Иван Ильин. Счастье...

Крюкова Светлана Владимировна

 

Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над вопросами что такое ЧЕЛОВЕК? Каково его место во всеобщей взаимосвязи в мире? Что такое добро и зло? Что есть истина и заблуждение?...Приглашаю Вас поразмышлять о том, что такое Счастье...вместе с русским философом, писателем и публицистом Иваном Ильиным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_ilin_-_schaste.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

ИВАН ИЛЬИН

1938год

СЧАСТЬЕ.

    Что ты имеешь в виду, друг, что ты хочешь, когда говоришь о счастье? - «Вполне естественно: здоровья, чтобы требовать всего; богатства, чтобы все мочь; власти, чтобы всего достичь. Вот я и счастлив!»

    Счастлив? Едва ли! Лишь тогда ты поймешь, что тебе не хватает самого существенного; что ты бредешь по большой и широкой дороге разочарования.

     Прежде всего, здесь нет ничего «естественного»: дающие счастья условия жизни точно так же различны, как и люди. Из-за богатства и власти можно стать таким несчастным, что будешь стремиться к смерти. И только больному здоровье кажется счастьем. Весь мир полон здоровыми, богатыми, могущественными людьми, которые в отчаянии ищут счастья. Ты разве этого не замечал?

     «Требовать всего!» Бедняга! «Всего» ты никогда не достигнешь; ведь счастье - не вечная гонка, не охота за абсолютной невозможностью. Если хочешь счастья, научись искусству лишений. И больной требует отнюдь не «всего», а лишь «здоровья»; и если он не соблюдает меру в «здоровом», то скатывается в болезнь, чтобы вынести из болезни для себя немного мудрости, без которой счастье невозможно. И наконец: чего ты хочешь - вечно требовать или что-то получать? Ибо без получения нет покоя, а без покоя нет счастья...

     «Богатство, чтобы все мочь». Ты не настолько дитя, чтобы думать, что богатый «все может»? Он может лишь купить! А ведь лучшее в жизни не продажно. Продажное счастье вовсе не счастье, оно скорее - разочарование и несчастье.

     Богатый может ослепить, тогда возникает видимость и обман; и это ты называешь счастьем? Богатство дает роскошь; и ты настолько наивен, чтобы воображать, что роскошь и счастье идентичны? Значит, ты не знаешь, каким глубоко несчастным, каким жалким можно быть в пышности и великолепии...

     И - «власть, чтобы всего достичь»... Разве ты так близорук, чтобы не видеть, что власть налагает на человека невероятное бремя «должен» и «обязан»? Это бремя настолько велико, что у него нет времени вспомнить  о своих «смею» и «могу». Необходимость власти подавляет ее свободу. Глядя снизу, наивный чудак-человек восклицает: «Боже, чего только он не может!» Глядя вниз властелин вздыхает: «Боже, чего только я не терплю, за что только не отвечаю и сколько всего мне нельзя!» Ибо его большое «могу» есть лишь скудный отблеск его изнуряющего долга. Лишь у злых властителей, у тиранов, дело обстоит по-другому. Не подумать ли мне, что ты считаешь счастьем тиранство?... Видишь: от всей твоей «естественности» не осталось и следа. Так, вероятно, случается со всеми: сначала нам кажется, что мы точно знаем «наше счастье»; затем выясняется, что мы его никогда не знали... Поэтому такое тщеславие - гоняться за определенно мнимым «счастьем».

     Хочешь узнать секрет счастья? Так послушай.

     Счастье нельзя поймать. Не ищи, не гоняйся за ним, оставь старания и мучения! Счастье приходит само. Но не жди его, не вопрошай о нем, не требуй ничего! Ищи чего-нибудь другого: чего-нибудь верного, великого, за что стоило бы жить, бороться и умереть. Посвяти себя этому делу с любовью, живи им так самоотверженно, как только сможешь; служи ему верно и самозабвенно, но не ищи «счастья»...

     И в один прекрасный день ты обнаружишь, что на правом плече твоем сидит орел и нашептывает тебе на ухо святые, возвышенные вещи. С этого мгновения ты будешь счастлив; даже тогда, когда тебя постигнет личное несчастье; потому что орел подымет тебя над несчастьем и даст блаженное утешение.

     Ты этого не можешь? Или ты этого не хочешь? Тогда пребывай в заблуждении и  дальше. Ты предубежден.