Чмелев Анатолий Георгиевич

сайт музыкального руководителя ДОУ

Профессия: музыкальный руководитель

Профессиональные интересы: региональный компонент

Увлечения: изучение иностранного языка

Регион: Республика Бурятия

Населенный пункт: с. Новая Брянь

Место работы: МБДОУ Ново-брянский д/с "Журавленок"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/chmelev-anatoliy-georgievich

О себе

Закончил музыкальное училище в 1974 году. с 1975-1977гг проходил службу в рядах Российской Армии. В 1977 году начал свою карьеру музыкального руководителя в детском саду, где и работаю по сей день. По совместительству работал  преподавателем по классу баян в музыкальной школе. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская и зарубежная классика художественной литературы, японская средневековая поэзия (в форме хокку и танка). 

Мои достижения

                                                                                                                                                  

         Региональный компонент.

     

 

                                1.Обоснование.

 

     Многонациональность – это характеристика в целом народонаселения огромного географического пространства России. В произвольно взятом регионе нередко проживает два и более народов; каждый с характерной музыкальной культурой, фольклором, обычаями, особенностями быта.

     В этих условиях музыкальному руководителю необходимо решать задачу  гармоничного соответствия общих   по России требований Программы дошкольного образования  особенностям культуры народонаселения данного региона.

     За период работы в Республике Бурятия музыкальным руководителем ДОУ у меня на практике вырабатывались взгляды и концепции, которые носят программный характер и служат теперь для меня своего рода навигатором по региональному компоненту. Данный материал может быть адаптирован к любому региону.

 

                                  2. Основная часть.

         Базовое положение к решению задачи триедино:

а. Региональный компонент отражаем всеми видами художественной деятельности (музыка, декламация, театрализация, рисование, хореография…)

б.Задача решаема всеми формами организации художественной деятельности: занятие (традиционное, комплексное, тематическое), развлечение, самостоятельная деятельность.

г.Задачу возможно решать посредством масштабных мероприятий (занятие, развлечение; день, посвященный…; неделя, посвященная…) или

 посредством эпизодических включений в какие-либо мероприятия)

         Очевидно? На практике я пришёл к этому положению не сразу и от фрагментарного к общему.

 

Формы и примеры построения эанятий и развлечений.

         1.Сопоставление культур (в нашем случае русской, старо-

обрядческой и бурятской) в рамках тематических занятий.

 Занятие «Как одевались в старину». Двухчастное.  Проводится   в два приёма в разные дни.

 Первая часть включает русские потешки, старинные русские игры; мы рассматриваем фотографии женщин в                                                                                                                                   старообрядческих нарядах; костюмированный фольклорный ансамбль                                                                                                          .                                                                                                            школьников общается с детьми на местном говоре,  представляет два-три примера вокально-игрового репертуара; наряд рассматривается детально; дети раскрашивают бумажные детали костюма; аппликация.

 Вторая часть—ознакомление с бурятской национальной одеждой; раскрашивание деталей одежды; аппликация. Раскрашивание сопровождается фонограммой бурятских народных песен. Далее появляется персонаж бурятского фольклора Будамшу (своего рода бурятский Насреддин). Он общается с детьми, рассказывает обычай встречи дорогих гостей, исполняет на бурятском языке «Песню о друге». Дети в свою очередь исполняют танец «Приветствие» на основе бурятской хореографии. Ту же «Песню о друге» исполняет детский оркестр. В заключение Будамшу играет с детьми в «Зун, утахн, зангилаа».

         Таким образом в рамках одного-двух занятий затронуто несколько аспектов культуры народов: досуг, обычай, музыкальное творчество, одежда, фольклор.

.image

 

         2.Народный праздник. Бурятский праздник Сагаалган (календарный праздник Белого месяца ).

В оформлении зала  элементы

национального орнамента; музыкант в национальной одежде, с национальным инструментом; женщина в национальной одежде, выражающая встречу дорогого гостя.

         Ведущий поясняет значение праздника, рассказывает об особенностях приветствия в праздничный день. Затем он обращает внимание детей на оформление и поясняет символику орнамента. В зале появляется Гость в национальной одежде; кто-то из детей приветствует Гостя по заданным

правилам; диалог в традиционной форме. Ведущий предлагает Гостюпочетное место и традиционное угощение; Гость в свою очередь «отвечает» гостинцами.

         Ведущий обращает внимание на изображение музыканта; беседа по специфике музыкального инструмента. Гость рассказывает соответствующую моменту сказку «Волшебный хур (данный инструмент)». По окончании Ведущий предлагает послушать звучание хура (в записи).

         Далее проводятся соревнования по силе: армреслинг, «Перетянуть Ургу»; игры: «У кого бэлэ?», «Найди напёрсток», «Верблюд и верблюжонок».

         Гость загадывает загадки из бурятского фольклора. Дети инсценируют весёлую «Сказку про волка».Куклы магнитного театра в национальных костюмах танцуют под фонограмму народной песни. И заканчивается праздник бурятским хороводом «Ёхор».

         По обычаю праздника  в дорогу Ведущий преподносит Гостю подарок. Гость благодарит; его пожелание детям; уходит.

         Ведущий просит детей ответить, чему нас учит праздник Сагалган.

                                                                                                                        

 

        3. Региональный компонент фрагментарно в рамках темати-

ческого занятия. «Весенняя капель»

         В данном занятии  посредством  русского фольклора (заклички, хоровод, попевки, игра), творчества Чайковского П.И. (танец «Вальс цветов», творчества современных композиторов (вокальный репертуар) озвучена тема весны, цветов, перелётных птиц.

         Муз.руководитель.Не всех птиц пугают сибирские морозы. Многие остаются зимовать в родном краю. Какие это птицы, вы знаете? (Тетерев)

                                 В бору тетерев болбочет,

                                 Из бора лететь не хочет

                                 В бору ягодка малина

                                 В бору красная рябина

 

По весне тетерева стаями прилетают на лесные полянки, каждый год на одну и ту же . На этой полянке они танцуют – распускают крылья, бегают, кружатся и по своему поют – болбочат . чуфыкают, бормочат.

Те кто видел и слышал эти концерты, говорят, что это из самых замечательных, самых волнительных явлений природы. Это настолько красивое зрелище, что буряты даже придумали танец, который так и называется: «Танец тетеревов».

         Хореография основана на сюжете, рисунке и пластике народного танца.

 

         4. Сопоставления в формате развлечения.

        Две равновозрастные группы.Заглавная тема  развлечения  «Приди, весна, с радостью» условна. Заглавной может быть тема зимы, осени, лета.

         а. В закличках, попевках,  в игровых песнях: «  В сыром бору тропина» и «Я селезня любила» прозвучала тема весны.

         б. Сопоставление персонажей фольклора и народные игры. В зал «приезжает» Петрушка, общается с детьми, играет с ними в «Жмурки».

Речь заходит о его друге Будамшу. Появление Будамшу. Национальная игра «Модо бэдэрхэ» (Ищем палочку).

         в. Сопоставления в музыке. Рассматриваются музыкальные инструменты хур и балалайка. Слушаем звучание инструментов. Детский оркестр исполняет русскую и бурятскую народные мелодии.

         г.Устное народное творчество. Будамшу предлагает послушать и посмотреть «Сказку про волка»(инсценировка).Петрушка уходит за ширму кукольного театра, зрители смотрят сценку «Фома и Ерёма».

         д. Народный танец. Дети танцуют для гостей «Ёхор» и «Кадриль». Петрушка и Будамшу прощаются, уходят.

                                                                                                                        

5. Образовательная деятельность с элементами бурятского языка.

Тематическое занятие «Наашаа ерэгты» («Идите сюда»). Тема оформления зала:: «Родной край». Отдельный уголок оформлен в плане сельского подворья:: юрта, мужская и женская фигуры магнитного театра в национальной одежде, городьба, домашняя живность.

         В качестве вступительной части озвучиваются вопросы: где мы живём, село, страна, Россия, флаг России, Бурятия, флаг Бурятии, наша природа. Слушание песни «Эжымни».

         Стук в дверь. Мы спрашиваем на бурятском: «Это кто?». В гости пришёл мальчик Баир (кукла в национальной одежде), приветствует детей; дети отвечают.

         Ведущий: Это мальчик Баир. Как будет по-бурятски «мальчик»? (хубун), «девочка»? (басаган)… Баир часто приходит к нам в гости, но почему-то забывает, кого как зовут (следует процедура знакомства  Баира с детьми на бурятском языке). У Баира есть мама и папа.. Они живут вон в той юрте. Как будет на бурятском языке «мама?»... «папа?»… Мы позовём их в гости. (приглашаем гостей: «Наашаа ерэгты!», кукол переносим на платформу магнитного театра) Папа и мама у Баира много работают. Видите, какое большое у них хозяйство. Но сегодня они у нас в гостях и хотят потанцевать для нас.

         Куклы танцуют. Дети в свою очередь танцуют  «Ёхор». Куклы прощаются с детьми на бурятском, возвращаютсяна подворье. Ведущий предлагает послушать сказку. Сказка «Хитрый Будамшу». Ведущий прерывает сказку (он услышал чьи-то шаги). Вопрос: «Это кто?» (на бурятском). Приглашение: «Наашаа ерэгты».Появление Будамшу. Он общается с детьми. Обмен загадками (в основном из бурятского фольклора). Игра. Песня Будамшу (на бурятском). Детский оркестр.

Музыкальный подарок для Будамшу: «Русские припевки» и «Танец матрёшек».

 

6.Включение в образовательный процесс музыки  композиторов Бурятии. 

Творчество композиторов Бурятии составляет особый пласт музыкальной культуры народа. Профессиональными композиторами создан фонд музыкальных произведений различной жанровой принадлежности: опера, балет; музыка симфоническая, музыка камерная, музыка для национальных музыкальных инструментов, музыка для детей; в вокальных произведениях звучат темы патриотизма, природы родного края, человеческих чувств и отношений.                                                            

         Несколько примеров. А.Андреев: «Детская сюита». Песня «Эжымни». («Мама». Настолько популярна, что мелодию можно слышать на вызовах мобильных телефонов). «Таёжная, озёрная, степная…» (Стала Гимном Бурятии).

         Б. Ямпилов: Сюита «Цветущий край». Балет «Красавица Ангара». Музыкальная комедия «Будамшуу». Оратория « Гудящие сосны». Детская опера-сказка «Чудесный клад». Сюита на народные темы. Праздничная увертюра.              

         Д. Аюшеев: Симфонические картины «Таёжные песни». Симфоническая поэма «Богатая долина».

         Ж. Батуев. Балет «Гэсэр». (Богатырь, защитник народа).

         Уже программность названий приведённого ряда говорит о том, что данные произведения могут служить источником необходимого материала к образовательной области «Музыка» в ДОУ Бурятии.

 

7. Хореографические, музыкально-драматические разработки на заданную тему.

 Данный раздел, пожалуй, в наибольшей степени  предполагает разрешение креативного потенциала музыкального руководителя как лично, так и в сотрудничестве с воспитателем. Фрагментарные зарисовки, законченные по сюжету композиции и постановки; драматургия, поэзия, режиссура, сочинение музыки, обработка популярных мелодий; прошлое, настоящее, будущее; родной край, экология, охрана природы; сказочные сюжеты, быт…что ещё можно включить в это поле приложения творческих возможностей? Разумеется, самокритика, критика и консультации играют не последнюю роль в воплощении замыслов.

 В частности, мною была поставлена хореографическая картинка «Косари», для которой изготовлены бутафорские косы,

отбивные молоточки, точила; и мальчиками в хореографической  форме

показан процесс отбивания и заточки кос, процесс кошения.

 

8. Музыкально-образовательная деятельность в групповой комнате.

Отсутствие необходимой площади для музыкально-ритмической деятельности (в форме танца) здесь компенсируется наличием рабочих столов и удобством в работе с раздаточным материалом. Использование транспортабельных музыкальных инструментов (баян,

балалайка, дудочка, национальные музыкальные инструменты), слушание аудиозаписей, просмотр видеороликов  -  всё служит обозначенной нами теме. В данных условиях рационально сочетание слушания музыки и музицирования, аппликации, рисования, литературного чтения, декламации, конструирования (например, изготовление юрты: на бумажных заготовках раскрашиваются крыша и

стена с окошечком и дверью; эти заготовки склеиваются в виде кольцеобразной стены и крыши в форме тупого конуса, готовые детали

компонуются). Музыка (нужного нам колорита), в частности, служит музыкальным фоном конструированию и аккомпанементом физкультминутке.

 

image

 

 

image

 

image

 

                                                Куклы магнитного театра

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы