Российские университеты: положение студентов

Перемитина Лада Андреевна
 
История университетского образования в России началась около 300 лет назад, впервые, в 1724 году по указу Петра Великого был учрежден Академический университет Петербургской академии наук. Через 30 лет спустя был основан Императорский Московский университет.  
Университет занимает важную роль в развитии цивилизаций, становлении науки и влияние на социальные процессы. Он передает культурные ценности, раскрывает потенциал человека, учит взаимодействовать между собой людей, но самым важным звеном в университетах является студент. В своей работе я рассматриваю положение студентов на основании Университетских уставов. 
Изначально, высшие учебные заведения не пользовались популярностью, количество студентов не достигало и десяти. Основная причина - языковой барьер, лекции преподавались на латыни, ведь приглашённые с других стран профессоры, не знали русского языка. Но с течением времени, студенты стали набираться более активно, причем некоторые из них всерьёз стали заниматься наукой, ездили в экспедиции, писали грамотные сочинения, а некоторые проводили занятия в гимназии.  
В XVIII веке развивалось студенческое самоуправление, но юридически нигде не была закреплена. Активно набирались студенты в «студенческую милицию» и «суда чести».  
В 1747г. в Академическом университете был принят Устав, который регулировал положение учащих(профессор) и учащихся(студент). Согласно Уставу, студенты за провинность заключались в карцер, подвергались наказанию розгами и не имели права носить студенческую форму. Студенты ежегодно писали письменные сочинения и лучшие из них награждались медалями. Права и обязанности студентов были недостаточно описаны.  
В 1804г. был принят Университетский устав, определяющий устройство и порядки в университетах, он состоял из 16 глав и добавлял в себя новые статьи. Х глава была посвящена студентам «О студентах вообще», регулировала требования поступления в университет, обучении наукам и получение степени, соответствующей знаниям. Более того, студенты обучающееся в других учебных заведениях так же имели право на получение степени, исходя из их знаний.  
В Университетском уставе 1835г. 9 глав, они определяют: состав и предметы каждого факультета; предметы и обязанности Совета; предметы и обязанности правления; порядок определения и главные обязанности лиц, принадлежащих к университету; порядок курсов, лекций, задач и испытаний; права и преимущества университетов; особенные установления при университете, и учебные и вспомогательные пособия. В VI главе регулируется порядок лекций, задач и испытаний для студентов, где отмечается поощрение студентов за сочинения. В VIII главе «Об особенных установлениях при университете» устанавливается срок службы после окончания студентами педагогического и медицинского университета - 6 лет обязательной службы в ведомствах. Устав расширял административный надзор за студентами, обязывал их носить определенную форму. 
Один из результатов университетских реформ в сфере образования считается Университетский устав 1863г. Для студентов православного исповедания создается специальная кафедра богослужения при каждом университете, независимо от факультета. Глава VIII «Об учащихся» регулирует условия приема в студенты: молодые люди, достигшие 17 лет; аттестат гимназии; проверка степени знаний, поступающих; сроки поступления; поощрения студентов.
Впервые в уставе конкретно обозначены обязанности студентов (Глава VIII. Отделение III), вводятся порядок поведения студентов в учебном заведении и наказание за провинности (исключение из университета). Так же в главе VIII. Отделении IV регулируется оплата за слушание лекций и сроки её оплаты, устанавливается категория студентов, освобождающаяся от оплаты. Студенчество, по своей сути, осталось на прежнем положении.
В 1884г. Александр III подписал устав в первоначальной редакции, который внес существенные изменения в университетское устройство. В нём чётко регламентируются испытания для студентов, зачисление полугодий, испытания в факультетах, отчисление из университета, стипендии. В новом уставе студенты получили право выбирать занятий и преподавателей, а также появился особый надзор за студентами или «Брызгаловская эпоха». Университетские кружки прекратили своё существование официально, но действовали нелегально.Введение зачётов и экзаменов положительно повлияло на мотивацию студентов, это следует из главы V, ст. 526 «Студент, которому не зачтено три полугодия сряду или пять полугодий вообще, увольняется из университета.» .  
Таким образом, можно сделать вывод, что изначально права и обязанности студентов были недостаточно регламентированы, только с течением времени начала выстраиваться модель прав и обязанностей. В XIХ веке был заложен прочный фундамент для продолжения непрерывной научной работы и становлении сознательной личности молодого поколения.