НАСКОЛЬКО ДОСТУПНО СЕГОДНЯ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ?

Лапач Лада Владимировна

—      О доступности юридического образования можно говорить в нескольких смыс­лах. Если сравнивать сегодняшнее положение вещей с тем, как это образова­ние было организовано в СССР, то можно отметить полную его деидеологизацию и деполитизацию. Хорошо ли это, сказать трудно, однако факт остается фак­том — сейчас каждый желающий независимо от своих воззрений и мировоз­зрения (а также независимо от каких-либо убеждений вообще) в целом может прикоснуться к системе профессиональных юридических знаний. В немалой сте­пени этому способствует развитая сеть коммерческих вузов и юридических фа­культетов в непрофильных вузах. Однако ввиду того, что эти вузы зачастую не имеют собственной традиции преподавания и сформировавшихся научных школ, эксплуатируют в той или иной форме интеллектуальные ресурсы ведущих го­сударственных вузов, полученные в них знания можно квалифицировать ско­рее в качестве юридического просвещения, но не юридического образования.

С формальной точки зрения доступность юридического образования с вве­дением двух его уровней возрастет как минимум за счет подготовки «мас­сового юриста» с дипломом бакалавра. Однако никто еще не оценил плюсы и минусы отказа от специалитета в юриспруденции. Да и есть ли эти плюсы вообще, если не принимать во внимание довольно отвлеченные соображе­ния о необходимости интеграции подготовки юристов в мировое образова­тельное пространство? Нужна ли эта интеграция как общий принцип в при­ложении к подготовке юриста, который должен знать прежде всего отечественное российское законодательство? Насколько актуальна идея об академической мобильности студентов-юристов? (Кстати, очень небольшое число российских студентов на тех или иных условиях получали и получают образование параллельно в зарубежных вузах даже и сейчас, при системе

 специалитета.) Никаких объяснений и обоснованных прогнозов по этому по­воду встречать не приходилось.

Отказ от специалитета никак не может быть компенсирован введением второго образовательного уровня — магистратуры. На этом уровне вузы (причем дале­ко не все) станут воспроизводить свой преподавательский потенциал, рассматривая магистров в качестве будущих аспирантов и соискателей. В любом случае это бу­дет достаточно закрытая корпорация действительно квалифицированных юристов, которые только со временем станут перетекать в практическую сферу.