Четвернина Ольга Григорьевна

Сайт учителя русского языка и литературы

Всегда в поиске!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Духовно-нравственное воспитание учащихся

Увлечения: фотография. компьютер, чтение художественной литературы

Регион: Курганская область

Населенный пункт: с.Заманилки Целинный район

Место работы: МКОУ" Заманилкинская средняя общеобразовательная школа"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/chetvernina-olga-grigorevna
Кто двигает вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.
Аристотель

 

                                                                                Каждый выбирает для себя

                                                                                 Женщину, религию, дорогу 

                                                                                  Дьяволу служить или пророку –

                                                                                  Каждый  выбирает для себя.

                                                                                  Каждый выбирает  для себя.

                                                                                   Выбираю тоже – как умею

                                                                                   Ни к кому претензий не имею –

                                                                                    Каждый выбирает для себя.

И я выбрала для себя профессию учителя. Со школой связаны все мои детские  воспоминания, потому что моя мама работала учителем начальных  классов. Я играла в «школу», представляла, как я веду урок, веду беседу с непослушным учеником.  А  вечером, когда мама проверяла  тетради и хмурилась, если в работе много ошибок, я ждала удобного момента, чтобы заглянуть в тетради и поставить свою оценку. За такую «проверку» я всегда получала, но каждый вечер я занимала свой пост и ждала удобного случая…

Как давно это было …Вот уже тридцать  пять лет  я работаю учителем русского языка и литературы в школе, в которую я пришла в 1979году.

Каждый уголок школы стал для меня родным, и, конечно, кабинет литературы, где до боли знакома каждая чёрточка на доске, на парте.

Работа учителя  одновременно и сложная,  и творческая, а потому очень интересная. Признаюсь честно, что порой очень устаю и хочется только одного: скорее домой, удобно устроиться в любимом кресле с художественной книгой в руках, потому что чтение для меня – это отдых.

И не замечаю, как начинаю вспоминать о том, сколько событий произошло за этот день! Череда уроков, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми. Не знаю, чьи это слова, но они мне понравились: «Учитель, будь солнцем, излучай человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании   своих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».

Каждый раз, когда вхожу в свой класс, мою душу переполняют  эмоции: понимающий взгляд детей с полуслова, обмен новостями, шутки напоследок. Я люблю своих непосед – десятиклассников, с ними  у меня полное  взаимопонимание. Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой и дружной семьи,  чтобы ему  хотелось идти в школу, чтобы он ждал встречи с одноклассниками и учителем, и был уверен, что его  здесь с радостью ждут. И достичь этого – задача  непростая для учителя!

Педагог обязательно должен уважать своего воспитанника, видеть в нём личность и уметь распознать в нём положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в общении с ребёнком. Дети чувствуют уважение и, видя пример своих педагогов, начинают отвечать взаимностью.

Не надо скупиться  на похвалу, комплименты и тёплые слова! А ещё очень важно говорить с ребёнком по душам. Учитель должен отодвинуть  в сторону свои амбиции и обиды, которые накопились в нём после урока, остаться наедине с учеником и душевно с ним поговорить. Великая сила доброго слова творит чудеса. Никто не поможет мне  в общении с детьми, только я могу это сделать. И я буду искать тот ключик, который подходит именно к этому ребёнку, к этому коллективу. Доброта способна лечить и располагать к общению. Кроме того, педагог должен понимать своих воспитанников и без остатка прощать.

                Во всём мне хочется дойти

                 До самой сути.

                 В работе, в поисках пути,

                 В сердечной смуте.

Учителю недостаточно учить, что  надо делать «хорошо», ему необходимо каждый  день делать это первым, иметь активную жизненную позицию и уметь вести за собой. Я всегда говорю  своим ученикам : «Будьте внимательны друг к другу, старайтесь помочь тем, кто нуждается в вашей помощи, не проходите мимо чужой беды».

Моя мама говорит, что учитель – самая лучшая профессия, потому что работать с детьми – это огромное счастье. Именно дети, и только они умеют бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять уверенность. Я жду общения с ними, готовлюсь к нему. И это общение доставляет мне радость и удовольствие, потому что  чувствую : я нужна им, а они нужны мне. И в этой взаимности заключается счастье любого педагога, потому что общение с детьми – это своего рода бальзам для души, как напиток бодрости и вечной молодости!

Недавно у одной  учительницы я прочитала стихотворение – своеобразное напутствие  для начинающих педагогов, но мне кажется, что оно  и обо мне:

Учитель!

Перед именем твоим…

Но это после, в будущем, когда-то.

Пока же штурм, и надо быть солдатом,

Не сдать высот и выдержать бои.

Успех – потом,

Пока же так легко

По стенам скачут солнечные зайчики,

И так легко урок срывают мальчики,

И так смириться с этим нелегко.

И ты, какой бы ни был эрудит,

Попробуй-ка увлечь высотами познанья,

Когда за партой дремлет Ярославна,

Хандрит Онегин и Обломов спит.

Но ты не сдайся! И удаче быть!

И станут вдруг,

Твой жар душевный поняв,

Искать Онегин, действовать Обломов,

И Ярославна пламенно любить.

Учитель!

Перед именем твоим…

Но это после, в будущем, когда-то,

Пока ж бои, за их сердца бои…

И потому будь доблестным солдатом!

О себе


 В 1979 году закончила Курганский государственный педагогический институт . Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по методической работе.  Высшая квалификационная категория.  
Очень люблю свою профессию, которой я посвятила 34 года.  

Учителю недостаточно учить, что  надо делать «хорошо», ему необходимо каждый  день делать это первым, иметь активную жизненную позицию и уметь вести за собой. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 Мои книги, которые я очень люблю:Н.А.Островский " Как закалялась сталь", Н.Ильина " Четвёртая высота".

 

Да здравствует чтение!
Что может быть лучше,
Чем с книгой общение!"

Мой взгляд на мир

Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь — улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
 Жизнь есть — дети и любовь!

(интернет)

Мои достижения

 

                                                Награждена

Почётная грамота РОНО с. Целинное – 1980 г.

Почётная грамота РОНО с.Целинное – 1984 г.

Почётная грамота РОНО с.Целинное – 1987 г.

Почётная  грамота администрации Целинного района – 1999 г.

Почётная грамота Целинного районного профсоюза образования – 2003 г.

Почётная грамота Отдела образования администрации Целинного района – 2005 г.

Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации – 2006 г.

Почётная грамота Главного управления образования Курганской области – 2008 г.

Грамота Администрации Целинного района  Управления социальной политики – 2009 г.

Грамота Администрации Целинного района Управления социальной политики  - 2010г.

Почётная грамота Целинного районного профсоюза образования - 2011г.

Почётная грамота МОУ "Заманилкинская средняя общеобразовательная школа" - 2011г.

Моё портфолио

.

 

За 34 года работы в школе я очень ясно вижу, как из нашей жизни уходят многие нравственные понятия: бескорыстие, милосердие, чувство собственного достоинства, уважение старших, чувство ответственности. Всё чаще мы проходим мимо грубости, жестокости, насилия…
Я работаю в селе, где каждый человек на виду: многие семьи почти не занимаются воспитанием детей, пьянство в некоторых семьях становится нормой поведения, дети оказываются в социально опасной среде. В селе очагом культуры является только школа, которая удалена от культурных центров города. Состав родителей разный: служащие, рабочие, безработные. В общении  с детьми я вижу, что для некоторых не существует понятия «совесть», для других –  понятия «добро».
Анализ отношения подростков к жизненным ценностям, проведенный по результатам диагностики уровня воспитанности в школе, показал необходимость воспитания таких ценностей:  любовь к Родине,  родителям, семье,  уважение к старшим, доброе отношение к людям, бережное отношение к братьям нашим меньшим. По моим наблюдениям,  большинство родителей заботится в первую очередь о сугубо материальных проблемах, которые отодвинули на задний план проблемы нравственные.  Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, нравственность утратили свою приоритетность. Мы знаем,   что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.
.Всё это, перечисленное выше, натолкнуло меня на мысль: заняться духовно – нравственным воспитанием не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.    
      Передо мной, учителем литературы, проблема нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь я имею очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Общаясь ежедневно с книгой,   имею богатейший материал для воспитания юных сердец. Сегодня проблема духовно – нравственного воспитания становится ведущей. Никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – главная задача учителя литературы. И решить её помогают произведения литературы.
       Добру, благородству, дружбе мы учимся на сказках Г.Х. Андерсена. Его сказки  пробуждают  у детей потребность к рассуждению, размышлению над вечными понятиями.
Благодатным материалом для разговора о дружбе, чести, долге, достоинстве, верности служит повесть А.С.Пушкина « Капитанская дочка».
         Рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» помогает  выявить нравственную актуальность темы милосердие в современном мире, рассмотреть различное отношение героев рассказа к проблеме милосердия, мнения учащихся, авторскую позицию, способствует формированию нравственных качеств личности учащихся, понятия ответственности человека за жизнь «братьев наших меньших».
         Способность эмоционально откликаться на прочитанное,  чутко относиться к поэтическому слову можно увидеть  на уроке по теме «Стихи о войне» (Б.Окуджава «Песенка о Лёньке Королёве») . Разговор на этом уроке шёл о любви  к Родине, чувстве уважения и благодарности к её защитникам.  
             Для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут. Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не только в юридическом смысле).
Но чтобы Дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, образ жизни в русской культурной тради-ции, литературе. Тем более, что в последнее время смысл заметно расширился. Выражения «Наш общий
дом», «Русский дом», «Мировой дом» стали привычными штампами.
Каким же видел и созидал народ свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей, которые осознали литературу как «орган, выражающий всё, что страна думает, что знает и что хочет и должна знать».
Обо всём этом мы говорили с учащимися 10 – 11 классов во время работы над проектом « Образ дома в русской литературе». Эпиграфом к проекту взяли слова Ф. Абрамова: «Главный – то дом человек в душе у себя строит, и тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и 20 века является мотив Дома. Дом не только как жилище, местообитание, но как быт и стиль жизни, надёжный привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи..
                 Проблему  одинокой старости, проблему материнской любви, проблему взаимоотношений между детьми и родителями,  проблему  милосердия  решали на уроке – размышлении по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».
                Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности,  об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Разговор состоится, если между учителем и учениками доверительные отношения. Тогда дети чувствуют себя уютно и комфортно, с удовольствием идут на урок.
Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Мои публикации:
Литература
Русский язык
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио