Характеристика моторной сферы у детей дошкольного возраста

Егорова Ольга Андреевна
Онтогенез речевой регуляции моторных функций является важнейшей проблемой физиологии и психологии произвольных движений человека. Только из – за слова такие движения приобретают преднамеренный и сознательный характер, что качественно различает их от произвольных движений животных.
Концепция о двигательном анализаторе опирается на теориюИ.П.Павлова о динамической локализации функций мозга. Исходя из этой теории, локализация функций подразумевает не фиксированные центры, а динамические системы, у которых основы способны сохранять строгость дифференцированность и играть довольно высокую специализированную роль в целостной работе мозга [36].
В своих исследованиях А.Р. Лурия выразил функцию некоторых областей мозговой коры в реализации двигательных актов. Постцентральные, чувствительные зоны коры головного мозга создают кинестетическую, проприоцептивную афферентацию двигательного акта, правильную адресацию двигательных импульсов к мышечной периферии. Нижнетеменные области коры, теменно-затылочные отделы координируют пространственной образованием движения. Премоторные отделы коры координируют временное серийное образование движений и действий. Лобные отделы организовывают психорегуляторную функцию двигательного акта. Речь способствует формированию сложных движений, но также и динамичное осуществление заданий для ног, туловища, рук, и головы обеспечивает улучшения движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти. 
В частности формирование тонких движений пальцев рук сопряжено с развитием речи. Многими учеными было утверждено, что формирование мелкой моторики пальцев рук благоприятно влияет на становлении речи у ребенка. Ученые выяснили, что формирование речи и тонких движений пальцев рук связано напрямую.
Из этого следует, что формирование тонких движений пальцев рук благоприятно действует на деятельность речевых зон КГМ. Зрелость и готовность сенсомоторики – важнейший фактор онтогенеза устной речи.
Непосредственно в старшем дошкольном возрасте совершенствуется дееспособность к координации движений, которая прочно взаимосвязана с формированием мозга, с развитием его НС и выражается в возрастающей вероятности дошкольника распоряжаться собственными движениями.Формирование движений непосредственно взаимосвязано с развитием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. М.М. Кольцова и высказывала мнение о том, что умственная и физическая деятельность едины и взаимосвязаны.
Множество явлений, которые происходят во внешнем мире, а так же в нашем организме не имеют возможности быть изучены всего лишь вследствие двигательной деятельности.В основном это о кинематических, динамических и ритмических параметрах движений.Формирование движений воздействует на формирование таких областей интеллекта: внимание, наблюдательность, мышление, находчивость и быстрота соображения. 
Известна взаимосвязь между двигательной и интеллектуальной одаренностью. Ребенок с активным двигательным режимом обладает более успешной и прочной академической успеваемостью.Ребенок с расстройством интеллекта слабо координирован и с огромными усилиями добиваются овладению двигательными навыками. Известный профессор, М.М. Кольцова утверждала – тренировать движение пальцев рук обязательно, так как такая тренировка оказывает огромное воздействие на формирование активной речи у детей.Взаимосвязь функций речи и руки известно с давних пор.
С давних пор установлено – при травме или кровоизлиянии в речевой моторной зоны в левом полушарии у ребенка пропадает и речь, и тонкие движения пальцев руки, но при это двигательная проекция остается не тронутой. Формирование речевых областей в правом или левом полушарии с учетом того фактора, левша человек или правша, главным образом указывает на взаимосвязь деятельности речи и руки.
В первую очередь формируются тонкие движения пальцев рук, после – артикуляция слогов; дальнейшее развитие речевых реакций напрямую зависит от уровня тренировки движения пальцев. 
Достаточное количество ученых утверждают, что формирование речевого центра в левом полушарии определено ведущей ролью руки в труде. Взаимосвязь движений руки с речью обозначена В.М. Бехтеревым. Ученый предполагал – движения пальцев рук побуждают формирование ЦНС и подталкивают формирование речи детей.
М.О. Гуревич, А.А, Леонтьев отмечали взаимосвязь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, взаимосвязь вида произношения и характерными движениями. Очень необходимы сведения о взаимосвязи развития тонкой моторики кисти рук и уровня формирования речи у ребенка. 
М.М. Кольцова утверждала, что имеются все причины, чтобы считать кисть руки органом речи – аналогичный артикуляционному аппарату.Одной из важнейших областей мозга является проекция руки. Дети, которые имеют высокую степень сформированности мелкой моторики, способны логически рассуждать, у них в достаточной мере сформированы память и внимание, связная речь. Исследователи утверждают, приступать к занятиям по формированию мелкой моторики надо с самого раннего возраста.
В раннем и младшем дошкольном возрасте надо делать легкие задания пальчиковой гимнастики, которые сопровождаются стихотворениями, а так же следует не забыть о формировании простейших навыков самообслуживания:научить ребенка застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и др.В старшем дошкольном возрасте занятия по формированию мелкой моторики и координации движений руки необходима для подготовки к школе. 
Необходимым для освоения грамоты является формирование движений пальцев и кисти руки. Такие движения формируются у детей поэтапно на протяжении всего дошкольного возраста. В среднем к 15 месяцем у ребенка развивается захватывание предметов, но графические движения обязывают наиболее трудных координаций. В том случае, когда сознательно не тренировать руку ребенка, то дети и в шесть лет тяжело осуществляют графические задания.
Увеличение опыта движений, формирование двигательного и зрительного контроля осуществляется в дошкольном возрасте. У дошкольника возникает зрительный, но не совершенный, контроль за движением карандаша в при рисовании.Также при развитии движений и двигательных навыков важнейшую роль играет подражание, словесное объяснение. Если происходит такое, что проявляется недостаточность данных приемом, то ребенок может при исследовании движений отталкиваться от мускульных ощущениях, которые он получает при помощи ведения их руки взрослыми.
Доказано, что анатомическое и функциональное дозревание нервных волокон, а так же налаживание деятельности координационных уровней напрямую связано с формированием мелкой моторики у дошкольника.
Формирование возможно исследовать в контексте моторного, сенсорного и когнитивно – мыслительного элементов.Так, например, критерием и принципом благоприятного моторного и психического формирования детей представляется своевременное и многогранное формирование движений ребенка. Именно движение улучшает деятельность ЦНС, а так же усиленно происходят все физиологические процессы. 
Стимулирование формирования мозга, а так же и моторных зон коры больших полушарий происходит за счет нервных импульсов, которые возникают при различных движениях.
Особенно в дошкольном возрасте наблюдается один из важнейших приростов по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно - двигательной координации).
Дошкольный возраст характерен тем, что в этом возрасте наблюдается накопление опыта движений, формирование двигательного контроля.Формирование движений дошкольников проходит в достаточно близкой связи с его психическим развитием. В этом возрасте имеет выражается моторный прогресс. Прогрессивное формирование точных силовых движений, создание обязательных критериев (которые необходимы для освоения большого числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций) – это функции корковых уровней организации движений, которые вступают в структуру. 
Многие ученые утверждают, что формирование моторики у детей четырехлетнего и пятилетнего возраста обязано соответствовать этим возрастным критериям:
1. Ребенок предметом стучит о предмет. 
2. Ребенок хватает кругловатый маленький предмет двумя пальцами – большим и указательным.
3. Ребенок после того как нарисует рисунок на листе бумаги зачеркивает рисунок. 
4. Ребенок берет малые объекты из банки прозрачного типа. 
5. Ребенок по примеру выстраивает мост из трех фигур.
6. Ребенок самостоятельно выстраивает башню не менее, чем из 3 фигур.
7. Ребенок, когда рисует вертикальную линию будет стараться. 
8. Ребенок способен перерисовать круги, квадраты, крестики.
9. Ребенок, если будет рисовать человека, то нарисует его с не менее, чем тремя частями.
Непосредственно этих нормативов необходимо добиваться при формировании мелкой моторики рук у дошкольников. Исходя из того, что ребенок может выполнить почти все действия вышеуказанного списка, то развитие его мышления и двигательных навыков коррекции не требует, но если обнаруживается частичная задержка или даже опережение одного или двух критериев, то это говорит нам о том, что присутствует негармоничная динамика функций мышления, речи и мелкой моторики.Если вдруг, дошкольник не усвоил почти все вышеперечисленные в списке навыки, то ему обязательно нужно провести исследование на расстройство того или иногда вида, которая будет наиболее точной.