Бондаренко Марина Викторовна

сайт учителя химии и биологии

"Уча других, мы учимся сами". Луций Анней Сенека

Профессия: учитель химии, биологии

Профессиональные интересы: химия, биология

Увлечения: Психология, иностранные языки

Регион: Ульяновская область

Населенный пункт: г. Димитровград

Место работы: МБОУ СШ №9 города Димитровграда Ульяновской области

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bondarenko-marina-viktorovna
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Лев Николаевич Толстой

Учитель в школе XXI века, – каким он должен быть? Как должна быть организована методическая работа с учителями? Какими способами более эффективно реализовать программу подготовки и переподготовки учителей, используя ресурсы школы, региона, страны? Эти вопросы стоят очень остро перед любой школой, в том числе и перед нашей. Попробуем в них разобраться. Итак, учитель в школе XXI века, – каким он должен быть? 

 

  • учитель, ориентированный на организацию обучения и воспитания;
  • учитель, ориентированный на самообразование;
  • учитель, ориентированный на коммуникативную компетентность;
  • рефлексивный практик;
  • разработчик дидактических курсов;
  • разработчик интерактивных методов обучения.

 

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

О себе

Все в жизни имеет начало и конец. Моя дорога в школу тоже имеет свое начало.Я понимала, что быть учителем непросто. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди. Но именно это и привлекало.

Помня о крыловской мудрости: «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец…», я приступила к своему любимому делу.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Это лишь малая часть прочитанного...

  1. 1. Русские народные былины: про Илью Муромца, про Алёшу Поповича, «Добрыня и Змея», «Вольга и Микула».
  2. 2. Эзоп. Басни
  3. 3. И.А.Крылов. Басни (По выбору) «Ворона и лиса», «Слон и Моська», «Лебедь, щука и рак», «Квартет», «Волк и ягненок» и др.
  4. 4. Ш.Перро. «Подарки феи».
  5. 5. Ц.Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре».
  6. 6. А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
  7. 7. И.С.Тургенев. «Муму».
  8. 8. Ф.И.Тютчев. Стихи.
  9. 9. А.Н.Майков. Стихи
  10. 10. А.А.Фет. Стихи.
  11. 11. Л.Н.Толстой. «Филиппок» и др. рассказы и сказки для детей (по выбору).
  12. 12. Н.А.Некрасов. По выбору: «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» и др. стихи.
  13. 13. А.П.Чехов. По выбору: «Белолобый», «Ванька», «Лошадиная фамилия» и др. (по выбору).
  14. 14. Д.Н.Мамин-Сибиряк. По выбору: «Зимовье для Студеной», «Серая шейка», «Приемыш», «Вертел»и др.
  15. 15. А.И.Куприн. По выбору: «Слон», «Белый пудель» и др.
  16. 16. С.А.Есенин, «Собаке Качалова» («Дай, Джим, на счастье лапу мне...») и др. (по выбору).
  17. 17. К.Г.Паустовский. По выбору: «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Ребятам о зверятах», «Кот-ворюга», «Похождение жука-носорога» и др.
  18. 18. С.Я.Маршак. По выбору: «Вот такой рассеянный», «Почтальон», «Хороший день», «Мастер – ломастер», «Багаж», «Усатый – полосатый» и др.
  19. 19. Леонид Пантелеев. По выбору: «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты» и др.
  20. 20. А.П.Гайдар. По выбору: «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», «Горячий камень», «Поход», «Синяя чашка», «Блиндаж», «Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Дальние страны», «На графских развалинах», «Судьба барабанщика» и др.
  21. 21. М.М.Пришвин. По выбору: «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Берестяная трубочка», «Пиковая дама», «Ребята и утята» и др.
  22. 22. Джек Лондон, «Волк».
  23. 23. Э.Сетон-Томпсон «Чинк».
  24. 1. М.Ю.Лермонтов. «Бородино» (наизусть), «Ашик-Кериб», «Парус» (наизусть), «Утёс» (наизусть).
  25. 2. Пётр Павлович Ершов. Отрывок из сказки
  26. «Конёк - Горбунок»
  27. («За горами, за лесами… Злого вора подстеречь» или другой) (наизусть).
  28. 3. В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница».
  29. 4. Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (отрывок «Тёма чувствовал во всём теле…уже порядочно светло» (IV глава) (наизусть).
  30. 5. В.П.Катаев. «Сын полка».
  31. 6. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».
  32. 7. А.П.Чехов. «Каштанка».
  33. 8. А.М.Горький. «В людях».
  34. 9. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  35. 10. Кир Булычёв. «Приключения Алисы».
  36. 11. Чарлз Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».
  37. 12. Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера».
  38. 13. Виктор Гюго. «Козетта», «Гаврош».
  39. 14. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».
  40. 15. Русские баснописцы (И.А.Крылов, Л.Толстой, И.Хемницер, И.Дмитриев, А.Измайлов)
  41. 1. В.П.Катаев. «Сын полка».
  42. 2. М.Ю.Лермонтов. «Бородино».
  43. 3. В.В.Бианки. Рассказы о природе.
  44. 4. Ю.И.Коваль. «Капитан Клюквин».
  45. 5. Д.Н.Мамин-Сибиряк. (По выбору) «Зимовье для Студеной», «Серая шейка», «Приемыш», «Вертел» и др.
  46. 6. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».
  47. 7. Виктор Гюго. «Козетта», «Гаврош».
  48. 8. А.П.Чехов. «Каштанка».
  49. 9. Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера».
  50. 10. Л.И.Лагин. «Старик Хоттабыч».
  51. 11. Н.Н.Носов. «Незнайка на Луне».
  52. 12. Ю.И.Коринец. Повесть «Там вдали за рекой».
  53. 13. Г.Г.Куликов. Повесть «Как я влиял на Севку».
  54. 14. Братья Гримм. «Стоптанные туфельки», «Хрустальная гора».
  55. 15. Ш.Перро. Сказки «Синяя борода», «Сказки матушки Гусыни».
  56. 1. В.П.Астафьев. Повести, рассказы.
  57. 2. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  58. 3. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
  59. 4. Н.А.Кун. «Мифы Древней Греции».
  60. 5. А.П.Чехов. юмористические рассказы («Лошадиная фамилия» и др.).
  61. 6. Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
  62. 7. С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев».
  63. 8. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» ( 2-3 повести на выбор).
  64. 9. И.С.Тургенев. «Муму».
  65. 10. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».
  66. 11. В.Г. Короленко. «Дети подземелья».
  67. 12. Р.-Л.Стивенсон. «Остров сокровищ».
  68. 1. А.С.Пушкин. «Повести Белкина».
  69. 2. Н.В.Гоголь. «Ночь перед рождеством».
  70. 3. И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч».
  71. 4. Н.С.Лесков. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей».
  72. 5. Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке».
  73. 6. А.П.Чехов. Рассказы: «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим», «Беззащитное существо», «Жалобная книга».
  74. 7. А.Г.Алексин. «Звоните и приезжайте».
  75. 8. А.А.Астафьев. «Деревья растут для всех».
  76. 9. Кир Булычев. «Заповедник сказок».
  77. 10. В.К.Железников. «Чудак из шестого "Б"», «Чучело».
  78. 11. М.М.Зощенко. Рассказы для детей.
  79. 12. Ф.Искандер. «Первое дело», «Запретный плод», «Мученики сцены», «Вечерняя дорога», рассказы о море.
  80. 13. В.Крапивин. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь».
  81. 14. К.Паустовский. «Мещёрская сторона».
  82. 15. Рей Бредбери. «Третья экспедиция».
  83. 16. О.Генри. «Вождь краснокожих».
  84. 17. А.Конан Дойл. «Горбун».
  85. 18. Ф.Купер. «Последний из могикан».
  86. 19. А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста», рассказы.
  87. 20. Майн Рид. «Всадник без головы».
  88. 21. Р.-Л.Стивенсон. «Остров сокровищ».
  89. 22. Д.Р.Р.Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно».
  90. 23. Э.По. «Овальный портрет».
  91. 1. Былины: «Садко», «Вольга и Микула Селянинович».
  92. 2. Владимир Мономах. «Поучение».
  93. 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
  94. 4. М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
  95. 5. Г.Р.Державин. «Признание», «На птичку».
  96. 6. В.А.Жуковский. «Лесной царь».
  97. 7. А.С.Пушкин. «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге».
  98. 8. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
  99. 9. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».
  100. 10. И.С.Тургенев «Бежин луг».
  101. 11. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».
  102. 12. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
  103. 13. Л.Н.Толстой. «Детство».
  104. 14. И.А.Бунин. «Цифры».
  105. 15. А.П.Чехов. «Хамелеон», «Злоумышленник».
  106. 16. Максим Горький «Детство», «Легенда о Данко».
  107. 17. Леонид Андреев. «Кусака».
  108. 18. В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».
  109. 19. Андрей Платонов, «Юшка»
  110. 20. А.Т.Твардовский, «Братья».
  111. 21. Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади».
  112. 22. Ю.П.Казаков. « Тихое утро».
  113. 23. Е.Носов. «Кукла».
  114. 24. Джеймс Олдридж. «Последний дюйм».
  115. 25. Эдгар По. «Лягушонок».
  116. 1. А.С.Пушкин. Поэмы «Полтава», «Медный всадник», повесть «Арап Петра Великого».
  117. 2. М.Ю.Лермонтов. Поэмы и стихотворения, «Беглец», «Мцыри».
  118. 3. Н.В.Гоголь. Сборник «Миргород».
  119. 4. Н.А.Некрасов. «Русские женщины», «Мороз – Красный нос», «Саша», «Дедушка».
  120. 5. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки.
  121. 6. Л.Н.Толстой. «Детство», «Юность».
  122. 7. И.А.Бунин. Рассказы, стихотворения.
  123. 8. А.П.Чехов. «Тоска» и другие рассказы.
  124. 9. Максим Горький. «В людях».
  125. 10. В.В.Маяковский. Стихотворения.
  126. 11. Джек Лондон. «Мексиканец».
  127. 12. Эдгар По. Рассказы и повести.
  128. 13. Джеймс Олдридж. «Акулья клетка».
  129. 14. Рэй Брэдбери. «Ветер», «Звук бегущих ног», «Пришло время дождей», «Ревун», «Космонавт», «И грянул гром», «Машина времени», «Здравствуй и прощай» (на выбор).
  130. 15. В.Железников. «Чудак из 6 «Б», «Каждый мечтает о собаке», «Хорошим людям – доброе утро».
  131. 16. В.А.Каверин «Два капитана».
  132. 17. Л.А.Кассиль. «Великое противостояние».
  133. 18. Дж.Сэлинджер. «Человек, который смеялся» (внимание! не Гюго, а Дж.Сэлинджер!)
  134. 4. Д.И.Фонвизин «Недоросль».
  135. 5. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».
  136. 6. В.А.Жуковский «Светлана».
  137. 7. А.С.Грибоедов. «Горе от ума».
  138. 8. А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
  139. 9. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  140. 10. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».
  141. 11. А.П.Чехов «Человек в футляре».
  142. 12. М.А.Шолохов «Судьба человека».
  143. 1. А.С.Пушкин. Лирика, «Борис Годунов», «Медный всадник».
  144. 2. М.Ю.Лермонтов. Лирика, «Демон» .
  145. 3. Н.В.Гоголь. «Невский проспект».
  146. 4. А.Н.Островский. «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «Свои люди – сочтемся», «Снегурочка». 
  147. 5. Ф.И.Тютчев. Лирика.
  148. 6. А.А.Фет. Лирика.
  149. 7. И.А.Гончаров. «Обломов».
  150. 8. И.С.Тургенев. «Отцы и дети». «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» - один из романов по выбору. 
  151. 9. А.К.Толстой. Лирика.
  152. 10. Н.С.Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда». 
  153. 11. М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города», сказки.
  154. 12. Н.А.Некрасов. Лирика, «Кому на Руси жить хорошо».
  155. 13. Н.Г.Чернышевский. «Что делать?».
  156. 14. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание», «Идиот». 
  157. 15. Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир».
  158. 16. А.П.Чехов. Рассказы, пьеса «Вишневый сад».
  159. 1. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Окаянные дни» , «Антоновские яблоки», сборник «Темные аллеи», лирика.
  160. 2. А.И.Куприн. «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок» .
  161. 3. Л.Н.Андреев. «Иуда Искариот», «Бездна», «Красный смех», «Тьма», «Дни нашей жизни», «Жизнь человека». 
  162. 4. М.Горький. «На дне», «Несвоевременные мысли», «Старуха Изергиль», «Челкаш». 
  163. 5. Поэзия серебряного века (И.Анненский, Д.Мережковский, В.А.Брюсов, К.Д.Бальмонт, З.Гиппиус,Ф.Сологуб, М.Волошин, А Белый, Н.Гумилев, В.Хлебников, В.Ходасевич, И.Северянин, Н.Клюев).
  164. 6. А.А.Блок. Лирика, «Двенадцать».
  165. 7. В.В.Маяковский. «Облако в штанах», «Я сам» , лирика.
  166. 8. С.А.Есенин. Лирика, «Черный человек», «Анна Снегина». 
  167. 9. О.Э.Мандельштам. Лирика.
  168. 10. М.Цветаева. Лирика.
  169. 11. А.А.Ахматова. Лирика, «Реквием».
  170. 12. Б.Л.Пастернак. Лирика, «Доктор Живаго».
  171. 13. И.Э.Бабель. «Конармия». 
  172. 14. А.А.Фадеев. «Разгром». 
  173. 15. М.А.Булгаков. «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Роковые яйца». 
  174. 16. М.А.Шолохов. «Тихий Дон».
  175. 17. Е.И.Замятин. «Мы». 
  176. 18. А.Платонов.«Котлован».
  177. 19. А.Твардовский. Лирика, «По праву памяти». 
  178. 20. В.В.Набоков. «Машенька», «Защита Лужина». 
  179. 21. Н.А.Заболоцкий. Лирика.
  180. 22. А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». «Матрёнин двор».
  181. 23. В.Распутин. «Прощание с Матерой».
  182. 24. В.Быков. «Сотников».
  183. 25. В.М.Шукшин. Рассказы.
  184. 26. А.В.Вампилов. «Утиная охота».
  185. 27. И.А.Бродский. «Шествие», лирика.
  186. 28. В.Некрасов. «В окопах Сталинграда». 
  187. 29. В.Шаламов. «Колымские рассказы».
  188. 30. Н.М.Рубцов. Лирика.
     

Мой взгляд на мир

Учитель стремится не только давать знания, но и должен интересоваться внутренним миром своих учеников, их эмоциями. Учитель может быть строгим и требовательным, но если ученик чувствует, что учитель интересуется его делами, хочет понять его, искренне помочь, то он поверит и сохранит уважение к нему. Твердо убеждена, что в школе должны работать люди не равнодушные к детям, те, кто может стать примером.

На уроке я стараюсь импровизировать, создаю нестандартный подход к различным видам деятельности, тем самым вызываю познавательный интерес у учеников. Мне очень важно с каким настроением они уйдут с урока, что расскажут родителям. Всегда оцениваю каждый свой урок – отличный, хороший, плохой, средний. Очень приятно слышать полные, грамотные ответы на поставленные вопросы, когда чувствуешь, что интересна ребятам как преподаватель, как человек.

Учитель не должен бояться говорить ребенку, что у него на уроке все получается, и часто произносить «молодец», «умница», даже тогда, когда успехи ученика невелики. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе и это побуждает интерес к знаниям.

Детство неповторимая пора в жизни человека: оно может запечатлеть в памяти светлое и значительное, а может ожесточить, озлобить, воспитать недоверие к людям. Дети не умеют еще жить умом, подчинять свои действия рассудку, логике. Зато они чувствуют сердцем, душой. Детское сердце отходчиво, оно способно прощать. Поэтому в свои отношения с детьми я стараюсь вносить искренность, гармонию, ласку, доброту, а не навязывание своих взглядов.

Эту главную идею я доношу и до родителей. Ведь к сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными, А заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье.

Необходимо иметь связь друг с другом, то есть, родителя и классного руководителя, а также учителей-предметников для того, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа, я уверена, будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми.

Это мои принципы, это мое жизненное кредо, которое помогает мне в работе. Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников – любопытные, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье общения, ведь я человек – учитель, помогающий ученикам познать себя и мир вокруг в прошлом и настоящем; поверить в свои силы. Это счастье быть учителем; быть нужным!

Мои достижения

Приходит опыт,но не сразу...

Моё портфолио

«Учитель –это человек, который может делать трудные вещи легкими» Р. Эмирсон

«Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не знает». Катон

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» У.Черчиль

«Учитель – это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна». Элберт Хаббард

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы