легендах воспевает красоту цветов человек. Всегда любили и любят поныне на Руси это нежное, нарядное, белоствольное дерево. Берёзкой - красавицей, берёзонькой- матушкой зовут её в народе, соединяя своё отношение к дереву с верной любовью к родине, родительскому дому. Верой и правдой служит берёза человеку. Не зря в старину пели о ней:

А берёза дерево

О четыре дела

А первое дело

Мир освещать

А второе дело

Крик утешать

А третье дело

Больных исцелять

Четвертое дело

Чистоту соблюдать

Горели – светили в убогих крестьянских избах березовые лучинушки – вот первое дело.

Дегтем, который и по сей день получают из березовой коры, смазывали визгливые оси разболтанных на бездорожье телег, а деревенские щеголи пропитывали им свои « со страшным скрипом» сапоги – это второе дело.

Отвар из березовых  почек, настой из листьев издавна применяют как желчегонное и антисептическое средство, а целебный березовый сок давали при общей слабости. Это третье дело.

А четвертое « дело » почитаемо любителями доброй русской бани с квасным паром да березовым веничком и метлы из березового прута честно служат чистоте.

Цветы занимают значимое место и в астрологии – учение о взаимоотношениях  Космоса и Природы. Согласно астрологии цветов существует гороскоп из 36 видов цветов, соответствующий 36 периодам рождения людей, и, следовательно, их характерным особенностям, гармонирующим с растительным миром.

Так, например, людям, родившимся с 11 апреля по 20 апреля, соответствует цветок гортензия. Хочется позавидовать тому, кто дружит с гортензией. На неё можно положиться во всех случаях. Гортензия очень добродушна, бережливость не её слабость.

Роза (13 августа – 23 августа) упивается тщеславием, она  предпочитает комплименты и похвалу. Если кто-то подчеркнет её мудрость и добрый нрав, то она сделает для этого человека всё.

Чем больше растений человек знает, тем легче узнает новые , тем больше видит вокруг, тем более внятно и красочно может описать то, что видит, и тем интереснее ему путешествовать по нашей Земле, а в конечном итоге и интереснее жить.

Знаменитый композитор Петр Ильич Чайковский сравнивал процесс создания музыкальных произведений с посадкой и выращиванием цветка. Он говорит, что когда начинаешь задумываться о новом произведении, то это похоже на посадку семени в землю. Ты за ним ухаживаешь, поливаешь, так же как композитор пробует первые аккорды в разных вариациях. Цветок прорастает и начинает тянуться к солнцу, подобно тому как произведение ложиться на клавир. Когда же он расцветает и люди восхищаются им, для композитора это значит, что произведение удалось и оно нужно людям.