Ояшинский детский дом-интернат использует передовые технологии реабилитации детей

Ирина Леонидовна Лакизо

http://gorod54.ru/index.php?newsid=13684

Ояшинский детский дом-интернат использует передовые технологии реабилитации детей

Ояшинский детский интернат уже давно применяет в работе с очень трудными детьми, имеющими серьезные отклонения в развитии, множество самых современных технологий. Это и реабилитация через творчество, и иппотерапия – лечебное катание на лошади, и спортивная деятельность: воспитанники учреждения неоднократно становились призерами всероссийских и международных соревнований, в том числе игр Специальной Олимпиады, и сенсорная комната, и целый комплекс медицинских процедур, и знакомство с компьютером, и даже инклюзивное обучение в местной средней школе.
Недавно при интернате открылось отделение социальной адаптации выпускников, где ребят, обычно передаваемых по достижению 18-летнего возраста в аналогичные взрослые интернаты, обучают навыкам самостоятельной жизни, труду и самообслуживанию. Тут же социальная гостиница для тех, кто уже готов к жизни в обществе, но своего жилья пока не имеет.
Всего в учреждении реализуется более 20 реабилитационных технологий, часть из которых разработана собственными специалистами. Ояшинский детский дом-интернат является также опорной площадкой в области апробации зарубежных технологий (Швейцария, Германия). Это учреждение неоднократно признавалось одним из лучших в отрасли, а опыт был рекомендован к распространению и внедрению на всей территории Российской Федерации.
Обучение. Воспитанники дома-интерната зачислены в коррекционные классы муниципальных образовательных учреждений. Школы получили лицензии на осуществление коррекционной деятельности. Учителя, работающие в классах коррекции, прошли подготовку по специальной программе "Обучение детей с умственной отсталостью". На сегодняшний день более 200 детей гордятся своим статусом ученика, а некоторые даже принимали участие в слете лучших учеников общеобразовательной муниципальной Ояшинской средней школы. Еще 200 детей обучаются по индивидуальным коррекционно-развивающим маршрутам. Все дети получают дипломы государственного образца.
Проект реабилитации ребенка-инвалида совместно с родителями запущен в Ояшинском доме-интернате совсем недавно.
Проект позволяет любому ребенку-инвалиду пройти реабилитационный курс на базе интерната, не расставаясь при этом с мамой или папой. Для детей-инвалидов и их родителей этот проект:

• возможность реабилитации детей с глубокой умственной отсталостью;
• специализированный хосписный уход;
• полный спектр медицинских, психологических, педагогических, спортивно-оздоровительных услуг;
• пятиразовое питание из экологически чистых продуктов собственного подсобного хозяйства интерната;
• организация досуга, соответствующего интересам и возможностям ребенка (иппотерапия, бисероплетение, вышивка, резьба по дереву, лепка из соленого текста и глины, швейное дело, компьютерный класс, инструментальное исполнительство, участие в культурно-массовых, спортивных, развлекательных мероприятиях, общение со сверстниками).

Сопровождаемое проживание выпускников. Апробируется новое направление подготовки детей и молодых инвалидов к жизни в обществе путем внедрения методики сопровождаемого проживания - проект "Могу жить самостоятельно".
На сегодняшний день 40 воспитанников переведены в отделение, полностью оснащенное для самостоятельного проживания: комфортные комнаты на 2-3 человека, возможность самостоятельно приготовить еду, постирать одежду.
По мере их адаптации решается вопрос по дальнейшему жизнеустройству – обеспечению жилплощадью, возвращению в семью.
Организовав переходную ситуацию, когда под патронажем специалистов выпускник интерната осваивает профессию, учится зарабатывать и тратить деньги, получает бытовые навыки, специалисты стараются разорвать замкнутый круг и дать возможность молодым инвалидам реализоваться в жизни.
Уже более десятка воспитанников выписано из интерната с предоставлением жилья и трудоустройством на штатные должности в социальных учреждениях. Столько же возвращены в семьи, у нескольких воспитанников снята инвалидность.
Есть примеры создания из числа дееспособных лиц семейных пар, которым предоставлено жилье и оказана помощь в трудоустройстве. В целях закрепления и развития социальных навыков, оказания поддержки в организации жизни и быта, продолжается кураторство выписанных из учреждения лиц.